Методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Этот процесс происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методы расчета средней цены и индексная оценка динамики цен……….6
1.1. Уровень цен и исчисление средней цены……………………………………...6
1.2. Формы индексной оценки динамики цен……………………………………….9
Глава 2. Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков...12
2.1. Определение типа рынка………………………………………………………...12
2.2. Конкурентная реактивность рынка и показатели
(индексы) рыночной концентрации товаров………………………………….22
2.3. Расчет индексов фондового рынка…………………………………………….32
Глава 3. Анализ конъюнктуры рынка и цен лесоматериалов………..……………….36
Заключение……………………………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование..doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

    Анализ типов рынков конкуренции не может дать абсолютно готовых решений по установлению цен, он необходим для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.

    Выбирая любую стратегию цен, фирма (предприятие, компания) должна учитывать, что: - цены на продукцию приходится регулярно пересматривать;

   - в ценах недостаточно учитывается информация о спросе, конкурентах, качестве товара, покупателях;

   - значительная часть товаров реализуется на распродаже в конце сезона по сниженным ценам;

   - спрос на товары эластичен;

   - большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекается низкими ценами конкурентов;

   - при выборе  стратегии ценообразования важно четко изучить типы рынков и провести тщательный анализ себестоимости (издержек) производства.

    В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма (предприятие, компания) может одновременно с одним товаром выступить на рынке свободной конкуренции, а с другим – на чистой монополии, в сфере рынка олигополистической конкуренции возможно появление как чистой монополии, так и свободной конкуренции.

    Таким образом, определение типов рынков конкуренции дает продавцу знание степени его свободы в установлении и изменении цены. Однако для принятия окончательных решений по ценам одного этого знания недостаточно, так как для каждого товара на конкретном рынке в конкретное время существуют определенные отношения между его ценой и спросом. При этом необходимо учитывать вероятность реакции на рынке экономической системы на изменение спроса. [2, 104-115]

 

                                2.2. Конкурентная реактивность рынка

               и показатели (индексы) рыночной  концентрации товаров.

 

      Реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар, ее адаптивность к сигналам спроса при наличии независимых агентов рынка можно сравнить с надежностью работы любой системы, состоящей из отдельных элементов (предприятий, фирм, хозяйствующих субъектов).

      Учет изменения спроса связан с перестройкой технологии производства, организационных структур, подготовки кадров специалистов и руководителей, при этом в процессе развития рыночных отношений адаптироваться к новым условиям предприятие заставляют рынок, спрос и конкуренция.

      В современных условиях рыночных отношений вероятность реакции на изменение спроса каждого отдельного предприятия пока еще достаточно низкая и находится примерно на уровне 0,1. В связи с этим важно иметь более высокую вероятность реакции на изменение спроса хозяйственной системы в целом.

      Известный математик и кибернетик Джон фон Нейман доказал, что из «ненадежных» элементов можно создать вполне надежную систему. Для ее гарантированной работы необходимо параллельно включать элементы в достаточно большом количестве.

     В экономической системе реакция на изменение спроса не может ставиться в зависимость от поведения одного или немногих предприятий. Она должна работать достаточно надежно и безотказно. Вероятно, в обеспечении адекватной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка и состоит основная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на конкретном рынке.

    Если допустить, что все хозяйствующие субъекты рынка являются полностью самостоятельными, то вероятность реакции экономической системы в целом на изменение спроса на рынке (Рc), состоящей из k предприятий, можно определить по следующей формуле:

                     Рc = 1 - n1 x n2 x … x nk,

или         

                     Pc = 1 – [(1 – P1) х (1 – P2) х … х (1 – Pk)],

где n1 = 1 – P1, n2 = 1 – P2 … nk = 1 – Pk – вероятности противоположных событий; P1, P2, …, Pk - индивидуальные вероятности реакции предприятий 1,2,…, k на изменение спроса на рынке.

     Используя приведенные формулы, можно провести несложные математические расчеты и получить оценочные вероятности реакции экономической системы, состоящей из независимых предприятий, на изменение спроса при различных типах рынков (табл.2). Для простоты расчетов условно примем, что вероятность реакции каждого предприятия одинакова и равна 0,1.

                                                                                                                            

                                                                                                                           

                                                                                                                           Таблица 2

 

                 Примерная оценочная вероятность реакции экономической системы

                            на изменение спроса при различных типах (моделях) рынков.

 

Типы (модели)

рынков

Число

пред-при-ятий

Формулы расчета  оценки реактивности экономической  системы на изменение спроса с  учетом количества предприятий

Вероятность реакции  системы на изменение спроса

Чистая

монополия

    1

Pc1 = 1 – (1 – 0,1) = 1 – 0,9

           0,1

Олигопо-

листическая

конкуренция

    2

    3

    5

    7

   10

Pc2 = 1 – (1 – 0,1)^2 = 1 – 0,9^2 = 1 – 0,81

Pc3 = 1 – (1 – 0,1)^3 = 1- 0,9^3 = 1 – 0,729

Pc5 = 1 – (1 – 0,1)^5 = 1 – 0,9^5 = 1 – 0,59

Pc7 = 1 – (1 – 0,1)^7 = 1 – 0,9^7 = 1 – 0,48

Pc10 = 1 – (1 – 0,1)^10 = 1 – 0,9^10 = 1 – 0,35

           0,19

            0,27

            0,41

            0,52

            0,65

Монопо-

листическая

конкуренция

   20

   25

   30

Pc20 = 1 – (1 – 0,1)^20 = 1 – 0,9^20 = 1 – 0,12

Pc25 = 1 – (1 – 0,1)^25 = 1 – 0,9^25 = 1 – 0,07

Pc30 = 1 – (1 – 0,1)^30 = 1 – 0,9^30 = 1 – 0,04

            0,88

            0,93

            0,96

Свободная

конкуренция

   40

Pc40 = 1 – (1 – 0,1)^40 = 1 – 0,9^40 = 1 – 0,02

            0,98


 

      Анализ проведенного расчета показывает, что при рынке чистой монополии с одним предприятием вероятность реакции системы на изменение спроса равна всего 0,1. В условиях олигополистической конкуренции она находится в интервале 0,19 – 0,52, когда на рынке действуют соответственно два и семь предприятий. И только при 10 предприятиях уровень вероятности реакции системы на изменение спроса достигает 0, 65, т.е. приближается к уровню, соответствующему практической уверенности предприятий на данном рынке.

    Естественно, что каждое предприятие может выработать свои критерии практической уверенности и риска на различных типах рынков с учетом их конъюнктуры и изменения спроса на товар.

    Для регулирования конкуренции и ограничения монополизма с целью создания гибкой рыночной системы в странах с развитыми рыночными отношениями практическая деятельность позволила разработать свои критерии и эмпирические приемы анализа структуры различных типов рынков, а также методы расчета конкретных показателей уровня концентрации рынка товаров.

    В процессе анализа структуры различных моделей рынков применяются в основном количественные методы определения уровня концентрации рынка товаров. При большом количестве предприятий на рынке уровень его концентрации становится ниже. Если на рынке действуют разные фирмы одной отрасли, значительно отличающиеся по своему размеру (отношению общего объема продаж, численности работников, занятых в производстве конкретной продукции, стоимости основных фондов и активов определенного предприятия к общему соответствующему уровню этих показателей всех предприятий данной отрасли), то уровень концентрации  рынка получается выше.

    Для определения уровня концентрации рынка товаров важно правильно определить прежде всего показатели размера предприятия (фирмы, компании, корпорации) и границы рынка, которые характеризуются особенностями продукции (производственно-технического назначения, продуктовые товары), а также временным (товары длительного пользования, текущего потребления) и географическими (территориальные, поясные границы) факторами.

    Основными конкретными показателями (индексами), определяющими уровень концентрации рынка товаров разных фирм, являются показатель пороговых долей (удельных весов) рынка, индекс концентрации, индекс Линда, индекс Херфиндаля – Хиршмана.

    1. Для определения уровня концентрации рынка служит показатель размера наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, предприятий, объединений), действующих на нем, который называется показателем пороговых долей рынка.

      В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50% или доля которого составляет менее 50%, но доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ст.5). Все это выражается в том, что данные фирмы затрудняют доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивают свободу их экономической деятельности, изымают продукцию из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объема производства с целью создания искусственного дефицита, необоснованного повышения (понижения) действующих цен продукции, пользующейся спросом, злоупотребляют доминирующим положением на рынке, недобросовестно проводят конкуренцию.

     Определенный рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке конкретного товара имеется:

   - 10 фирм и более;

    - одна фирма не занимает более 35% рынка;

    - две фирмы не занимают более 44% рынка;

    - три фирмы не занимают более 54% рынка;

   - четыре фирмы не занимают более 64% рынка.

   Таким образом, в этом случае указанные рынки считаются неконцентрированными и они являются конкурентными рынками.

    2. Индекс концентрации ИCR (concentration ratio) показывает долю наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем объеме рынка товаров в процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке:

                                                                                                    3(4)

                                                    ИCR 3(4) =  Σ qi,

                                                                                                    i=1

где qi - доля (удельный вес) i-й фирмы, %.          

    Согласно практическим данным, наиболее достоверна общая оценка состояния рыночной концентрации товаров, осуществляемая по количественным значениям индексов концентрации для трех наиболее крупных фирм.

     Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах: 0 < ИCR <= 100%. Если ИCR < 45%, то концентрация считается нормальной, а рынок товаров – конкурентным; если 45% < ИCR < 70%, то концентрация достигает средней степени, а при ИCR > 70% получается высокая степень концентрации, в этом случае рынок товаров является неконкурентным.          

     Указанный индекс концентрации в неполной мере может учитывать специфические особенности рыночной структуры всей конкретной отрасли, однако этот показатель можно применять в качестве определенного ориентира при небольшом числе доминирующих фирм в отрасли, прежде всего действующих на рынках олигополистической или монополистической конкуренции, а также в сочетании с другими индексами рыночной концентрации товаров (услуг).

     3. Индекс Линда (Ил) в основном применяется в странах Европейского союза и рассчитывается прежде всего для наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений), действующих в самом «ядре» рынка определенных товаров.

    Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:

                                 Ил2 = (d1/ d2) х 100%,

где d1, d2 – рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

   Для трех наиболее крупных фирм индекс Линда:

                                  Ил3 = ½ [(d1/ ((d2 + d3)/ 2)) + (((d1 + d2)/2)/ d3)] х 100%,

   и т.д.

   В случае намерения слияния фирм государственные органы могут дать соответствующее разрешение при условии, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих пределах: 120% < Ил < 200%.    

    4. В качестве критерия демонополизации рынка и создания условий для конкуренции в США используется весьма простой индекс Херфиндаля – Хиршмана (Ихх), который можно рассматривать как индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке.

    Индекс Херфиндаля – Хиршмана рассчитывается по следующей формуле:

                                                                                        k

                                                     Ихх = Σ (gi)^2

                                                                                                       i=1

где gi -  доля (удельный вес) каждой фирмы на рынке в общем объеме выпущенной продукции, %; k – количество фирм в отрасли. При этом

                                                         k

                                                     Σ gi = 100%,

                                                          i=1

т.е. при любом количестве в конкретной отрасли фирм (компаний, предприятий) общий удельный вес всей выпускаемой  ими продукции должен составлять 100%.

     При проведении расчета индекса по методу Херфиндаля – Хиршмана рынок считается неконцентрированным (нормальным для конкуренции), если общий Ихх < 1000 ед. (т.е. если общая сумма квадратов удельных весов всей выпускаемой продукции в конкретной отрасли (на рынке) составит меньше 1000 ед.). При таких значениях индекса Херфиндаля - Хиршмана разрешается любое слияние фирм. Рынок считается высококонцентрированным (неконкурентным), если общее значение указанного  индекса превышает 1800 ед.

Информация о работе Методы исследования экономической конъюнктуры рынка и ценовой динамики