Контроль за государственной дисциплиной цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края осуществляется на основании Федерального закона от 26 декабря 2009 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Главы Администрации Красноярского края от 05 октября 2011 г. № 1217 "Об организации и проведении контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области" (с изменениями и дополнениями).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1 Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен…………………………………………………………………………………4
1.1 Органы контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.4
1.2 Методы контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.5
1.3 Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен…..6
Глава 2 Соблюдение порядка ценообразования на продукцию……………..10
2.1 Состояние нормативно-правового регулирования в сфере контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.)……………………………………………………………………………….10
2.2 Организация контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.)…………………………………………13
2.3 Финансовое и кадровое обеспечение контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен ………………………………………………15
Глава 3 Контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен……17
3.1 Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений……………………………………17
3.2 Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля……………………………………………………….19
3.3Проведение контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен………………………………………………………………………….……..20

Заключение…………………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

контроль за государственной дисциплиной цен.docx

— 53.70 Кб (Скачать файл)

 

 

Организацию контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Красноярского края осуществляет Управление по региональным тарифам Администрации Красноярского края. В 2010 году Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, в части контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) обладало следующими полномочиями: 

  •  
    осуществление контроля за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  •  
    осуществление контроля за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения;
  •  
    осуществление контроля за применением регулируемых Управлением цен (тарифов) и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого им ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов);
  •  
    осуществление контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  •  
    проверки организаций независимо от их организационно-правовых форм по вопросам формирования регулируемых Управлением цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.).

 
В 2010 году Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края, возложенные на него полномочия не могли быть реализованы в полной мере, в связи с отсутствием на федеральном уровне нормативных актов, устанавливающих Порядок проведения проверок за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения и Порядка осуществления контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы). 
 
В Управлении по региональным тарифам Администрации Красноярского края структурным подразделением Управления, обеспечивающим исполнение полномочий Управления в сфере организации контроля формирования и применения цен (тарифов), защиты прав потребителей, совместно с органами исполнительной власти Красноярского края, органами местного самоуправления и общественными организациями в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством Российской Федерации и Красноярского края, является отдел по контролю за применением цен (тарифов).  
 
Основными функциями отдела по контролю за применением цен (тарифов) в установленной сфере деятельности являются: 

  •  
    организация проведения контроля за формированием и применением регулируемых цен (тарифов) и других экономических факторов в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения установленных цен (тарифов, наценок, ставок, коэффициентов рентабельности и т.п.);
  •  
    организация работы по вопросам контроля формирования надбавок (наценок, ставок, коэффициентов рентабельности и т.п.) к ценам (тарифам) на потребительском рынке продукции (товаров, работ, услуг);
  •  
    проведение документальных и выездных мероприятий по контролю (проверок) за соблюдением субъектами ценообразования государственной дисциплины цен (тарифов) на территории Красноярского края;
  •  
    осуществление мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований законодательства в сфере регулируемого ценообразования;
  •  
    оформление результатов проведенных мероприятий по контролю (проверок) ценовой дисциплины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Красноярского края;
  •  
    участие в создании, использовании и совершенствовании нормативно-правовой, информационной базы для осуществления контроля в области регулирования цен (тарифов);
  •  
    осуществление мероприятий по контролю (проверок) ценовой дисциплины субъектами ценообразования независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам формирования и применения регулируемых цен (тарифов, расценок, надбавок и т.д.) в установленном законодательством Российской Федерации и Красноярского края порядке.

 
Исполнение вышеуказанных функций отделом по контролю за применением цен (тарифов) осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов Красноярском крае: 

  •  
    постановления Главы Администрации Красноярского края от 05 октября 2006 г. № 1217 "Об организации и проведении контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Красноярского края ";
  •  
    постановления Управления по региональным тарифам Администрации Красноярского края от 14 октября 2009 г. № 27/4  
    "Об утверждении Административного регламента Управления по региональным тарифам Администрации Красноярского края исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением участниками ценообразования (хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) ценовой дисциплины (обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования), обоснованностью установления и изменения, а также применения ими цен (тарифов, надбавок, наценок, плат, уровней рентабельности, коэффициентов изменения тарифов, предельных индексов роста тарифов) на продукцию (товары, работы, услуги)".

 
Управление по региональным тарифам Администрации Красноярского края осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Красноярского края, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

 

 

2.3 Финансовое и кадровое обеспечение контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен 

 

 

 

Расходы на финансовое обеспечение функций по осуществлению государственного контроля (надзора) отделом по контролю за применением цен (тарифов) в 2010 году составили 4080 тыс. руб., из них: заработная плата сотрудников – 3339 тыс. руб., страховые взносы –  
741 тыс. руб. В расчете на объем исполненных в 2010 году контрольных функций – 14 тыс. руб. на 1 проверку.

В соответствии с приказом Управления по региональным тарифам Администрации Красноярского края от 21 сентября 2010 г. № 109-ВН  
"Об утверждении штатного расписания Управления по региональным тарифам Администрации Красноярского края (для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Красноярского края) штатная численность работников отдела по контролю за применением цен (тарифов) составляет 7 штатных единиц. Должность главного специалиста отдела по состоянию на 31 декабря 2010 г. не замещена (вакантна). 
 
Средняя нагрузка на 1 работника, по фактически выполненному объему функций по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемые виды деятельности, 
в 2010 году составила – 29,16 проверки в год на одного работника.  
 
При проведении Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) в 2010 году эксперты, экспертные организации к проверкам не привлекались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3  Контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен

 

 

3.1 Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.

 

 

Статьей 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ  
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлены меры, обязательные для применения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, а именно: выдача предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. 
 
В соответствии Положением об Управлении по региональным тарифам Администрации Красноярского края, утвержденным постановлением Администрации Красноярского края от 14 декабря 2010 г. № 674-п к полномочиям Управления по региональным тарифам Администрации Красноярского края относится принятие решений и выдача предписаний в пределах своих полномочий, установленных федеральным законодательством, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса, а также выдача органам местного самоуправления и хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов). 
 
На основании изложенного, в 2010 году по фактам выявленных нарушений при проведении контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края вынесено 35 предписаний об устранении нарушений действующего законодательства в сфере регулируемого ценообразования. 
 
Также, согласно Положению об Управлении по региональным тарифам Администрации Красноярского края к полномочиям Управления по региональным тарифам Администрации Красноярского края относится принятие мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании, естественных монополиях, об электроэнергетике, а также осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения (установления) цен (тарифов). 
 
Управление по региональным тарифам Администрации Красноярского края уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 
 
В соответствии со статьей 23.51 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10  
(в части административных правонарушений, совершаемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности) статьи 9.16, статьей 14.6, частью 5 статьи 19.5 и статьей 19.7.1 настоящего Кодекса. 
 
Всего за 2010 год по результатам проведенных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вынесено 51 постановление о назначении административных наказаний в виде административных штрафов, из них: 
 
30 – по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ - завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке); 
 
12 – по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования;  
 
2 – по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов; 
 
7 – части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ - непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов. 
 
Необходимо отметить, что Порядок установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утверждены постановлением Правительства РФ  
от 15 мая 2010 г. № 340, которое вступило в законную силу  
с 01 июня 2010 г., а на региональным уровне, требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, оказывающих регулируемые виды деятельности, установлены постановлениями Управления по региональным тарифам Администрации Красноярского края от 28 октября 2010 г., которые в свою очередь вступили в законную силу 10 ноября 2010 г.  
 
Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края, в своих постановлениях от 28 октября 2010 г., закреплен трех месячный срок приведения программ в соответствие с требованиями к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. 
 
Таким образом, в 2010 г. у Управления по региональным  
тарифам Администрации Красноярского края отсутствовали  
основания для привлечения юридических лиц и (или) должностных лиц к административной ответственности по части 10 статьи 9.16 КоАП РФ.

 

 

 

3.2 Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 

 

Задачей проводимых Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения государственной дисциплины регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования. 
 
В целях реализации положений Федерального закона № 294-ФЗ  
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также иных нормативных правовых актов, регулирующих применение контрольных (надзорных) функций органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок  
в 2010 году, хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулируемые виды деятельности Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края вынесено 35 предписаний об устранении нарушений действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).  
 
В целях принятия мер по контролю за устранением выявленных нарушений и их предупреждению, Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края в 2010 году проведено  
44 внеплановых проверки выполнения ранее выданных предписаний. 
 
Также, приняты меры по привлечению лиц, допустивших нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) к административной ответственности в виде административных штрафов. 
 
По результатам деятельности Управления по региональным тарифам, в части контроля за соблюдением ценообразования и правильности применения регулируемых государством цен (тарифов) в бюджет Красноярского края в 2010 году поступило 2678 тыс. руб., в том числе по результатам плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 2077 тыс. руб. 

 

 

3.3 Проведение контроля за государственной дисциплиной регулируемых цен

 

 

 

Во исполнение государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением участниками ценообразования (хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) ценовой дисциплины (обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования), обоснованностью установления и изменения, а также применения ими цен (тарифов, надбавок, наценок, плат, уровней рентабельности, коэффициентов изменения тарифов, предельных индексов роста тарифов) на продукцию (товары, работы, услуги) Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края на 2010 год запланировано 107 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 
 

В рамках исполнения ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, утвержденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации, размещаемого в срок до 31 декабря текущего календарного года на официальном сайте Генпрокуратуры РФ в сети Интернет по адресу: www.genproc.gov.ru Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края проведено 106 плановых проверок, из них нарушения в сфере ценообразования, а также применения регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) выявлено  
в 27 случаях. 
 
Одна плановая проверка юридического лица не была осуществлена по причине ошибочно указанного идентификационного номера налогоплательщика в плане проведения плановых проверок на 2010 год утвержденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации. 
 
Также, Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края в 2010 году проведены 68 внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемые виды деятельности, из них 24 проверки, основанием для проведения которых являлось нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). 
 
Задачами проведения плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования.

Вывод

В 2010 году Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края план проведения плановых проверок выполнен на 99,06%. 
 
Средняя нагрузка на 1 работника по фактически выполненному объему функций по контролю в 2010 году составила – 49,33 проверки в год  
на 1 работника, в том числе по фактически выполненному объему функций по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулируемые виды деятельности – 29,16 проверки в год на 1 работника.  
 
Заключение

 

Учитывая социальную значимость проводимых Управлением проверок, высокую степень заинтересованности государства в формировании стабильного правого поля в сфере, подлежащей государственному регулированию, а также необходимости применения различных отраслей действующего законодательства при открытии, проведении, фиксировании результатов проверки и принятии мер административной ответственности по результатам выявленных нарушений существует необходимость увеличения числа сотрудников Управления, осуществляющих контрольные функции.  
 
Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края, в соответствии с рекомендациями постановления Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при разработке ежегодного плана проверок на 2011 год учитывалась оценка результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок лиц, включенных в план проверок, анализ состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценка потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности. 
 
Кроме того, количество запланированных на 2011 год совместных плановых проверок с контролирующими органами (62 совместных проверки) свидетельствует о том, что назрела необходимость осуществления надлежащего взаимодействия Управления по региональным тарифам Администрации Красноярского края с указанными органами государственного и муниципального контроля, в связи с чем необходимо в течение 2011 года разработать регламенты взаимодействия. 
 
Особо следует отметить, что отсутствие на федеральном уровне нормативных актов, устанавливающих Порядок проведения проверок (плановых, внеплановых) за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения; устанавливающих Правила осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий и субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии стандартов раскрытия информации; а также устанавливающего Порядок осуществления контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) затрудняют надлежащее исполнение Управлением по региональным тарифам Администрации Красноярского края возложенных на него контрольно-надзорных функций (полномочий). 
 
Также, по мнению Управления по региональным тарифам Администрации Красноярского края, необходимо нормативно закрепить необходимость информирования заинтересованных лиц и общественности о результатах проведения плановых и внеплановых проверок, и нормативно закрепленный перечень сведений, подлежащий обязательному опубликованию в открытом и бесплатном доступе на официальном сайте органа исполнительной власти. 

Информация о работе Контроль за государственной дисциплиной цен