Государственный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:44, реферат

Краткое описание

Определение контроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки, дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер к прекращению аномального развития события. Очевидно, что вряд ли какой-либо хозяйствующий субъект сможет функционировать без контроля, поскольку контроль предполагает и проверку взаимодействия всех подразделений и сотрудников между собой. Исходя из этого, контроль, можно рассматривать как один из компонентов управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.86 Кб (Скачать файл)

1. Государственный контроль

С целью определения роли и места государственного контроля, необходимо выяснить, что вкладывается в понятие «контроль».

Определение контроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки, дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер к прекращению аномального развития события. Очевидно, что вряд ли какой-либо хозяйствующий субъект сможет функционировать без контроля, поскольку контроль предполагает и проверку взаимодействия всех подразделений и сотрудников между собой. Исходя из этого, контроль, можно рассматривать как один из компонентов управления.

Некоторые ученые под контролем понимают «систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров» [4, 433].

В.Г. Афанасьев определяет контроль как систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям; выявление результатов воздействия субъекта на объект, включая анализ допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования [5, 226]

Контроль, как управленческая функция, имеет своим непосредственным назначением установление соответствия или несоответствия фактического состояния и деятельности управляемых, заданному им состоянию. Это состояние определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, распоряжениями и т.д. По результатам контрольных проверок устанавливаются отклонения управляемого объекта от заданного состояния или корректируется решение, определяющее это состояние.

В.М. Манохин [9, 226] определяет контроль как метод, включающий три элемента: проверка фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального предписания, распоряжения, задания, норматива, словом, всей деятельности подконтрольных органов и организаций; проверка путей и средств выполнения закона, иного правового предписания, задания, поручения, позволяющая оценить работу конкретных лиц со стороны действительно деловой, оценить, как достигнуты результаты, в том числе соблюдена ли законность; принятие мер в процессе контроля для оценки, исправления положения, устранения недостатков, поощрения или, наоборот, наказания.

Ряд авторов рассматривает контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. По мнению Ю.М. Козлова, при таком подходе к пониманию контроля в него включаются: наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушениям; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ (ред. 22.12.2008) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33. Ст. 3436.

2. О прокуратуре  РФ: Федеральный закон от 17.02.1992 № 2202-1 (ред. 25.12.2008) «»//СЗ РФ. - 1995. - 20.11. - №47. - Ст. 4472.

3. Административное  право России/ Под. ред. А.П. Коренева - М., 2002.

4. Административное  право: Учебник / Под. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова - М., 1999.

5. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968.

6. Басков В. И. Курс  прокурорского надзора. Учебник  для студентов юридических вузов  и факультетов с приложением  нормативных актов./В.И. Басков - М.: ЗЕРЦАЛО, 2006.

7. Бахрах Д.Н. Административное  право России Учебник. - М., 2000.

8. Еременко Ю.П. Право как фактор единства  правовой системы // Советская правовая  система в период перестройки: Сб. научных трудов. - Волгоград, 1990.

9. Манохин В.М.. Адушкин  Ю.С. Российское административное  право: Учебник. Саратов, 2003.

10. Маштакова Е.А. теоретико-правовые вопросы государственного  контроля в РФ. - Ростов-на-Дону, 2000.

11. Прокурорский  надзор. Курс лекций и практикум. /Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен», 2007.

12. Розенфельдт  В.Г., Фролов А.В. О функциях и  организации деятельности прокуратуры//Журнал  российского права. - 1999.- № 2.

13. Тарасов A.M. Государственный  контроль: сущность, содержание, современное  состояние // Журнал российского  права. - 2001. - № 1.

Комитет государственного контроля в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регламентирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Министерство финансов и его органы являются важнейшим звеном финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Оно контролирует соблюдение государственной финансовой дисциплины и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством. В своей системе оно имеет контрольно-ревизионное управление с представителями в областных финансовых органах.

Министерство по налогам и сборам проводит государственную политику и осуществляет регулирование и управление в сфере налогообложения, а его органы на местах (инспекции) осуществляют контроль за обеспечением правильного исчисления, внесением налогов и сборов в бюджет налогоплательщиками.

Министерство экономики осуществляет контроль за социально-экономическим развитием Республики Беларусь, проверяет обоснованность планов развития экономики, выполнение планов социально-экономического развития и другие вопросы, входящие в его компетенцию.

Министерство статистики и анализа на основании принятой отчетности осуществляет контроль за выполнением планов социально-экономического развития по территориально-отраслевому признаку. Оно осуществляет проверку достоверности отчетных денных и состояние организации учета и отчетности на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Национальный банк Республики Беларусь регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями отдельных сфер, связанных с их предпринимательской деятельностью. Они представлены различными государственными депар-v таментами, комитетами, инспекциями (Государственный таможенный комитет, Государственный патентный комитет, Комитет по ценным бумагам и др.).

Административные органы (Верховный Суд, хозяйственные суды) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением субъектами хозяйствования и отдельными лицами законодательства Республики Беларусь. Они осуществляют проверку состояния исполнительской дисциплины. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Для повышения эффективности координации деятельности государственных органов, уполномоченных проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций в Республике Беларусь, образован Совет по координации контрольной деятельности.

Слово «контроль» образовалось от латинского выражения соntrа rotulus, от которого затем произошло французское словосочетание соntre role, означающее сопоставление или противопоставление должного, заранее установленного (изменение с целью восстановления).

Контроль — система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений, причин и условий, способствующих возникновению этих отклонений.

Содержание контроля не может быть обстоятельно раскрыто в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает. Контроль - одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи: по его результатам производится корректировка ранее принятых решений и планов. С этой точки зрения контроль может быть действенным только при своевременном получении и эффективном использовании достоверной информации о состоянии всей управляемой системы, определении соответствия деятельности, осуществляемой в данной системе, намеченным целям и принципам, указаниям и распоряжениям руководства, действующему законодательству. Контроль дает возможность не только выявить отклонения от принятых и утвержденных правил, процедур, нормативных и правовых актов, но и определить причины этих отклонений, выявить допустивших их должностных лиц.

Характерной особенностью контроля как функции управления является его непрерывность. Функционирование любой организации направлено на реализацию конкретных задач, обусловленных поставленными перед ней целями. Но для того чтобы эти задачи успешно решались, необходим постоянный контроль за процессом их выполнения на всех стадиях практической реализации управленческого решения.

Контроль выступает неотъемлемой составной частью всего процесса рационализации хозяйственной деятельности организаций. В его задачу входит предвидение и предотвращение возможных ошибок, нарушений, злоупотреблений и фактов бесхозяйственности, а если избежать негативных отклонений не удается, то контроль обязан обеспечить неотвратимость воздействия и пресечения соразмерно выявленному характеру отклонения.

Будучи самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции (в том числе бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности) и не обслуживает их как вспомогательная функция, а взаимодействует с ними, повышая общую эффективность их применения. Преобладание функционального принципа разделения управленческого труда между отделами и службами субъекта хозяйствования обусловливает их параллельное воздействие на управляемый объект. Например, в бухгалтерии организации не только ведется учет движения и состояния средств в процессе расширенного воспроизводства, но и в определенной мере осуществляется контроль их сохранности и эффективности использования, а также регулирование отклонений. Многофункциональными являются и другие отделы: планово-экономический, финансовый, юридический и пр. В этих условиях нарушается функциональный принцип разделения труда внутри самих отделов, работа многих подотделов и специалистов строится на основе интеграции управленческих функций, практически стираются грани, объективно существующие между учетом и контролем, контролем и анализом.

Говоря о реализации функции контроля в практической деятельности, часто используют понятия «механизм контроля», «процесс контроля» и «технология контроля».

Механизм контроля - это совокупность принципов и методов, на которых основан процесс контроля. Посредством механизма контроля осуществляется обратная связь между объектом и субъектом управления, благодаря ему к органам руководства поступает информация о состоянии и поведении объектов управления. Качество системы управления обусловлено качеством работы механизма контроля. Он действует между организациями и внутри организаций, между органами управления и внутри них, во всех подсистемах экономической жизни общества. От эффективности действия механизма контроля во многом зависит эффективность функционирования национальной экономики.

Процесс контроля - это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов контроля (органов контроля, руководителей, контролеров, общественных организаций и др.), направленная на гарантированное достижение наиболее эффективным и производительным способом целей управления путем реализации контролирующими органами задач контроля и применения его соответствующих принципов, методов, технических средств и технологии.

Основной процесс контроля (какую бы область он ни затрагивал) включает три этапа:

1) установление норм функционирования, стандартов - т.е. определение начальной  точки контроля;

2) сбор данных о фактических  результатах исполнения; сопоставление  фактических результатов деятельности  объекта контроля с действующими  нормативами и стандартами;

З) сравнение и оценка фактических и ожидаемых результатов исполнения, выработка и осуществление корректирующих действий.

Технология контроля - это механизм, включающий выбор методов и процедур для получения данных, исходя, из которых выявляются отклонения от целей управления. Задача технологии контроля — обеспечить руководство субъекта управления нужной информацией, несмотря па ее нехватку или избыток, искажение, невозможность точно установить тенденции, факты и т.п. Затем разрабатывается система показателей, позволяющая описывать состояние и поведение объекта контроля в целом.

Раскрытию сущности государственного контроля способствует рассмотрение различных видов его проявления. Деление государственного контроля на виды позволяет «глубже изучить контроль как общественное явление, а также лучше организовать реализацию данной функции в общей системе управления» [9, с. 156].

В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных действий, различают документальный и фактический контроль.

Документальный контроль осуществляется с использованием первичной документации, учетных регистров, бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, других видов документов, в которых нашли отражение операции и события, ставшие объектом исследования.

Фактический контроль — изучение количественного и качественного состояния исследуемых объектов ко данным их осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки, не связанных с документальными источниками.

 В зависимости от  субъектов контроля, т.е. их статуса  в управленческой системе, которым  обусловлены объем властных полномочий, правовая регламентация деятельности, характер применяемых мер воздействия  и т.д., выделяю два вида контроля  — внутрихозяйственный и внешний.

Информация о работе Государственный контроль