Хозяйственные споры до суда и в суде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

Любой спор о праве - это в той или иной мере экономический спор, хотя, разумеется, есть из этого правила немало исключений. Но это - самый широкий взгляд на то, что такое экономический спор. Здесь же под экономическими спорами понимаются те споры, которые разрешает (призван разрешать) государственный - арбитражный - суд сегодняшней России, и даже уже - лишь те, которые принято обозначать как споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений.
Цель данной контрольной работы: Рассмотреть основные виды хозяйственных споров. Рассмотреть органы, рассматривающие хозяйственные споры.

Содержание

Введение 2
1.Что изучает хозяйственные споры и арбитраж 3
2.Хозяйственные споры до суда и в суде 4
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

хоз.споры.docx

— 40.60 Кб (Скачать файл)

 

Федеральным законом РФ «О связи» от 16.02.95 г. (ст. 38) установлено, что претензии при  неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг связи или выполнении работ в области связи предъявляются оператору связи, представляющему услуги или выполняющему работы. Подобные претензии оформляются в письменном виде и подлежат регистрации в установленном порядке. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфных отправлений, предъявляются в течение месяца, а в остальных случаях (по почтовым отправлениям и др.) -- в течение шести месяцев. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: по телеграфным отправлениям -- в течение месяца, по местным почтовым отправлениям в течение пяти дней, в остальных случаях -- в течение двух месяцев. По претензиям, связанным с подпиской и доставкой периодических печатных изданий сроки предъявления и рассмотрения претензий для юридических лиц составляют один год.

 

Еще более  детально регламентируется порядок, сроки  предъявления и рассмотрения претензий  к предприятиям транспорта в отношении  перевозки груза. В нормативных  актах четко определяется, кто  из участников отношений по перевозкам (грузоотправитель или грузополучатель) вправе обратиться к перевозчику  с претензией в связи с допущенным им нарушением.

 

Правовые  нормы указывают, к какой конкретно  транспортной организации надлежит предъявлять претензию в зависимости  от характера допущенных нарушений. Особенно это актуально, когда перевозка  осуществляется силами нескольких транспортных организаций одного или различных  видов транспорта. Например, согласно ст. 159 Устава автомобильного транспорта РСФСР претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются  к автотранспортному предприятию, выдавшему груз, а в случаях  полной утраты груза -- к автотранспортному предприятию, принявшему груз к перевозке.

 

Законодательно  устанавливаются требования к оформлению претензий и подтверждению их определенными документами. Например, в соответствии со ст. 138 Транспортного  Устава железных дорог РФ к претензии  о недостаче, порче или повреждении  груза должны быть приложены железнодорожная  накладная и коммерческий акт, выданный дорогой, в случае отказа железной дороги в составлении коммерческого  акта представляется накладная и  документы об обжаловании отказа.

 

Право определило сроки для предъявления и рассмотрения претензий, дифференцированные в зависимости  от характера требований и порядок  исчисления этих сроков. Например, согласно ст. 139 ТУЖД, претензии к перевозчику  могут предъявляться в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов -- в течение 45 дней. Срок на предъявление претензий о возмещении за порчу, повреждении или недостачу груза исчисляется со дня выдачи груза; о возмещении за утрату груза -- по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки, а за утрату груза при перевозке в прямом смешанном сообщении -- по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке и т.д. Следует помнить, что сроки, установленные законодательством для предъявления претензий транспортным организациям, являются пресекательными и восстановлению не подлежат.

 

Срок на предъявление претензий перевозчику не входит в установленный для таких  требований срок исковой давности. Если претензия перевозчиком отклонена  или ответ не получен в установленный  срок, заявителю предоставляется 30 дней для предъявления иска со дня  получения отрицательного ответа или  истечения срока, установленного для  ответа.

 

Органы, рассматривающие  экономические споры

 

Возникающие споры между участниками гражданских  правоотношений могут быть урегулированы  в судебном и в несудебном (путем  компромиссного обсуждения) порядке.

 

Основными правовыми  источниками в данной области  права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных  судах РФ”, Временное положение  о третейских судах, Закон “О международном  экономическом арбитраже” и др.

 

Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

 

а) суды общей  юрисдикции

 

б) Конституционный  суд

 

в) Арбитражный  суд.

 

Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры  в сфере экономики и предпринимательства.

 

В его задачи входит:

 

1) защита  нарушенных или оспариваемых  прав и интересов организаций  и граждан;

 

2) содействие  уркеплению законности;

 

3) содействие  предупреждению правонарушений.

 

ст. 22 АПК  РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).

 

Критерии  для определения подведомственности:

 

а) субъективный (кто является субъектами споров);

 

б) характер спора

 

Критерии  определения подсудности:

 

а) уровень  арбитражного суда

 

б) территория.

 

Виды подсудности:

 

а) родовая (объект и субъект спора);

 

б) территориальная:

 

- общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

 

- альтернативная (истец определяет где подать иск - в случае нескольких ответчиков, по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему местонахождению ответчика; по месту заключения договора)

 

- исключительная (иски по праву собственности  на недвижимость по месту ее  размещения, перевозчику по местонахождению  транспортной организации, иски  государственных органов в субъектах  РФ)

 

- по связи  дел (если из иска вытекает  другой иск, то он рассматривается  в том же суде);

 

- спор о  банкротстве (по месту должника);

 

- договорная (по соглашению сторон определяется  место рассмотрения спора).

 

Система арбитражных  судов:

 

1. Арбитражные  суды субъектов РФ - рассматривают  дела в первой инстанции и  аппеляционные жалобы по решениям суда, не вступившим в законную силу.

 

2. Арбитражные  суда федеральных округов - это  10 окружных судов, которые рассматривают  кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для  рассмотрения споров в округах  образуется две комиссии.

 

3. Высший  Арбитражный суд РФ - высший орган  по рассмотрению экономических  споров; осуществляет надзор и  дает разъяснения по вопросам  судебной практики; рассматривает  дела о признании недействительными  актов Президента, Правительства,  Совета Федерации, Государственной  Думы; рассматривает споры между  субъектами РФ.

 

Для этого  существует две коллегии: одна - для  рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - для рассмотрения споров, возникающих  из административных правоотношений.

 

Существует  также специальный надзорный  орган - Президиум.

 

Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к  работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения  практики применения законов. Постановления  Пленума обязательны для применения судами.

 

Участниками споров могут выступать юридические  лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также  лица без гражданства.

 

В п.2 ст. 22 АПК  РФ дается перечень видов споров:

 

- о разногласиях  по договору, заключение которого  предусмотрено законом;

 

- о изменении условий или расторжении договоров;

 

- о неисполнении  или ненадлежащем исполнении  обязательств.

 

Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.

 

Суды общей  юрисдикции

 

Им подведомственны  все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.

 

Они рассматривают  споры:

 

а) возникающие  из гражданских правоотношений, где  одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

 

б) возникающих  из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом);

 

в) возникающие  из административных правоотношений в  случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы;

 

г) споры  с участием иностранных организаций, апатридов, если международным договором  эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

 

В систему  судов общей юрисдикции входят:

 

а) районные суды;

 

б) Верховные  суды республик (субъектов РФ);

 

в) Верховный  суд РФ

 

а также военные  суды.

 

Третейские  суды

 

Это особый правовой институт; не является органом  судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской  деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

 

Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

 

Существует  два вида третейских судов:

 

1) “ad hoc”- рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции);

 

2) постоянно  действующие суды - часто создаются  при Торговой палате, ассоциациях,  финансово-промышленных группах;  не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.

 

Спор может  быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.

 

Деятельность  третейского суда регулируется Уставом  и Регламентом:

 

а) спорящие стороны сами выбирают судей; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон);

 

б) стороны  предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований;

 

в) решение  третейского суда подлежит добровольному  исполнению немедленно или в порядке  и сроке, указанных в решении.

 

Можно принудить  к исполнению решения, для этого  необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнении в арбитражный суд  не позднее, чем за 1 месяц до исполнения.

 

Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому  суду.

 

 

Особенности рассмотрения споров с иностранным  элементом

 

Международный экономический арбитраж

 

Это третейские суды, рассматривающие внешнеэкономические  споры.

 

Существуют  следующие международные экономические  арбитражи:

 

1) Лондонский  международный третейский суд;

 

2) Международный  арбитражный суд международной  торговой палаты в Париже;

 

3) Арбитражный  институт торговой палаты в  Стокгольме;

 

4) Международный  коммерческий арбитражный суд  при торгово-промышленной палате  РФ.

 

Если решения  таких судов не выполняются добровольно, то их исполнение возлагается на государственные  суды в порядке, предусмотренном  Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

 

Часто при  рассмотрении споров по предпринимательским  действиям в суде действует прокурорский надзор.

 

Протест против решений любых судов могут  подать генеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего  Арбитражного суда.

 

Различия  и преимущества третейского и  арбитражного разбирательства

 

Рассмотрим  преимущества третейского разбирательства.

 

До того как  третейский суд вынес решение  по делу, у истца есть возможность  изменить или уточнить исковые требования - как требования, которые он предъявил  в суд (например, взыскание санкций  за нарушение условий договора поставки), так и основание иска (обстоятельства, на основании которых он подал  свое обращение в суд). Чтобы увеличить  сумму иска в третейском суде, не нужно дополнительно уплачивать госпошлину, как в арбитражном  суде (п. 2 ст. 102 АПК РФ).

 

До вынесения  решения третейским судом ответчик вправе изменить или дополнить свои возражения против иска (п. 5 ст. 23 Закона).

 

В качестве судей стороны могут выбрать  квалифицированных специалистов, мнению которых доверяют. Соблюдается конфиденциальность: обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так как разбирательство  носит закрытый характер.

 

В арбитражном  суде разбирательство открытое. Решения  арбитражных судов с указанием  конкретных участников споров можно  без проблем найти в любой  информационно-правовой базе. Дела рассматриваются  оперативно: в третейском судопроизводстве нет апелляционной, кассационной и  надзорной инстанций, и спор по существу и окончательно разбирается лицами, входящими в состав третейского  суда.

 

Сама процедура  процессуального разбирательства  проста: по договоренности сторон можно  избежать многих процедур, обязательных при проведении арбитражного суда, например вызова свидетелей и т. п. (хотя в этом есть и определенные недостатки, о чем будет сказано ниже).

 

Решение третейского  суда является окончательным (если это  условие указано в третейском соглашении). Размер уплачиваемого  за проведение разбирательства сбора, как правило, существенно ниже размера  государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, разрешаемому арбитражным  судом.

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели  виды хозяйственных споров, а также  органы, рассматривающие эти споры.

 

Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что принцип состязательности в третейском суде реализуется намного  активнее, чем в арбитражном: у  сторон больше возможностей отстаивать свою правоту, создавать доказательственную базу, участвовать в исследовании доказательств.

Информация о работе Хозяйственные споры до суда и в суде