Хозяйственные споры до суда и в суде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

Любой спор о праве - это в той или иной мере экономический спор, хотя, разумеется, есть из этого правила немало исключений. Но это - самый широкий взгляд на то, что такое экономический спор. Здесь же под экономическими спорами понимаются те споры, которые разрешает (призван разрешать) государственный - арбитражный - суд сегодняшней России, и даже уже - лишь те, которые принято обозначать как споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений.
Цель данной контрольной работы: Рассмотреть основные виды хозяйственных споров. Рассмотреть органы, рассматривающие хозяйственные споры.

Содержание

Введение 2
1.Что изучает хозяйственные споры и арбитраж 3
2.Хозяйственные споры до суда и в суде 4
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

хоз.споры.docx

— 40.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1.Что изучает хозяйственные споры и арбитраж 3

2.Хозяйственные споры до суда и в суде 4

Заключение 18

Список используемой литературы 19

 

 

Введение

Можно с большой  долей уверенности сказать, что  в основе практически любого спора (а спор - это противопоставление позиций спорящих сторон, участников этого спора) лежит экономический  интерес.

 

Любой спор о праве - это в той или иной мере экономический спор, хотя, разумеется, есть из этого правила немало исключений. Но это - самый широкий взгляд на то, что такое экономический спор. Здесь же под экономическими спорами  понимаются те споры, которые разрешает (призван разрешать) государственный - арбитражный - суд сегодняшней России, и даже уже - лишь те, которые принято  обозначать как споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений.

 

Споры и разногласия  между участниками горизонтальных отношений могут решаться как  в судебном, так и в несудебном порядке.

 

Несудебный  порядок - путь переговоров, компромиссов.

 

Цель данной контрольной работы:

 

Рассмотреть основные виды хозяйственных споров.

 

Рассмотреть органы, рассматривающие хозяйственные  споры.

 

1.Что изучает хозяйственные  споры и арбитраж

В юриспруденции  предмет каждого Курса определяется системой норм, направленных на урегулирование определенных общественных отношений, охраняемых принудительной силой государства (гражданских, трудовых, семейных, административных и других правоотношений). Учебная дисциплина «Арбитражный процесс» имеет предметом изучения совокупность правовых норм, регулирующих организацию, компетенцию и порядок деятельности арбитражных судов Российской Федерации. При этом соответствующие нормы права изучаются в процессе их практического применения, с учетом сложившейся арбитражной практики.    В рамках данного Курса излагается ряд общих вопросов, имеющих теоретическое и практическое значение: предмет и система Курса, учение о принципах, правовой природе арбитражного суда и его месте в системе властных государственных структур, задачах и функциях арбитражных судов, отраслевой принадлежности норм, регулирующих организацию и порядок деятельности арбитражных судов; понятие и состав лиц, участвующих в деле, характеристика их положения в процессе и др. Наряду с этим значительное место занимает анализ норм, определяющих порядок рассмотрения дела, начиная с возбуждения производства и заканчивая исполнением решения.    В условиях перехода всей хозяйственной жизни страны на рельсы рыночной экономики существенно повышаются роль и значение третейского разбирательства споров, возникающих в области хозяйственных (экономических) отношений. Третейский суд, как суд третьего лица, приобретает значение альтернативной по отношению к арбитражным судам формы разрешения экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому наряду с отмеченными вопросами в рамках данного Курса особо выделяются и рассматриваются нормы, регулирующие организацию и деятельность третейских судов.    Арбитражное законодательство определяет организационное построение, структуру арбитражных судов и их компетенцию, права и обязанности участников процесса, их положение, условия и порядок возбуждения и рассмотрения дела, исполнение принятых по ним решений. Оно представляет собой логически последовательное и внутренне согласованное расположение определенных процессуальных правил и институтов. Некоторые из этих институтов и правил имеют общее значение для всей деятельности по рассмотрению и разрешению хозяйственных споров, другие относятся к отдельным стадиям этой деятельности.    Нормы и институты, имеющие значение для всего арбитражного процесса, составляют Общую его часть; нормы и институты, касающиеся отдельных стадий процесса, - его Особенную часть.

 

 

2.Хозяйственные споры  до суда и в суде

Хозяйственные споры

 

Хозяйственные споры - разногласия, возникающие между  участниками хозяйственных отношений.

 

Основные  правовые акты, регулирующие хозяйственные  правоотношения - акты министерств  и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и Постановлений  Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют  акты органов, действующих непосредственно  в экономической сфере (Министерства финансов РФ, налоговой службы, Центрального банка Российской Федерации и  др.)

 

Несмотря  на то, что значительную долю обращений  к юридической помощи независимых  юристов составляет досудебное урегулирование хозяйственных споров, судебные разбирательства  между хозяйствующими объектами, чаще всего это - предприятие, фирма, предприниматель, далеко не редкость.

 

Существуют  различные классификации экономических (хозяйственных) споров. В частности, выделяют следующие их виды:

 

Договорные, т.е. споры, по поводу прав и обязанностей, возникших из договоров. Это самая  большая группа экономических споров - ведь большинство прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений  в условиях рыночной экономики возникают  именно из договоров;

 

Преддоговорные, т.е. споры, связанные с заключением  договора или определением его содержания. Они могут возникать только в  тех немногочисленных случаях, когда  в соответствии с законом заключение договора является обязательным для  одной из сторон или когда стороны  сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как один из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;

 

Внедоговорные, т.е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и  не по поводу их заключения. К ним  относятся споры, связанные с  нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда  имуществу, споры о защите деловой  репутации субъектов экономической  деятельности, споры о товарных знаках и т.п. Такого рода споры между различными хозяйствующими субъектами возникают довольно часто, хотя они и не столь многочисленны, как договорные споры.

 

Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций  права. Так, например, к числу основных начал гражданского законодательства относится:

 

-- необходимость  беспрепятственного осуществления  гражданских прав (ст. 9);

 

обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 12);

 

судебная  защита нарушенного права (ст. 11).

 

Нормальное  развитие хозяйственных отношений  предполагает, что права их участников реализуются, а обязанности исполняются  надлежащим образом, добровольно и  сознательно в соответствии с  действующим законодательством  и заключенными договорами без вмешательства  юрисдикционных органов.

 

Однако практика предпринимательской деятельности свидетельствует о существовании  большого количества хозяйственных  споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным  спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении. По данным министерства экономики, в России не выполняется 40 процентов контрактов.

 

Причин невыполнения взятых на себя обязательств сторонами достаточно много. Анализ практики взаимоотношений предпринимателей позволяет выделить причины конфликтов между ними:

 

1) Стремление  каждой предпринимательской структуры  добиться наибольшей выгоды для  себя в рамках действующих  законов и на основе заключенных  договоров, предусматривающих твердые  гарантии исполнения договорных  обязательств другой стороной по договору.

 

2) Стремление  руководителей и других работников  предприятий, связанных с заключением  и исполнением договоров, обеспечить  свои интересы путем обхода  законов, неправильного их толкования, создания наиболее выгодных для  себя условий, ограничения собственной  ответственности. Особенно это  ярко проявляется в условиях  отсутствия конкурентной среды.

 

3) Нередко  споры возникают по причине  незнания закона, которым следует  руководствоваться. Некоторые руководители  пренебрегают советами специалистов  юристов.

 

На практике возникают споры в сфере управления. Их количество, к сожалению, за последние  годы стремительно выросло. Причиной возникновения  данной категории споров зачастую служат неправомерные действия органов  власти и управления, нарушающие права  и законные интересы предпринимателей.

 

Права предпринимателей в нашей стране защищены законом. Назовем их основные способы:

 

-- признания  права;

 

-- восстановления  положения, существовавшего до  нарушения прав и пресечения  действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения;

 

-- признание  оспоримой сделки недействительной  и применения последствий ее  недействительности, применения последствий  недействительности ничтожной сделки;

 

-- признания  недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; -- самозащиты права;

 

-- присуждения  к исполнению обязательства в  натуре;

 

-- возмещения  убытков;

 

-- взыскания  неустойки;

 

-- компенсации  морального вреда;

 

-- прекращения  или изменения правоотношения;

 

-- неприменения  судом акта государственного  органа или органа местного  самоуправления, противоречащего закону.

 

Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный  суд, третейский суд) для их защиты. Гражданский кодекс (ст. II) допускает  установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей -- в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Однако необходимо иметь в виду, что защите подвергаются только права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются (ст. 10 ГК). В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции -- возмещение причиненного вреда, санкции, установленные антимонопольным законодательством.

 

Отказ от права  на обращение в суд за защитой  недействителен (ст. 4 АПК). Это означает, что в договорах предпринимателей не может быть условий или оговорок, ограничивающих право стороны на обращение в суд в случае неисполнения обязательства.

 

 

Претензионный порядок урегулирования споров

 

Право на обращение  в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений (право  на предъявление иска) возникает лишь после принятия сторонами мер  по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.

 

Предъявляя  претензию, один хозяйствующий субъект  указывает другому на совершенные  им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона  требует устранения или исправления  в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные  актом и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждой претензии.

 

Непосредственными задачами претензионной работы являются:

 

а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов предпринимателей;

 

б) выявление  причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции  и товаров ненадлежащего качества и др. нарушения;

 

в) предупреждение нарушений договорной дисциплины, действующего законодательства;

 

г) улучшение  экономических показателей хозяйственной  деятельности организаций;

 

д) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного предпринимателю.

 

Претензионная работа, главной целью которой  является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую  деятельность со стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством  устранения этих отрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно  рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов  предпринимателей. Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприниматель защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения своих имущественных и неимущественных интересов.

 

С точки зрения оперативного разрешения возникшего спора  претензионный порядок его урегулирования позволяет сторонам аргументировано  изложить свою позицию, подтвердив ее ссылками на соответствующее законодательство, произвести сверку расчетов по взаимной задолженности, таким образом, самостоятельно, не прибегая к помощи арбитражного суда, урегулировать возникший спор. В свою очередь, арбитражные суды освобождались от многочисленных беспредметных, по существу, споров, завершавшихся, как  правило, признанием иска либо заключением  мирового соглашения.

 

Однако практика применения претензионного порядка  урегулирования споров в условиях становления  рыночных отношений, нестабильного  финансового положения в стране выявила и негативные последствия  существовавшего порядка. С принятием  нового Арбитражно-процессуального  кодекса соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора требуется  только в случаях, предусмотренных  законом для данной категории  споров или договором (ст. 104 АПК). Это означает, что с 1 июля 1995 г. Положение о претензионном порядке урегулирования споров утратило силу, а порядок урегулирования споров, установленный законами (Кодексом торгового мореплавания СССР, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законам 40 связи»), а также Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, Уставом внутреннего водного транспорта РСФСР, Уставом автомобильного транспорта РСФСР продолжает действовать.

Информация о работе Хозяйственные споры до суда и в суде