Стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые основы сертификации в РФ опираются на Законы различных кодексов – Гражданского, Административного, Уголовного и других и соответственно, в процессе сертификации принимают участие различные структуры, начиная от медицинских учреждений и заканчивая Органами таможенного контроля. Правовые основы сертификации в РФ определяют Гостстандарт РФ, как национальный орган по сертификации, на который возложен контроль над деятельностью всех учреждений, занимающихся проведением систематизации, метрологических исследований и сертификацией. Для урегулирования правовых основ сертификации настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Добровольная сертификация является в настоящее время одним из инструментов регулирования качества продукции или услуг, повышения  конкурентоспособности организации. Сфера применения добровольной сертификации в России постоянно расширяется за счет, прежде всего, сокращения области обязательной сертификации. Также ограничение видов лицензируемой деятельности и отмена некоторых видов лицензий способствует появлению новых систем добровольной сертификации, которые обеспечивают уверенность людей (потребителей конкретных услуг или продукции) в соответствующем качестве работ или товаров.

Правовое регулирование систем добровольной сертификации осуществляется в рамках Федерального закона «О техническом  регулировании». Согласно положениям этого правового документа, юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель создает свою собственную систему добровольной сертификации и знак соответствия, которые регистрируются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Системы добровольной сертификации, прежде всего, ориентированы на коммерческие предприятия, для которых добровольная сертификация обеспечивает повышение конкурентоспособности их продукции, услуг или иных объектов. Часто в России системы добровольной сертификации создаются федеральными органами исполнительной власти, что иногда приводит к тому, что добровольная сертификация фактически превращается в принудительную. Однако, как правило, системы добровольной сертификации создаются независимыми юридическими лицами, что, правда, способствует появлению определенных проблем уже другого рода. В частности, на российском рынке работает множество организаций, предлагающих сертифицировать любую компанию, напечатать любой сертификат за вполне конкретную сумму. 

Системы добровольной сертификации в основном охватывают несколько направлений: сертификация товаров, сертификация работ и услуг, сертификация систем качества или систем производства, сертификация персонала. Конечно, наиболее популярным видом добровольной сертификации является сертификация потребительских товаров и услуг. Требования к качеству выпускаемой продукции определяется рядом нормативных документов. Эта нормативная база может включать в себя и национальные стандарты, и международные нормативные акты, и стандарты организаций. Согласно федеральному закону «О техническом регулировании», создатели системы добровольной сертификации самостоятельно определяют требования, подтверждаемые при сертификации, участников системы, порядок выполнения и оплаты необходимых работ. Зарегистрированные системы добровольной сертификации публикуются в официальных источниках, например, на вэб-сайте Госстандарта РФ. Благодаря этому, потенциальные участники системы добровольной сертификации могут получить необходимые сведения о действующих системах и их особенностях. 

Сегодня добровольная сертификация стала  уже неотъемлемой частью рыночного  механизма оценки соответствия качества продукции или услуг. Для коммерческих организаций система добровольной сертификации является средством обеспечения высокого качества продукции, и способом достижения соответствующего места на российском рынке. Системы добровольной сертификации также способствует повышению конкурентоспособности отечественных компаний при выходе на международные рынки.

 

 

Отличия добровольной сертификации от обязательной практически нет, так как в этих двух случаях качество товаров и услуг подтверждается документально, что и есть самое главное. Различаются документы только бланками, на которых эти сертификаты печатаются. В случаях когда продукция подлежит обязательной сертификации, сертификат печатают на бланке желтого цвета, а для добровольного сертификата используют бланк голубого цвета. После проведения сертификации продукции, продукцию маркируют специальными знаками соответствия, для продукции попавшей под обязательный перечень, маркировка знаком соответствия обязательна.

 

 

3. Правовые основы  стандартизации и сертификации. Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации

 

Правовые основы сертификации в РФ опираются на Законы различных кодексов – Гражданского, Административного, Уголовного и других и соответственно, в процессе сертификации принимают участие различные структуры, начиная от медицинских учреждений и заканчивая Органами таможенного контроля. Правовые основы сертификации в РФ определяют Гостстандарт РФ, как национальный орган по сертификации,  на который возложен контроль над деятельностью всех учреждений, занимающихся проведением систематизации,  метрологических исследований  и сертификацией. Для урегулирования правовых основ сертификации настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам. 
Создавать правовые основы сертификации в РФ пришлось почти с нуля, так как Законодательство РСФСР и система ГОСТов, абсолютно не подходили для Российской Федерации. Таким образом, правовые основы сертификации в РФ ещё достаточно молоды, иногда ещё случается, что один Закон повторяет другой, но депутаты Государственной Думы, внося нужные корректировки, почти полностью устранили эти моменты. 
Так же правовые основы сертификации РФ имеют ряд Законов, которые разрешают вносить дополнения и изменения в уже существующие Законы. Это упрощает принятие поправок и позволяет Законам в измененном виде вступать в силу в то время,   когда   они      актуальны. Тем самым правовые основы сертификации в РФ позволяют не отставать процессу сертификации

от  впервые  возникших  задач.


Правовыми основами  сертификации в РФ занимаются разные Министерства и Ведомства, поскольку сертифицирование обязательно во всех сферах предоставления товаров и услуг, но все нормативы не противоречат Закону «О защите прав потребителей».

Также правовую основу сертификации РФ составляют государственные стандарты (ГОСТы) и технические условия(ТУ), которые непосредственно устанавливают те нормы и правила, которым должны соответствовать товары, работы и услуги. Наличие знака государственного стандарта является государственной  гарантией, что данная продукция соответствует

высоким требованиям, предъявляемым  Государством.


Так как в соответствии с конституцией РФ международные  нормы являются частью правовой системы  РФ, следовательно, международные стандарты  и документы в области международного права относительно сертификации стандартизации и метрологии являются правовой основой сертификации и в РФ. Например, Женевская конвенция «О необходимом качестве молочной продукции в Европе», которую РФ ратифицировала в 1994 г. является правовой основой сертификации в РФ для молочной продукции. И,  на ее основе в 2009 г был разработан технический регламент на молоко и молочную продукцию (ставший причиной «молочной войны» между РФ и Беларусью, но тем самым оградил потребителей от порошкового молока, выдаваемого как натуральное). 

Этот пример наглядно показывает, что правовые основы сертификации в РФ напрямую направлены на то, что бы предоставить потребителю наиболее точную информацию о продукции, тем самым расширяя критерии выбора

услуги или продукции.


Правовые основы сертификации в РФ не допускают, что бы орган проводящий сертификацию имел какое либо отношение к организации-заказчику, потому    как    это   может   послужить    причиной предвзятого

отношения к процедуре.


Нормативные документы, описывающие требования к продукции и организационно-методические документы так же являются неотъемлемой частью правовой основы сертификации в РФ и дают гарантию, что сертификация проводится согласно правовых актов, а не по субъективному мнению эксперта. А в случае усомнения в качестве проведённой экспертизы подача апелляции в Госстандарт, либо в судебные инстанции, где независимая экспертная комиссия выносит решение по апелляции. Таким образом, правовые основы сертификации в РФ обеспечивают прозрачность и объективность сертифицирования, повышая уровень доверия как у потребителей, так и у производителей к сертификату соответствия. 

В законе РФ «О сертификации продукции  и услуг» (ст. 20) предусмотрена уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность, которую несут юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации. Ответственность за нарушение этих правил устанавливается также для органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Административная ответственность  за указанные нарушения устанавливается  КоАП, а уголовная – Уголовным  кодексом РФ и Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные  акты Российской Федерации в связи  с упорядочением ответственности за незаконную торговлю». Этот Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей, а также государства путем внесения в отдельные статьи Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ дополнений и изменений. В частности, по вопросам сертификации соответствия внесены следующие изменения.

В ст. 157 (УК РФ) предусматривается  уголовная ответственность за выпуск и продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности. При этом виновные лица наказываются лишением свободы до 3 лет или штрафом от 100 до 150 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за такое же преступление, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 5 лет.

Статья 146 предусматривает  ответственность за продажу товаров  ненадлежащего качества (не соответствующего требованиям стандартов, ТУ, образцов) или с нарушением санитарных правил и влечет наложение штрафа от 3 до 25 МРОТ. Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата соответствия, удостоверяющего их безопасность для жизни и здоровья потребителей, влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 150 МРОТ с конфискацией товара или без таковой.

В дополнение к законам  органы государственного управления –  Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госторгинспекция и другие – разрабатывают свои нормативные документы, устанавливающие  определенные правила выдачи предписаний и применения штрафов.

Органы Госстандарта могут выдавать следующие предписания:

- о прекращении выпуска и реализации товаров;

- о снятии с производства товаров;

- об изъятии из оборота и отзыве от потребителей товаров.

Госстандарту предоставлено право налагать штрафы на изготовителей (продавцов) за следующие нарушения: за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний; за причинение ущерба потребителям товаров – в размере суммы ущерба. Факт причинения ущерба и сумма ущерба должны быть подтверждены вступившими в законную силу решениями суда, арбитражного суда.

Причинение ущерба потребителям товаров может быть результатом:

продажи товаров с  просроченными сроками годности;

реализации товаров  без разработанных изготовителем или не доведенных продавцом до сведения потребителя специальных правил, соблюдение которых требуется для безопасного их использования;

реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата  и др.

 

 

 

 

 

 

4. Требование к качеству свежего продовольственного картофеля, заготовляемого, поставляемого, реализуемого в розничной торговой сети, а также картофеля предназначенного для переработки на продукты питания  и переработки спиртовыми и крахмалопаточными предприятиями

 

Требования к качеству плодов и овощей зависят от назначения продукции.

Учитывают предназначение продукции:

- для немедленного  потребления

-  непродолжительного  хранения

-  длительного хранения

-  для переработки

В связи с тем что  картофель неоднороден по качеству существует деление продукции на товарные сорта с характеристикой качества этих сортов. Число товарных сортов может быть от двух до четырех в зависимости от вида плодов и овощей. К высшему и первому сортам относят безупречную в качественном отношении продукцию; к низшим сортам относят  овощи, не выравненные по форме или окраске, поврежденные вредителями или травмированные. Нестандартной считают только ту часть урожая, которая непригодна для использования в пищу или для переработки.

 Качественные показатели  включают описание внешнего вида, степени зрелости, свежести. Обычно в стандартах оговаривают, что плоды и овощи должны иметь типичную форму и окраску, свойственные помологическому (для овощей — ботаническому) сорту. В стандартах на фрукты и ягоды указано на недопустимость в них постороннего запаха и привкуса.

Количественные показатели качества характеризуют числом, они  включают предельные, ограничительные  и запретительные нормы; предельные — указывают пределы колебаний  показателя (от ... до ...); ограничительные — выражаются словами «не менее», «не более»; запретительные — гарантируют безвредность и необходимое санитарное состояние продукции и выражаются словами «не допускается».

Стандарты на плодоовощную продукцию отличаются от стандартов на зерновые, зернобобовые и масличные культуры наличием допусков.

Допустимые нормы — это допустимые отклонения по размерам и качеству. Необходимость их нормирования в стандартах связана с особенностями плодоовощной продукции, ее чрезвычайной изменчивостью в связи с различными условиями выращивания, сроками и уровнем организации уборки, условиями транспортирования и хранения, с несовершенством существующих способов сортировки и калибровки продукции, в результате чего трудно получить совершенно однородные партии.

Информация о работе Стандартизация и сертификация