Стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовые основы сертификации в РФ опираются на Законы различных кодексов – Гражданского, Административного, Уголовного и других и соответственно, в процессе сертификации принимают участие различные структуры, начиная от медицинских учреждений и заканчивая Органами таможенного контроля. Правовые основы сертификации в РФ определяют Гостстандарт РФ, как национальный орган по сертификации, на который возложен контроль над деятельностью всех учреждений, занимающихся проведением систематизации, метрологических исследований и сертификацией. Для урегулирования правовых основ сертификации настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

1. Цели и задачи стандартизации и сертификации

Стандартизация – это научно-техническая деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления требований для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандартизация решает поставленные перед ней задачи путем  разработки, внедрения стандартов и  других нормативных документов по стандартизации и проведения государственного надзора  за ними.

Стандартизация – нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Стандартизация как деятельность осуществляется в следующих целях.

1. Повышения уровня безопасности: жизни и здоровья граждан; имущества; государственного и муниципального имущества; в области экологии; объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Обеспечения: конкурентоспособности продукции, работ, услуг; научно-технического прогресса; рационального использования ресурсов; совместимости и взаимозаменяемости технических средств; информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных; сравнительного анализа характеристик продукции; государственныхзаказов, внедрения

инноваций; подтверждения  соответствия продукции (работ, услуг); решений арбитражных споров; судебных решений; выполнения поставок.

3. Создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации; каталогизации продукции; обеспечения качества продукции; поиска и передачи данных; доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.

4. Содействия проведению работ по унификации.

Основными задачами стандартизации являются: установление оптимальных требований к качеству продукции в интересах потребителя и республики, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья или имущества граждан и охрану окружающей среды;

обеспечение гармонизации требований стандартов организации  с требованиями международных, региональных и национальных стандартов ведущих зарубежных государств;

обеспечение всех видов  совместимости и взаимозаменяемости продукции;

унификация на основе установления и применения параметрических  и типоразмерных рядов, базовых  конструкций, блочно-модульных составных частей изделий;

согласование и увязка показателей и характеристик  продукции, ее элементов, комплектующих  изделий, сырья и материалов;

снижение материалоемкости и энергоемкости продукции, применение безотходных и малоотходных технологий;

установление метрологических норм, правил, положений и требований;

нормативно-техническое  обеспечение испытаний, сертификации, оценки и контроля качества продукции;

ведение и развитие системы  классификации и кодирования  технико-экономической информации.

Цели и задачи сертификации должны обеспечивать требуемое качество продукции, которое должно соответствовать стандартам.

Закон о сертификации определяет следующие цели сертификации:

создание условий для  деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;

подтверждение показателей  качества продукции, заявленных изготовителем.

Задачи сертификации

Перспективные задачи сертификации отражены в "Концепции совершенствования сертификации и перехода к механизму оценки и подтверждения соответствия продукции и услуг". Этот документ разработан ВНИИС и Управлением сертификации Госстандарта РФ. Его принятию предшествовал всесторонний анализ практики российской сертификации в плане подготовки России к вступлению в ВТО.

защита потребителей от недобросовестных производителей и  продавцов некачественной или фальсифицированной продукции;

информирование изготовителей, потребителей, общественных организаций, испытательных  лабораторий, а также всех других заинтересованных лиц о требованиях, стандартах, необходимых для сертификации;

содействие обеспечению защиты прав потребителей.

Несмотря на довольно высокую степень  гармонизованности с международными правилами и нормами, российские системы сертификации отличаются рядом организационных недостатков. Кроме того, в России не используется такая широко признанная форма подтверждения соответствия, как заявление-декларация изготовителя.

В целом главные недостатки российской сертификации, по мнению Госстандарта РФ, состоят в "избыточности" сертификации и неэффективных организационных принципах. Под "избыточностью" подразумевается слишком большая номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, которая несоизмерима с мировой практикой.

Органы по сертификации, которые  согласно правилам утверждают схему сертификации, нередко выбирают самую сложную, что не всегда обоснованно. В таком случае заявитель затрачивает неоправданно продолжительное время на ожидание результатов испытаний и большие средства на их оплату.

Основные положения сертификации сводятся к следующему:

обязательное подтверждение соответствия вводится законодательными актами, в  которых устанавливаются его  объекты, нормативные требования, федеральный  орган исполнительной власти, отвечающий за деятельность по подтверждению соответствия;

перечни продукции (услуг), подлежащей подтверждению соответствия (по всем требованиям допуска на рынок) утверждает Правительство Российской Федерации. На основании утвержденных перечней соответствующий федеральный орган  исполнительной власти разрабатывает номенклатуру, содержащую набор позиций, каждая из которых включает продукцию (услугу), нормативные документы и способы подтверждения соответствия продукции (услуги) этим документам;

способы подтверждения соответствия формируются на основе модульного принципа (по аналогии с европейскими модулями с учетом положительного отечественного опыта работы по схемам сертификации) и ранжируются по степени “жесткости” — от использования только декларации поставщика о соответствии до сплошного контроля продукции (услуг);

подтверждение соответствия может  осуществляться в зависимости от номенклатуры продукции (услуг) изготовителем (исполнителем) или органом по подтверждению  соответствия, уполномоченным на то федеральным  органом исполнительной власти, на который законом возложена ответственность за деятельность по подтверждению соответствия определенных видов продукции (услуг). Уполномоченным органом может быть организация любой формы собственности, являющаяся третьей стороной, компетентность которой, как правило, подтверждена аккредитацией в российской системе аккредитации. Основным признаком доступа на рынок товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия, служит маркирование его единым знаком соответствия (знаком доступа на рынок). Продукция, маркированная таким знаком, должна свободно обращаться по всему экономическому пространству России;

информационная система, действующая  в области подтверждения соответствия, обеспечивает своевременное уведомление  заинтересованных сторон о введении или изменении технических норм, правил и процедур подтверждения соответствия;

механизм оценки и подтверждения  соответствия должен быть поддержан  более жестким (в сравнении с  ныне действующим) законодательством  об ответственности участников создания и реализации продукции за ущерб, нанесенный некачественной продукцией, и за нарушение правил подтверждения соответствия.

Основные положения сертификации являют собой основу для развития системы сертификации. Цели и задачи сертификации основываются на действующей концепции сертификации.

Концепция сертификации включает три этапа.

На первом этапе должны быть созданы  все условия для перехода от обязательной сертификации к механизму подтверждения  и оценки соответствия. Мероприятия, которые будут реализованы на этом этапе, обеспечат:

введение в практику механизма  подтверждения соответствия;

снятие ограничений на добровольную сертификацию и повышение ее роли;

устранение недостатков в организации  обязательной сертификации;

создание информационной системы, которая необходима для развития практики подтверждения соответствия.

На втором этапе концепция сертификации предполагает, что должна быть окончательно сформирована правовая основа процедур и правил подтверждения соответствия, в том числе:

принятие Федерального закона "Об оценке и подтверждении соответствия продукции и услуг";

принятие постановления Правительства  РФ "О формах и способах подтверждения  соответствия";

разработка соответствующих нормативных  и нормативно-методических документов.

Третий этап концепции сертификации включает действия по реализации законодательных и нормативных документов, главное из которых - внесение изменений в законодательные федеральные акты по сертификации, а также в правовые акты субъектов РФ.

Цели и задачи Концепции  сертификации

Среди основных задач по реализации Концепции сертификации особое место отводится:

установлению адекватности степени потенциальной опасности  продукции и способа подтверждения  соответствия;

введению единого для  всей продукции знака допуска  на рынок;

усилению ответственности участников создания и реализации продукции, а также организаций, участвующих в процедурах подтверждения соответствия;

обеспечению прозрачности и деятельности по подтверждению соответствия (четкость процедур, предварительное уведомление, информирование о структуре и правилах).

В этой связи полезен опыт европейцев по выбору схемы подтверждения соответствия, которая четко учитывает степень  опасности товара.

Европейскими правилами установлено, что орган по сертификации имеет  право применять только те схемы, которые включены в соответствующую директиву.

 

2. Особенности проведения  добровольной сертификации

 

По инициативе импортера  или производителя может осуществляться добровольная сертификация. Ее особенность  заключается в том, что заказчик сам выбирает пункты, соответствие которых он хочет подтвердить с помощью документа. Несмотря на то, что добровольная процедура не является полноценной альтернативой обязательной, она все же позволяет привести весомые аргументы в пользу качества ввозимой или изготавливаемой продукции, предоставляемых услуг, сделать их более конкурентоспособными на отечественном рынке.

Процесс добровольной сертификации осуществляется исключительно по инициативе заявителя  с целью зафиксировать факт соответствия продукции указанным им требованиям. Добровольная сертификация может проводиться органами по обязательной сертификации в системах обязательной сертификации. Помимо этого, продукция, прошедшая обязательную сертификацию, может пройти и добровольную, чтобы в рамках этой процедуры проверить соответствие требованиям, которые дополняют обязательные.

Важность добровольной сертификации заключается в том, что, как правило, в процессе обязательной сертификации проверяется соответствие параметрам безопасности товаров, хотя потребителя зачастую интересуют и другие характеристики качества, в частности, соответствует ли продукция утверждениям, изложенным в рекламе. Прохождение добровольной сертификации товаров в авторитетной организации для их производителя практически означает, что покупатели будут относиться к ним с большим доверием и отдавать предпочтение именно этой продукции.

А это, в свою очередь, делает её более  конкурентоспособной, ускоряет товарооборот, то есть добровольная сертификация является своего рода эффективным рыночным инструментом, в применении которого заинтересован как производитель, так и потребитель. Велика заинтересованность в добровольной сертификации у российских производителей, которые стремятся покорить внешний рынок.

Товары для внутреннего рынка подвергаются добровольной значительно реже. Следует отметить, что, помимо добровольной сертификации товаров и услуг, существует также сертификация систем качества и производств на подтверждение соответствия международным стандартам.

Информация о работе Стандартизация и сертификация