Государственное регулирование деятельности железнодорожного транспорта в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

Проблема роли государства в управлении экономикой приобретает в настоящее время особое значение. Усиление или ослабление роли государства являются одним из характерных моментов трансформации развитых стран в направлении постиндустриального общества. Государство должно осуществлять в нем функции макрорегулятора экономических, социальных, экологических и других процессов как внутреннего, так и международного характера, основного института, выражающего и реализующего национально-государственные интересы.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………………………3
2.Закон РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"……………………………….5
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………5
2.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА……………………………………………………………………………………………….9
3.Государственное регулирование естественных монополий на жд транспорте……...16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ»

 

Кафедра «Экономическия теория»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

 

По дисциплине: «Хозяйственное право»

На тему: Государственное регулирование  деятельности железнодорожного транспорта в Российской Федерации

 

 

 

 

Выполнила  студентка Калегина Д.О.

Учебный шифр: 10-ЭУТк-48

Проверил  преподаватель: Корбанкова Н.В.

 

 

 

2013 г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение…………………………………………………………………………………………………3

2.Закон РФ "О железнодорожном  транспорте в Российской Федерации"……………………………….5

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………5

2.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА……………………………………………………………………………………………….9

3.Государственное регулирование  естественных монополий на жд транспорте……...16

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема роли государства  в управлении экономикой приобретает  в настоящее время особое значение. Усиление или ослабление роли государства  являются одним из характерных моментов трансформации развитых стран в  направлении постиндустриального  общества. Государство должно осуществлять в нем функции макрорегулятора экономических, социальных, экологических и других процессов как внутреннего, так и международного характера, основного института, выражающего и реализующего национально-государственные интересы.

Одной из основных задач  государства является регулирование  деятельности монополий национального  масштаба, к числу которых относится  железнодорожный транспорт. В этой отрасли в настоящее время  накопилось немало проблем, в частности  в области государственного ценового регулирования ее деятельности как  субъекта естественных монополий в  транспортном комплексе. Ослабление механизма  регулирования и контроля на федеральном  уровне негативно отражается на функционировании железнодорожного транспорта, не способствует устранению затратной практики хозяйствования, сдерживает повышение качества работы всей транспортной системы России. Более половины всех инвестиций в  развитие железнодорожного транспорта осуществляется за счет собственных  средств, получаемых в конечном итоге  в результате постоянного повышения  цен (тарифов) как на грузовые, так  и на пассажирские перевозки, причем величина инвестиций из года в год  сокращается. Анализ структуры инвестиций свидетельствует о том, что их основная доля направляется на работы производственно-технологического и  строительно-монтажного характера, в  то время как существует острая нехватка средств на осуществление структурной  реорганизации и совершенствование  системы управления железнодорожным  транспортом.

Все это позволяет сделать  вывод о необходимости усиления роли государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта как естественной монополии, что даст возможность существенно повысить эффективность системы управления путем структурной реорганизации всего комплекса оказания железнодорожных услуг. В связи с этим тема диссертационной работы несомненно является актуальной.

Степень разработанности  проблемы. Исследованию различных аспектов повышения эффективности работы железнодорожного транспорта посвящены работы российских и зарубежных ученых и специалистов, таких, как В.Л. Беловежский, С.Ю.Витте, П.И.Георгиевский, Н.Е.Гиацинтов, A.Е.Гибшман, Б.И.Колесников, А.В.Крейнин, Б.М.Лапидус, В.Лаунгардт, B.Н.Образцов, А.Н.Фролов, Т.С.Хачатуров и другие. Их труды внесли большой вклад в развитие научных основ экономики, организации и управления железнодорожным транспортом.

В последнее время эти  исследования проводились в условиях, когда железнодорожный транспорт  являлся государственной собственностью, в связи с чем вопросам его реформирования, реструктуризации, создания конкурентной среды практически не уделялось внимания. Учитывая это обстоятельство, на современном этапе социально-экономического развития необходимо разработать научные основы государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта в новых условиях хозяйствования на базе его структурной реорганизации и совершенствования организации управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Закон РФ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон  устанавливает правовые, организационные  и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций  железнодорожного транспорта и выполняющих  работы (услуги) на железнодорожном  транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов  транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

 

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

 

1. Железнодорожный транспорт  в Российской Федерации является  составной частью единой транспортной  системы Российской Федерации.  Железнодорожный транспорт в  Российской Федерации во взаимодействии  с организациями других видов  транспорта призван своевременно  и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

2. Железнодорожный транспорт  в Российской Федерации (далее  - железнодорожный транспорт) состоит  из железнодорожного транспорта  общего пользования, железнодорожного  транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования, не регулируемая настоящим Федеральным законом, регламентируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций.

3. Функционирование железнодорожного  транспорта осуществляется исходя  из следующих принципов: устойчивость  работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество  оказываемых услуг; развитие конкуренции  и становление развитого рынка  услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования  единой транспортной системы  Российской Федерации. 

4. Российская Федерация  обеспечивает решение стоящих  перед железнодорожным транспортом  задач путем эффективного регулирования  и контроля в области железнодорожного  транспорта, а также путем участия  в развитии железнодорожного  транспорта.

5. Правовое регулирование  в области железнодорожного транспорта  находится в ведении Российской  Федерации. 6. Имущество железнодорожного  транспорта может находиться  в государственной, муниципальной,  частной и иных формах собственности  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

Статья 2. Основные понятия.

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками; железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический  комплекс, включающий в себя железнодорожные  пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации  и блокировки, информационные комплексы  и систему управления движением  и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных  станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а

также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

железнодорожный подвижной  состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный  для обеспечения осуществления  перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;

перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных  операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок  пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом; пользователь услугами железнодорожного транспорта - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте; владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора;

(в ред. Федерального  закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ) перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный  предприниматель, принявшие на  себя по договору перевозки  железнодорожным транспортом общего  пользования обязанность доставить  пассажира, вверенный им отправителем  груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю); оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.

Основы правового регулирования  деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации;

безопасность движения и  эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором  отсутствует недопустимый риск возникновения  транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда  жизни или здоровью граждан, вреда  окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых  органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями  железнодорожного транспорта, иными  юридическими лицами, а также физическими  лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни  или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или  юридических лиц;

транспортное происшествие - событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава  и с его участием и повлекшее  за собой причинение вреда жизни  или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или  юридических лиц; земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения  деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том  числе земельные участки, расположенные  на полосах отвода железных дорог  и в охранных зонах;

полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным  путям, земельные участки, предназначенные  для размещения железнодорожных  станций, водоотводных и укрепительных  устройств, защитных полос лесов  вдоль железнодорожных путей, линий  связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; охранные зоны - земельные участки, необходимые  для обеспечения сохранности, прочности  и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с  подвижной почвой, прилегающие к  земельным участкам, предназначенным  для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и  песчаных заносов и других негативных воздействий.

2. Понятия "грузоотправитель (отправитель)", "грузополучатель (получатель)", "пассажир", "груз", "опасный груз", "багаж", "грузобагаж", "места общего пользования", "места необщего пользования" используются в значениях, указанных в статье 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Информация о работе Государственное регулирование деятельности железнодорожного транспорта в Российской Федерации