Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:54, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

Содержание

1. Введение
2. Цели и принципы государственного регулирования
3. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
4. Государственное регулирование внешней торговли
5. Заключение
6. Литература
7. Практическая ситуация
8. Задача
9. Тест

Вложенные файлы: 1 файл

НВЭД ГОТОВО.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный университет экономики  и финансов (СПбГУЭФ) 
 
 

Кафедра финансов 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  курсу: Налогообложение  внешнеэкономической  деятельности

Тема: Система государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 4 курса

заочного  отделения

группа  № 441

Волкова Алена Алексеевна

з/кн. № 078215 
 
 
 

Санкт - Петербург 2010г.

 

Содержание 
 

    1. Введение
    2. Цели и принципы государственного регулирования
    3. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    4. Государственное регулирование внешней торговли
    5. Заключение
    6. Литература
    7. Практическая ситуация
    8. Задача
    9. Тест
 

 

      Введение 

     В современных условиях любое государство  тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

     Государственное регулирование внешнеэкономических  связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия  на экономические отношения между  странами в соответствии с государственными и национальны- " мл интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

     Применительно к международной торговле, как  главному объекту регулирования, правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

        
Цели и принципы государственного регулирования. 

     Основные  цели госрегулирования ВЭД состоят  в следующем:

     • использование внешнеэкономических  связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

     • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

     • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

     • защита национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего рынка;

     • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

     Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

     • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

     • единство системы государственного регулирования и контроля за его  реализацией;

     • перенос центра тяжести регулирования  ВЭД с административных на экономические  методы;

     • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

     • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

     Особое  значение сегодня имеет четкое разграничение  компетенции Федерации и ее субъектов  в сфере ВЭД. В компетенции  федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

     • определение основных принципов  осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

     • разработка соответствующих федеральных  программ;

     • защита экономических интересов  страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

     • разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

     • подготовка и заключение международных  договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

     • организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

     • определение и реализация валютной политики страны;

     • формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

     • контроль за порядком купли-продажи  отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

     • разработка платежного баланса РФ и  т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся  рыночной экономики правомочны:

     • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

     • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

     • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним  Федерация не отвечает);

     • заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

     • иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

     • координация действий участников ВЭД;

     • выполнение договоров РФ с зарубежными  странами (если их выполнение касается интересов регионов);

     • разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

     • регулирование приграничной торговли;

     • информационное обеспечение ВЭД.

 

     Основные  направления, формы  и методы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

       Одной из важнейших  тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые. 

       

       
 

     В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические  отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

     К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

     Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.

     Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

     Выделяют  протекционистскую, умеренную и  политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш  взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

     Следует заметить, что в чистом виде экстремальных  случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

     Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

     Вместе  с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических  формах воздействия) характерны и для  промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.

     Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

     Конкретные  методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией  отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.

 

     Государственное регулирование внешней  торговли.  

     Основной  формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное  регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Методы  государственного регулирования ВЭД
 
Тарифные Не тарифные
 
Прямые (количественные) Косвенные (не количественные)
 
скрытые финансовые
Система таможенных пошлин, применяемых в  данном государстве
  • Квотирование/контингентирование
  • Лицензирование
  • Добровольное ограничение экспорта
  • Антидемпинговые пошлины
  • Компенсационные пошлины и сборы
  • Стандарты (технические, санитарные, ветеринарные)
  • Административные и таможенные формальности
  • Импортные депозиты
  • Субсидирование экспорты
  • Кредитование экспорта

Информация о работе Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности