Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:08, шпаргалка

Краткое описание

Экономическая сущность и функции финансов
Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использование денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.
Действие финансов происходит в тесной взаимосвязи с другими экономическими категориями, такими как: цена, кредит и заработная плата.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по финансам.docx

— 382.55 Кб (Скачать файл)

 авиации.

 Средства фонда используются  на:

приобретение по договору финансовой аренды новых воздушных судов и обучение персонала их эксплуатации;

финансирование работ по поддержанию летной годности парка воздушных судов, эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов;

уплату членских взносов в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и Межгосударственный авиационный комитет (МАК)

приобретение научно-технической документации по отраслевым направлениям деятельности;

строительство, реконструкция зданий, инженерных, транспортных коммуникаций и сооружений, а также их модернизацию;

приобретение оборудования, выполнение проектно-изыскательных работ по объектам гражданской авиации и др.

В целях развития производственной базы республиканских унитарных предприятий, исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, подчинённых Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, Указом Президента РБ от 2 июня 2006 г. № 373 «Об образовании государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел» в РБ образован государственный внебюджетный фонд Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел.

 Источники формирования:

прибыль (до 10 %), остающаяся в распоряжении республиканских унитарных производственных предприятий, починённых Департаменту после уплаты налогов;

превышение доходов над расходами ( до 10 %) исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, подчинённых Департаменту, от осуществления хозяйственной деятельности после уплаты налогов;

денежные суммы, полученные за хранение средств Фонда на отдельном счёте Департамента в банке после уплаты налогов;

иные средства в соответствии с законодательством.

 Средства Фонда могут  использоваться на:

осуществление централизованных закупок оборудования, сырья и материалов для организаций, подчинённых Департаменту;

создание рабочих мест для лиц, обязанных в соответствии с законодательством возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на гос. Обеспечении;

и др.

В целях стабилизации финансового положения государственных организаций, подчинённых Министерству связи и информатизации, а также дальнейшего развития в стране связи и информатизации Указом Президента РБ от 18 апреля 2006 г. № 241 «Об образовании государственного внебюджетного фонда стабилизации Министерства связи и информатизации » образован государственный внебюджетный фонд стабилизации Министерства связи и информатизации.

 Источники формирования:

часть прибыли остающаяся у государственных организаций, подчинённых Министерству связи и информатизации;

доходы (проценты) от хранения в банке средств Фонда на текущем счёте Министерства связи и информатизации в бел. рублях после уплаты налогов.

 Средства фонда используются  на:

финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минсвязи;

уплату членских взносов в Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз в соответствии с международными договорами РБ;

укрепление материально-технической базы и пополнение оборотных средств подчинённых организаций, а также закреплённых за Минсвязи в соответствии с законодательством с/х организаций.

  1. Сущность и экономическое значение государственного кредита. Формы государственного кредита их характеристика

Государственный кредит – это централизованный фонд государства,  который формируется за счет средств населения, субъектов хозяйствования и  используется на финансирование бюджетных расходов и общегосударственных программ.

Объективная необходимость формирования и использования государственного кредита определяется противоречием между  постоянным увеличением потребностей общества  и возможностями их удовлетворения за сеч бюджетных средств.

Материальной основой государственного и банковского кредитов   являются  временно свободные финансовые ресурсы всех участников общественного воспроизводства, которые  впоследствии должны быть возвращены в установленные сроки с уплатой определенных процентов. 

Значимость государственного кредита реализуется  посредством свойственных ему функций, к которым можно отнести:

1. распределительная. Посредством  государственного кредита осуществляется  перераспределение стоимости ВВП  и части национального богатства.   Государство выпускает различные  формы казначейских обязательств  и реализует их на финансовом  рынке населению и субъектам  хозяйствования. Таким образом, за  счет  перераспределения доходов  граждан, предприятий и организаций  создается  соответствующий централизованный  фонд.  Процесс перераспределения  финансовых ресурсов продолжается  и при использовании средств  данного фонда, которые в конечном  итоге принимают участие в  финансировании народного хозяйства  и социально-культурных мероприятий; 

2. регулирующая функция  кредита заключается в сознательном  воздействии на общеэкономические  и социальные процессы. Это касается  производства, занятости населения, а также денежного обращения.   Посредством ресурсов государственного  кредита финансируется развитие  производства, его модернизация, инновационные  мероприятия. Положительное влияние  на повышение покупательского  спроса, платежеспособность населения, расширение производства, сбыта  продукции и создание новых рабочих мест оказываю полученные средства от   выплаченных  процентов и погашенной стоимости ценных бумаг.  Особую роль государственный кредит играет в регулировании денежного обращения, поскольку позволяет изъять (добавить)  денежные средства из наличного оборота и тем самым воздействует на оптимизацию денежной массы, обеспечивая устойчивость национальной валюты;

3. стимулирующая  функция  проявляется в том случае, когда  условия привлечения средств в централизованный фонд являются устойчивыми и привлекательными  с точки зрения  выгодности размещения сбережений  в государственные ценные бумаги (высокие проценты, возможность их реализации на финансовом рынке и т.п.), что повышает к ним экономический интерес. Одним из важнейших условий поддержания спроса на эти займы  является  последующее рациональное   размещение средств государственного кредита.      

   Рассмотренные выше  характеристики государственного  кредита в основном касаются  его внутренней формы, т.е. формирования  и использования данного централизованного  фонда в пределах государства. Кроме того, централизованный кредитный  фонд может образовываться за  счет  средств, поступающих от  других стран. В данном случае  государство также выступает  в роли заемщика  при образовании  кредитных отношений с другими  государствами или международными  организациями. В большинстве случаев  эти отношения принимают форму  государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях  срочности, возвратности и платности.  Посредством внешних государственных  займов расширяются финансовые  возможности государства и укрепляются  экономические и политические  взаимосвязи  между странами. К  таким формам  привлечения внешних займов государство прибегает, как правило, при внутренних  финансовых затруднениях,  приобретении больших  партий импортного сырья или осуществлении крупных инвестиционных проектов. 

Существование государственного кредита, влечет за собой возникновение государственного долга.

 

  1. Понятие государственного долга и механизм управления им

Поскольку государственный кредит функционирует  на условиях срочности, возвратности и платности, то  он приводит к образованию государственного долга. 

Государственный долг – это сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, а также процентов, которые необходимо  погасить   по соответствующим долговым обязательствам. Объем государственного долга, его структура регламентируется Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 г. № 170-З []

Государственный долг классифицируется по следующим признакам. Рис.1.7.

Классификационные критерии

Виды государственного долга.

1.уровень власти

1.1.централизованный долг  государства;

2.виды займов

2.1 внутренний долг;

 

2.2. внешний долг.

3.сроки образования и  погашения.

3.1. капитальный;

 

3.2. текущий.

4.формы долговых обязательств.

4.1. облигационные займы;

 

4.2.безоблигационные займы.

5. сроки погашения.

5.1. краткосрочные займы;

 

5.2. долгосрочные займы.


 

Рис.4.1. Классификация государственного долга.

 

Государственный долг формируется  на государственном уровне непосредственно правительством страны. Кроме того, органы власти всех уровней управления могут  образовать кредитные фонды, средства которых используются на нужды соответствующего  региона.

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами  страны. Внешний государственный долг – долговые обязательства в иностранной валюте перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Капитальный долг  представляет собой все долговые обязательства на начало года.   Текущий долг отражает сумму предстоящих платежей, срок погашения которых наступает в данном периоде.   

Облигационные займы реализуются путем продажи   выпущенных государственных облигаций. Безоблигационные займы  производятся на основе подписанных соглашений, договоров  или выдачей особых свидетельств. 

Краткосрочные займы – это долговые обязательства, срок погашения которых  ограничивается пределом 1 года. Долговые обязательства, срок  которых, превышает 1 год относятся к долгосрочным.

 Учитывая значимость  государственного долга, который,  как известно погашается за счет средств государственного бюджета, государство в законодательном порядке определяет его объем, структуру и постоянно контролирует своевременность его погашения. В данном случае идет речь о абсолютных размерах внутреннего и внешнего государственного долга и относительных показателях, которые отражают его соотношение к общему валовому продукту. Ежегодно планируется доля расходов на погашение и обслуживание государственного долга в объеме бюджетных средств. Поскольку государственный долг отражает долговое бремя для национальной экономики, то организация его  управления должна быть комплексной и отвечать интересам всего общества.

Управление государственным долгом представляет собой  непрерывный, сознательный  процесс формирования и распределения  средств государственного долга, а также его  обслуживание.   Процесс управления можно представить в виде  следующих  этапов:

1. планирование объема (предельных  размеров) государственных обязательств  на текущий период и выбор  основных инструментов привлечения  ресурсов. Объем государственного  долга   во многом зависит  от состояния экономики страны, ее текущих потребностей, а также  намечаемых перспектив развития. При этом следует учитывать  возможность привлечения основных  источников финансирования общегосударственных  потребностей и   долю долговых  обязательств с учетом возможности  их  размещения. Определяя объем  государственного кредита на  предстоящий бюджетный год также  необходимо учесть фактические  размеры  на начало периода.

2. привлечение  финансовых ресурсов путем эмиссии и  размещения государственных ценных бумаг, а также получения   внешних кредитов. Одновременно  направляются средства централизованного фонда (государственного кредита) на покрытие дефицита государственного и местных бюджетов, кассовых разрывов и финансирование крупных инвестиционных проектов.

3. обслуживание государственного  долга, что означает погашение  основных сумм долговых обязательств  и уплату процентов. Источниками  погашения этих расходов являются:

-  средства государственного  бюджета;

- золотовалютные    резервы страны;

- ресурсы, полученные от  реализации объектов государственной  собственности;

-  дополнительная эмиссия  займов и внешние кредиты.

Также в управлении государственным  долгом могут использоваться следующие меры:

- конверсия - изменение доходности  займов. В целях снижения расходов  по управлению государственным  долгом государство уменьшает  размер выплачиваемых процентов  по займам. Однако не исключено  и повышение доходности государственных  ценных бумаг для кредиторов.

- консолидация – увеличение  или уменьшение срока действия  уже выпущенных займов;

- унификация займов –  объединение нескольких  в один, когда облигации ранее выпущенных  ценных бумаг обмениваются на  облигации нового займа;

- отсрочка погашения займа  используется в случаях, когда  выпуск новых займов не приносит  экономического эффекта, поскольку  большая часть  поступлений от  их реализации направляется на  погашение и выплату процентов  по старым долговым обязательствам. Отсрочка погашения займа   схожа с консолидацией, но при  консолидации владельцам облигаций  продолжается выплата дохода  по ним.

- аннулирование государственного  долга - мера, в результате которой  государство полностью отказывается  от обязательств по выпущенным  займам. Она обычно является следствием  прихода к власти новых политических  сил.

4.текущий и последующий  контроль за  соблюдением законодательства по формированию и распределению государственного долга, а также постоянный мониторинг за рациональным расходованием средств централизованного фонда. Непрерывный контроль  осуществляется также за своевременным погашением обязательств и своевременной   уплатой установленных процентов. Большое  значение  имеет и последующий контроль, главной целью которого является анализ  объема  государственного долга (абсолютного размера и его  отношение к  ВВП), а также структуры и  доли затрат на погашение и обслуживание государственного  долга в общей сумме расходов государственного бюджета.

Информация о работе Шпаргалка по «Финансы и финансовый рынок»