Шпаргалка по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

финансы шпоры.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

 

37. Бюджетный процесс: рассмотрение и утверждение проекта бюджета

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. 

Рассмотрение проекта  бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.

Как свидетельствует практика последних  лет, рассмотрение проекта федерального бюджета представительным органом  России вызывает большое количество осложнений. Поэтому законодатель пошел  по пути детальной регламентации  порядка (технологии) и сроков рассмотрения законопроекта о федеральном  бюджете на каждый конкретный год.

После принятия соответствующего проекта  федерального закона к рассмотрению Государственной Думой, он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной  Думы, другим субъектам права законодательной  инициативы для внесения замечаний  и предложений, а также в Счетную  палату РФ на заключение.

утверждение бюджета, принятие закона о бюджете.

Бюджетное законодательство предусматривает  возможность утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета на соответствующий год рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Государственной Думой Федеральный закон "О федеральном бюджете на соответствующий год" в соответствии со ст. 105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

В случае непринятия проекта Федерального закона "О федеральном бюджете  на конкретный год" до 1 января конкретного  года федеральные органы исполнительной власти имеют право производить  расходование бюджетных средств  по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной  классификации ежемесячно в размере  одной трети фактически произведенных  сумм расходов за 4 квартал предшедствующего года до принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на предстоящий год".

Государственная Дума также может  принять Федеральный закон "О  финансировании расходов из Федерального бюджета в первом квартале конкретного  года". В этом случае федеральные  органы исполнительной власти производят расходование бюджетных средств в соответствии с указанным Федеральным законом. Подобная практика уже известна российской действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Бюджетный процесс: исполнение бюджета

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. 

Исполнение бюджета - совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Министерством финансов РФ (МФ РФ), МФ республик в составе РФ, финансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т.д.).

Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.

Контроль за исполнением бюджета  и расходованием средств внебюджетных фондов, а также средств валютного  фонда осуществляет конкретный представительный орган власти, который самостоятельно определяет организационные формы  осуществления такого контроля в  соответствующем Положение о  бюджетном процессе на территории данного  национально-государственного или  административно - территориального образования.

 

39. Бюджетный процесс: отчет об исполнении бюджета

Бюджетный процесс завершается  составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля за исполнением бюджета. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.

Отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании  ведущегося ими через органы казначейства учета исполнения бюджета и отчетов  учреждений и организаций, кредитных  учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

Правительство РФ ежегодно в мае  следующего за отчетным года представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за прошедший финансовый год.

В субъектах Федерации и муниципальных  образованиях отчет об исполнении бюджета  составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые представляют его представительным органам власти. Исполнительный орган власти предоставляет  соответствующему представительному  органу власти отчет об исполнении бюджета в установленный срок.

Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям  доходов и расходов в установленном  порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе  по обеспечению уровня закрепленных доходов) и расходования средств.

По результатам рассмотрения отчетов  об исполнении бюджетов представительные органы власти принимают решения  об их утверждении либо неутверждении. После принятия решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий год с учетом принятия нижестоящими представительными органами власти решений об утверждении бюджетов и отчетов об их исполнении.

Указанные решения нижестоящих  представительных органов власти направляются ими в соответствующие вышестоящие  представительные и исполнительные органы власти в установленные указанными вышестоящими представительными органами власти сроки.

Исполнительные органы власти субъектов  РФ представляют отчеты об исполнении соответствующих консолидированных  бюджетов в Министерство финансов РФ и Российское статистическое агентство, которые используют эти отчеты как  основу для разработки бюджета на следующий год. Конкретные сроки  и формы представленных отчетов  определяются Министерством финансов РФ и Российским статистическим агентством.

В случае принятия или отклонении проекта бюджета и отчета о  его исполнении в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Отчеты по бюджету  публикуются в течение года в  специальных статистических сборниках.

 

40. Система внебюджетных фондов Российской Федерации

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и  расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В  российской практике государственные  внебюджетные фонды созданы для  реализации конституционных прав граждан  на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования  РФ;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов рассматриваются  в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты  внебюджетных фондов, должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной  собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию  на цели, не предусмотренные законодательством.

Исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств  внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

 

 

 

 

 

 

41. Принципы организации финансов предприятия

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных  с основами хозяйственной деятельности.

Принцип хозяйственной  самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли.

Принцип самофинансирования.. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов.

Принцип материальной заинтересованности – объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В целом, для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени, штрафы, неустойки,

Принцип обеспечения  финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.

 

42. Основы формирования и использования финансовых ресурсов предприятия

Финансовые ресурсы предприятия  — это совокупность всех денежных средств и поступлений, имеющихся  в распоряжении хозяйствующего субъекта.

 На уровне предприятия финансовые ресурсы используются на образование денежных фондов целевого назначения (фонд оплаты труда, фонд развития производства, фонд материального поощрения и др.), выполнение обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, страховыми органами и другими предприятиями. Финансовые ресурсы используются также для финансирования затрат на приобретение сырья, материалов, оплату труда и др.

 Финансовые ресурсы предприятий  формируются за счет собственных  средств предприятий и привлеченных средств.

Финансовые ресурсы  предприятия формируются за счет: амортизационных отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов; долгосрочного кредита банка и других кредиторов.

 

43. Особенности финансов предприятий  различных организационно-правовых  норм

Отличительной чертой финансов предприятий  является зависимость от правовой формы  их организации.

В зависимости от выбранной организационно-правовой формы  предприятия могут создаваться  различными способами,  использовать различную величину уставного капитала, неодинаковые способы мобилизации  дополнительных ресурсов и гарантии интересов кредиторов.

Полное товарищество –Уставный капитал создается за счет вкладом участников. Участники полного товарищества несут полную ответственность по обязательствам товарищества. Прибыль (убытки) распределяются между его участниками пропорционально их доле в складочном капитале.

Коммандитное (товарищество на вере) –Управление деятельности товарищества осуществляется только полными товарищами, вкладчики в управлении участия не принимают, а являются своего рода инвесторами. Они участвуют в прибыли товарищества в соответствии с их долей в складочном капитале и в соответствии с учредительными договорами.

ООО –Участники ООО в отличие от других форм не отвечают по его обязательствам, и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества исключительно в пределах стоимости внесенной ими доли.

АО– представляет собой добровольное объединение средств физических и юридических лиц или акционеров, каждый из которых несет материальную ответственность за результаты деятельности АО в пределах номинальной стоимости принадлежащих ему акций.

 Особенность ОАО заключатся  в том, что формирование уставного  капитала осуществляется за счет  продажи акций в форме открытой  подписки и свободное обращение  акций на рынке. ЗАО распространяет  свои акции только среди его  учредителей, т.е. по закрытой  подписке. Кроме того, акционеры  ЗАО обладают преимущественным  правом приобретения акций, продаваемых  другими акционерами.

Унитарные предприятия– это организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (метро). Оно обязано отвечать по обязательствам, вытекающим из его производственно-коммерческой деятельности всем принадлежащим ему имуществом, но в то же время не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Решение принимается правительством РФ. Имущество предприятия находится в государственной собственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы"