Шпаргалка по "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Вложенные файлы: 1 файл

финансы шпоры.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

2) рационально использовать средства  денежных фондов, контролировать  их целевое расходование с  целью получения максимально  возможной прибыли в процессе  ведения производственной, финансовой, инвестиционной деятельности.

 Роль финансов предприятия  в расширенном производстве велика  потому, что:

1) финансовые ресурсы предприятия  в условиях рыночной экономики  участвуют в процессе образования  валового национального продукта;

2) предприятие - самостоятельный  хозяйствующий субъект, в руках  которого сконцентрирована большая  часть финансовых ресурсов, в  его обязанности входит уплата  налогов в государственную казну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  Финансовая система Российской Федерации и характеристика ее звеньев

Финансовая  система в целом - совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности.

Бюджетная система РФ включает три звена: республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.

Второе звено  финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Они  имеют  строго целевое назначение - расширять  социальные услуги населению, стимулировать  развитие отсталых отраслей, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. В зависимости  от источников формирования, назначения и масштабов использования подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на: экономические внебюджетные фонды; социальные; межотраслевые и  отраслевые бюджетные фонды конверсии.  Централизованные внебюджетные фонды  имеют общегосударственное значение в их состав входят :ПФР, Фонд соц страх,я Фонд отделения мед страх.

Децентрализованные  внебюджетные фонды создаются для  решения территориальных, межотраслевых  задач: Фонд научно- исследовательских  и опытно конструкторских разработок, Государственный фонд конверсий, Фонд содействия развития малых форм предпринимательства, Фонд развития жилищной сферы.

Гос кредит – это совокупность эк. отношений, складывающихся в процессе привлечения или использования финансовых ресурсов при условии, что государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. От кредита, гос. Кредит отличается тем, что привлекаемые финансовые ресурсы прямо связаны с сферой государственных финансов. Основной объем финансовых отношений в сфере государственного кредита связан с ролью государства как заемщика. Используя гос. Кредит как основной финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос. Кредита, является привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.

Финансы фондов страхования – это общественные отношения, которые складываются в процессе перераспределения и использования денежных фондов мобилизации с целью снижения отрицательного влияния всех видов рисков. В настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фондам страхования как инструментам регулирования эк и соц процессов.

Финансы предприятий различных форм собственности являются базисным звеном финансовой системы. В данном звене создается главным образом национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4 звеньев пере- распределяется в интересах государства. Финансы предприятий всех форм собственности обслуживают сферу негосударственных финансов, от них    зависит фин. состояние гос финансов  Сфера полномочий Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная палата обязана также контролировать состояние внутреннего и внешнего долга РФ.

 

8.  Бюджетная система Российской Федерации и характеристика ее звеньев

Б. сист-ма – сов-ть бюджетов гос-ва, админист-террит образований, основанная на эк. Отношениях, гос. Устройстве и правовых нормах. Бюджетная система РФ содержит 3 уровня: 1)Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов 2)Бюджеты субъектов РФ.3) Местные бюджеты - около 30000. Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства; через него осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП, национального дохода между различными отраслями экономики, между регионами и социальными слоями населения. Федеральный бюджет финансирует национальную оборону, правоохранительную деятельность, социальную политику, оказывает финансовую помощь нижестоящим бюджетам. Бюджет субъекта РФ – в настоящее время из этих бюджетов финансируются расходы на промышленность и расходы, связанные с социальной сферой.. Местные бюджеты –представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметоведению местного само-управления. Государственные внебюд. фонды – фонды денежных средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ применяется также термин консолидированный бюджет. Различают консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ. Консолидированный бюджет РФ - это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Бюджетная система функционирует на основе специальных принципов, установленных в бюджетном кодексе: 1. Принцип единства бюджетной системы. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. 3. Принцип са-мостоятельности бюджетов. 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 5. Сбалансированность бюджетов. Означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован. 6. Эфф-ти и экономности использования бюджетных средств. 7. Принцип общего покрытия расходов. 8. Принцип гласности. 9. Достоверность бюджета. 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств. 11. Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований

 

9. Финансовая политика: содержание, значение и основные направления на современном этапе

Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций.

Содержание финансовой политики:

Разработка общей концепции  финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных  задач.

Создание адекватного финансового  механизма.

Управление финансовой деятельностью  государства и других субъектов  экономики.

 

 

10.Финансовый механизм и его  виды.

Финансовый механизм - инструмент реализации финансовой политики государства, решения задач и выбора направлений.

Финансовый механизм - совокупность конкретных форм финансовых отношений, методов, приемов, и способов и организации в процессе формирования, распределения и использования денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств на макро- и микроуровнях.

 Элементы финансового механизма  соответствуют разнообразию финансовых  отношений в обществе:

1. В зависимости от состава  сфер и звеньев финансовой  системы государства:

* финансовый механизм хозяйствующих субъектов(Финансовый механизм коммерческих организаций,Финансовый механизм не коммерческих организаций)

*  механизм общегосударственных финансов( Бюджетный механизм,Механизм целевых бюджетных и внебюджетных фондов, Механизм государственного кредитования)

2. В зависимости от государственного  устройства:

* финансовый механизм в РБ

* финансовый механизм органов местного управления и самоуправления

3. В зависимости от методов  и способов организации финансовых  отношений: 

* финансовые рычаги и стимулы

* финансовые нормы, нормативы, элементы.

* финансовое законодательство

 

11. Типы финансовой политики

1. Классическая.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии  А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3. Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему  управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у  государства для последующего перераспределения  в соответствии с основными направлениями  государственного плана. Основной задачей  финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых  производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным  планом финансовых ресурсов. Расходы  бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным  планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами  использования финансового механизма  в народном хозяйстве. Государство  полностью финансировало из бюджета  потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные  отношения. Таким образом, государство  непосредственно руководило всеми  сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

 

12. Классический тип финансовой политики

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате  процентов по государственному долгу  и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление  средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Регулирующий тип финансовой политики

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами  еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро  встал вопрос об этом в конце 20-х  годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства  государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход  к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского  ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства  в экономику становятся государственные  расходы, за счет которых формируется  дополнительный спрос. Поэтому государственные  расходы обеспечивают рост предпринимательской  деятельности, увеличение национального  дохода и способствуют ликвидации безработицы  путем финансирования создания новых  рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования  становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог  обеспечивает изъятие у экономических  субъектов доходов, используемых в  виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов. Большое  внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает  применение долгосрочных и среднесрочных  займов. Рынок ссудных капиталов  становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета  используется для регулирования  экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

 

14. Планово-директивная финансовая политика

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у  государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансы"