Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономической потенциала России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства
6
1.1 Общие понятия налоговой системы 6
1.2. Виды и характеристика налогов 10
1.2.1. Федеральные налоги и сборы 10
1.2.2. Региональные налоги и сборы 15
1.2.3. Местные налоги 18
1.3. Формирование доходов бюджетов 20
Глава 2 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней 26
2.1 Анализ доходов федерального бюджета в 2008-2013 годах. 26
2.2 Анализ доходов областного бюджета в 2008-2013 годах. 30
2.3 Анализ доходов бюджета г.Архангельска в 2008-2011 гг. 36
Глава 3 Проблемы налоговой системы РФ и пути их решения 40
Заключение 43
Список источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 487.50 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета (таблица 2 и 3).

Как видно из таблиц, доходы от налогов составляю почти половину доходов федерального бюджета.

Наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

За рассматриваемые годы существенных структурных сдвигов в доходах федерального бюджета не произошло. В общем структура осталась прежней. По нескольким видам наблюдаются небольшие изменения.

Доход от ЕСН составлял более 5% всех доходов федерального бюджета. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Таблица 2

Структура доходов в 2008-2010 гг

 

2008 год (факт.)

2009 год (факт.)

2010 год (факт.)

 

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Всего доходов

9274,1

100,00

7336,8

100,00

8303,8

100,00

в том числе:

           

Неналоговые доходы

5195,4

56,02

4338,2

59,13

5155

62,08

Налоговые доходы, всего

4078,7

43,98

2998,6

40,87

3148,8

37,92

в том числе:

           

НДПИ

1604,7

17,30

981,5

13,38

1376,6

16,58

НДС

998,4

10,77

1176,6

16,04

1328,8

16,00

Налог на прибыль

761,1

8,21

195,4

2,66

255

3,07

ЕСН

506,8

5,46

509,8

6,95

-

-

Акцизы

125,2

1,35

81,7

1,11

113,9

1,37

Прочие доходы

82,5

0,89

53,6

0,73

74,5

0,90


 

Таблица 3

Структура доходов в 2011-2013 гг

 

2011 год (план.)

2012 год (план.)

2013 год (план.)

 

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Всего доходов

7220,2

100,00

9503,5

100,00

10379,9

100,00

в том числе:

           

Неналоговые доходы

3794,2

40,91

5397,1

73,56

5963,2

71,81

Налоговые доходы, всего

3426

36,94

4106,4

55,97

4416,7

53,19

в том числе:

           

НДПИ

1452,3

15,66

1854,2

25,27

1918,5

23,10

НДС

1425,4

15,37

1615,4

22,02

1715,1

20,65

Налог на прибыль

233,4

2,52

246,1

3,35

274,2

3,30

Акцизы

260,1

2,80

312,2

4,26

423,7

5,10

Прочие доходы

54,8

0,59

78,5

1,07

85,2

1,03


 

Динамика доходов федерального бюджета представлена в таблице 4.

 

 

Таблица 4

Приросты доходов федерального бюджета

 

прирост в 2009 г по сравнению с 2008 г

прирост в 2010 г по сравнению с 2009 г

прирост в 2011 г по сравнению с 2010 г

прирост в 2012 г по сравнению с 2011 г

прирост в 2013 г по сравнению с 2012 г

 

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Всего доходов

-1937,3

-20,89

967

13,18

-1083,6

-13,05

2283,3

31,62

876,4

9,22

в том числе:

                   

Неналоговые доходы

-857,2

-16,50

816,8

18,83

-1360,8

-26,40

1602,9

42,25

566,1

10,49

Налоговые доходы, всего

-1080,1

-26,48

150,2

5,01

277,2

8,80

680,4

19,86

310,3

7,56

в том числе:

                   

НДПИ

-623,2

-38,84

395,1

40,25

75,7

5,50

401,9

27,67

64,3

3,47

НДС

178,2

17,85

152,2

12,94

96,6

7,27

190

13,33

99,7

6,17

Налог на прибыль

-565,7

-74,33

59,6

30,50

-21,6

-8,47

12,7

5,44

28,1

11,42

ЕСН

3

0,59

               

Акцизы

-43,5

-34,74

32,2

39,41

146,2

128,36

52,1

20,03

111,5

35,71

Прочие доходы

-28,9

-35,03

20,9

38,99

-19,7

-26,44

23,7

43,25

6,7

8,54


 

Доходы в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизились на 1937,3 млрд. руб. или на 20,89%. Произошло снижение практически по всем видам доходов.

Снижение поступлений от налога на прибыль обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.

Снижение поступлений от НДПИ обусловлено более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год – $94 за баррель; цена на нефть в 2009 году – $58 за баррель), а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации, которые с 2009 года полностью зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ (поступления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в 2008 году составили 55,4 млрд рублей).

Доходы в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросли на 967 млрд. руб. или на 13,18%. Рост заметен по всем показателям доходов.

В 2010 году заметно улучшилось экономическое положение организаций, что привело к росту поступлений от налога на прибыль на 59,6 млрд руб. или на 30,5%.

Повешение цен на нефть (2010 год – $77 за баррель) привело к тому, что доходы от НДПИ выросли на 395,1 млрд. руб. или на 40,25%.

Кроме того на рост доходов повлияли такие факторы, как увеличение объемов импорта, изменение структуры налогооблагаемой базы, изменение экспортных цен на газ.

В 2011 году планируется снижение поступлений в федеральный бюджет на 1083,6 млрд руб. (13,05%), в том числе снижение неналоговых доходов на 1360,8 млрд. руб. (26,4%) и повышение налоговых доходов на 277,2 млрд. руб. (8,8%).

В 2012 году запланирован рост поступлений в федеральный бюджет на 2283,3 млрд руб., что на 31,62% больше уровня 2011 года. При этом налоговые доходы должны вырасти на 680,4 млрд. руб. (19,86%).

В 2013 году запланирован рост поступлений в федеральный бюджет на 876,4 млрд руб., что на 9,22% больше уровня 2012 года. При этом налоговые доходы должны вырасти на 310,3 млрд. руб. (7,56%).

 

 

2.2. Анализ доходов  областного бюджета в 2008-2013 годах

Плановые и фактические показатели доходов бюджета Архангельской области в 2008 году представлены в таблице 5.

Таблица 5

Исполнение доходов областного бюджета в 2008 году

 

2008

 

план, млн. руб.

факт., млн. руб.

% выполнения плана

Всего доходов

41467

40201,1

96,95

в том числе

     

Неналоговые доходы

10700,6

961,5

8,99

МБТ

15383,2

15871,9

103,18

налоговые доходы

25129

23367,7

92,99

в том числе

     

налог на прибыль организаций

10704,7

9667

90,31

НДФЛ

8621

8092,7

93,87

Акцизы

1400,9

1353,6

96,62

налог, взимаемый в связи с применением УСН

772,2

707,3

91,60

Единый сельскохозяйственный налог

0,8

1,2

150,00

Налог на имущество организаций

840

809,3

96,35

Транспортный налог

439,2

337,7

76,89

Налог на игорный бизнес

9,1

11,2

123,08

НДПИ

2341,1

2387,7

101,99


 

Доходная часть областного бюджета в целом за 2008 год исполнена в сумме 40201,1 млн. рублей, на 96,95 % к утвержденному годовому плану.

Собственные доходы в виде налоговых и неналоговых платежей сформировались в объеме 24 329,2 млн. рублей (93,3% к утвержденному годовому плану), из них за счет плательщиков Ненецкого автономного округа — 9 237,0 млн. рублей. Недополучено к плановым назначениям 1 754,6 млн. рублей.

Существенное влияние на невыполнение собственных доходов оказали негативные явления в экономике, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, результаты которого начали отражаться на поступлениях в бюджет с сентября 2008 года.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили в сумме 15 268,9 млн. рублей, из Государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 597,4 млн. рублей, из Пенсионного фонда РФ — 5,6 млн. рублей.

Плановые и фактические показатели доходов бюджета Архангельской области в 2009 году представлены в таблице 6.

Таблица 6

Исполнение доходов областного бюджета в 2009 году

 

2009

 

план, млн. руб.

факт., млн. руб.

% выполнения плана

Всего доходов

37475,3

38095,8

101,66

в том числе

     

Неналоговые доходы

654,8

593,1

90,58

МБТ

19519

19649,6

100,67

налоговые доходы

17342,1

17853,1

102,95

в том числе

     

налог на прибыль организаций

4355,1

4372,5

100,40

НДФЛ

8118,7

8678,9

106,90

Акцизы

1750,9

1628,3

93,00

Налог на имущество организаций

907,5

926,6

102,10

Транспортный налог

552,4

572,5

103,64

НДПИ

1354,8

1153,4

103,80

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета