Характеристика доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета. На основании поставленной цели решаются следующие задачи: - углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета; - сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета; - проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета;
- разработка конкретных мероприятий способствующих увеличению доходов федерального бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 03.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

 

Как известно, бюджет государства  можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента  принятия государством этого документа  финансы приобретают всеобщий характер. На современном этапе отличительной  чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода.

Материальной основой, позволяющей образовать основной централизованный фонд денежных средств, который обеспечивает финансирование нужд государства и  выполнение его функций и задач, являются доходы федерального бюджета. Объект исследования данной работы - бюджетная система Российской Федерации. Предметом исследования являются доходы федерального бюджета.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и  особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.

На основании поставленной цели решаются следующие задачи:

- углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;

- сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета;

- проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета;

- разработка конкретных мероприятий способствующих увеличению доходов федерального бюджета.

Источниками информации при написании курсовой работы послужили  нормативно-правовые акты, труды отечественных  авторов по данной проблеме, периодические  издания, статистическая отчетность

 

1. Общая характеристика доходов бюджета Российской Федерации

1.1. Понятие и роль государственного бюджета

 

 

Государственный бюджет – это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного  фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. В определении отражены три существенных признака бюджета.

- Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.  Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

- Бюджет представляет собой финансовый план государства.  Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место. Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения.

В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное  планирование. Даже планирование бюджета  на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей. Экономическое значение принципа ежегодности состоит в том, что предоставляет возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете.

- Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Особенности государственного бюджета как экономической категории  накладывают отпечаток и на выполняемые  им функции. Содержание функций, сфера  и объект их действия характеризуются  определенной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д.

Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

- прямые и косвенные  налоги. В доходах государства  они составляют от 80 до 90%. Самыми  крупными из них являются - подоходный  налог, налог на прибыль корпораций  и налог на добавленную стоимость;

- государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%;

- эмиссия (выпуск) бумажных  и кредитных денег. К этому  источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над  доходами.

 

 

1.2. Понятие и виды доходов государственного бюджета. Бюджетная классификация

 

 

  Доходы бюджета в соответствии со ст. 6 БК РФ - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование доходов бюджетов проводится на основании бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов  и безвозмездных поступлений. В  соответствии со ст. 41 БК РФ к налоговым  доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Налоговые доходы бюджетов существенно отличаются от неналоговых доходов объемом поступлений и характером правового регулирования.

Доходы бюджетов в зависимости  от уровня бюджетной системы подразделяются на доходы федерального бюджета, субъектов  РФ и бюджетов муниципальных районов, доходы бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, доходы бюджетов городских и сельских поселений.

В зависимости от права собственности выделяют собственные доходы бюджетов. В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

а) налоговые доходы, зачисляемые  в бюджеты в соответствии с  бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах  и сборах;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

в) доходы, полученные бюджетами в  виде безвозмездных поступлений, таких как дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Под собственными доходами понимаются такие виды доходов, которые законодательством  РФ (ст. 47 БК РФ) полностью или частично закреплены на постоянной основе за соответствующими бюджетами. Конкретный перечень и нормативы зачисления в бюджеты от определенных видов доходов, которые формируют собственные доходы бюджетов, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В состав налоговых доходов бюджетов включены:

а) федеральные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные в  ст. 13 НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);

б) региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные ст. 14 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях субъектов Российской Федерации (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог);

в) местные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях муниципальных образований (земельный налог и налог на имущество физических лиц);

г) налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами (например, единый сельскохозяйственный налог);

д) пени и штрафы. Пеней, относимой  к налоговым доходам, согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить  в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Штрафы применяются в виде денежных взысканий в размерах, которые также установлены в законодательстве о налогах и сборах.

В основе выделения налоговых видов  доходов бюджетов лежит налоговый  метод образования публичных  доходов, опирающийся на обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). Объемы поступлений от налоговых доходов могут прогнозироваться в доходной части бюджетов, поскольку они имеют систематический характер, законом определяются конкретные ставки и сроки уплаты.

Неналоговые доходы бюджетов могут иметь добровольный и принудительный характер. Неналоговые доходы отличаются от налоговых "субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов"1. Порядок установления, взимания неналоговых доходов регламентируется нормативными правовыми актами различного характера.

К неналоговым доходам  бюджетов в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ относятся:

а) доходы от использования  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

б) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия  в капитале, государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней), находящегося в государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности в соответствии со ст. ст. 94 - 96 БК РФ являются источниками внутреннего финансирования дефицитов федерального бюджета, бюджета субъектов, местных бюджетов. Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и других драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение, согласно ст. 94 БК РФ, относятся к источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;

Информация о работе Характеристика доходов бюджета