Фонд социального страхования РФ – проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена целым рядом причин. Одна из основных черт рыночных отношений - наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Сущность и особенности Фонда Социального Страхования Российской Федерации…………………………………………………...5
1.1.Правовое положение Фонда социального страхования ………… ….5
1.2. Фонд социального страхования - задачи и система организации…..7

Проблемы и перспективы развития Фонда социального страхования……......................................................................................14
2.2. Основные проблемы развития Фонда социального страхования...…14
2.3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………20

Заключение................................................................................................25
Список использованных источников и литературы…………..…...28

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы Курсовая.docx

— 55.10 Кб (Скачать файл)

       Вместе с ростом налоговой нагрузки увеличилось и количество бумажной работы. С 2010 года все плательщики, производящие выплаты физическим лицам, должны подавать ежеквартально расчеты по страховым взносам в территориальные органы ПФР и ФСС по месту учета. ПФР и ФСС могут проводить как камеральные, так и совместные выездные проверки. Если отчеты по страховым выплатам не сданы в срок, предпринимателя будут штрафовать.

       В соответствии с задачами, определенными посланием Президента Российской Федерации от 29 июня 2011 года "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" для отдельных категорий плательщиков взносов установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0% вместо 2,9 процента.

      Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусмотрен остаток средств страхового резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на счетах по учету средств бюджета Фонда в сумме 30 532 539,6 тыс. рублей. Вместе с тем в настоящее время отсутствует достаточная правовая основа регулирования механизма возврата средств резерва, в том числе не определен источник финансирования, из которого средства резерва должны быть восстановлены.

         Данным законопроектом предусмотрены все расходные обязательства Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

При этом значительно  увеличиваются с 508 200 828,1 тыс. рублей (88,0% общей суммы расходов) в 2012 году до 586 454 867,4 тыс. рублей (89,0%) в 2014 году объемы бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных  обязательств.

        Законопроектом сохраняется норма, предусматривающая реализацию в 2012 и 2013 годах в ряде субъектов Российской Федерации плотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление иных выплат и возмещение расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников территориальными органами Фонда.

      Законопроектом предусматривается осуществление в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов в ряде субъектов Российской Федерации плотного проекта, направленного на оценку профессиональных рисков. В рамках плотного проекта Фондом планируется осуществить финансовое обеспечение мероприятий по организации и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения и культуры за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно в сумме до 1 000 000,0 тыс. рублей.

        Вместе с тем особо острой остается решение проблемы аттестации рабочих мест в добывающих, обрабатывающих и промышленных отраслях экономики Российской Федерации.

       Финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий в 2012 - 2014 годах установлено в сумме 8 999 525,8 тыс. рублей ежегодно. Следует отметить, что на 2013 - 2014 годы бюджетные ассигнования из федерального бюджета на указанные цели предусмотрены без учета прогнозного уровня инфляции на 2013 - 2014 годы.

       Законопроектом установлено, что объем бюджетных ассигнований, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, определяется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги (ежегодно до 1 октября), на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Соответственно указанные бюджетные ассигнования не могут быть определены в сроки, установленные для подготовки и утверждения бюджета Фонда, в связи с чем эти бюджетные ассигнования законопроектом не предусмотрены.

2.2. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ.

         С 1 июля 2011 года началось поэтапное реформирование системы социального страхования. Предложение изменить действующую «зачетную» систему (т.е. механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд) на систему непосредственного назначения и выплаты пособий Фондом социального страхования Российской Федерации (его региональными отделениями) было поддержано Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

      Переход к новой системе выплат  страхового обеспечения - это  масштабный проект, который, в  том числе, связан с разработкой  и внедрением новых технологий  приема и обработки данных, кадровой  подготовкой, созданием соответствующего  оборотного запаса денежных средств,  необходимых для обеспечения  бесперебойных выплат. Одновременное  решение поставленных задач во  всех субъектах Российской Федерации  несет в себе необоснованно  высокий риск, именно поэтому  были выбраны тестовые территории, на которых и будет реализовываться  пилотный проект.

        В 2011 году новая система выплат  была опробована в Нижегородской  области и Карачаево-Черкесской  Республике. В 2012 году участниками  пилотного проекта стали еще  6 субъектов Российской Федерации:  Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области  и Хабаровский край. 10

       Действующая система социального страхования начала работать еще в условиях мобилизационной экономики, и на сегодняшний день «зачетный» принцип не соответствует экономическим реалиям. Принципы страхования, как и права застрахованного лица, могут быть нарушены в случае, если предприятие объявляется банкротом. Выплату гарантированных законодательством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет в указанной ситуации придется требовать через суд. В аналогичную ситуацию попадает застрахованное лицо, если работодатель просто отказывается платить названные выше пособия. В основном такая ситуация связана с выплатами пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

       Существуют обусловленные причины  реформирования: дело в том, что  модернизация системы необходима и для усиления контроля Фонда социального страхования Российской Федерации за экспертизой временной нетрудоспособности. Ежегодно Фонд в рамках страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством оплачивает более 30 млн листков нетрудоспособности, или свыше 400 млн дней. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в этом году превысит 450 руб., а объем средней выплаты по листку нетрудоспособности – 5500 руб. Увеличивающийся размер пособий становится поводом использования средств не по назначению, т.е. страхового мошенничества. А нецелевые выплаты отражаются на сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

       Реформирование системы социального страхования исключит возможность страхового мошенничества, а также позволит свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда у предприятия арестованы счета, оно находится в стадии банкротства или ликвидации.

        Нововведения пилотного проекта коснутся граждан, работающих по трудовым договорам, работодателей и учреждения здравоохранения. Поменяется система взаиморасчета между территориальным органом Фонда и страхователем (работодателем): страхователи будут уплачивать страховые взносы в бюджет Фонда в полном объеме без уменьшения их на суммы выплат, как в настоящее время.

       Выплата пособий производится непосредственно территориальными органами Фонда.

       Претерпел изменения и бланк листка нетрудоспособности, поскольку это основной документ, подтверждающий факт временной нетрудоспособности.

       Для застрахованных граждан порядок получения и оформления самого листка нетрудоспособности остается прежним, и документ будет также предоставляться по месту работы. Меняется способ получения выплат по листку нетрудоспособности. Оплата осуществляется непосредственно территориальным органом Фонда напрямую.

       Застрахованное лицо может выбрать способ получения пособий: либо путем перечисления пособия на банковский счет получателя, либо через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица.

        Также регламентировано время перечисления пособий. Если нет аргументированных причин для отказа в выплате пособия застрахованному лицу, то средства должны быть перечислены территориальным органом Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов.

     Фонд стремится максимально защитить застрахованное лицо от ситуации, когда страхователь (работодатель) отказывается выплачивать пособия работнику в случае прекращения деятельности, либо при невозможности установления фактического местонахождения страхователя на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия. В обоих случаях гражданин вправе самостоятельно представить необходимые документы в территориальный орган Фонда для выплаты пособия и перечисление средств будет осуществлено в указанные сроки.

            Формирование детальной картины по движению средств в масштабе всей страны, по прозрачной истории болезней каждого работающего - способ предупреждения нецелевого расходования средств бюджета Фонда и сокращения претензий со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации к медучреждениям.

       Для страхователей введение нового бланка листка нетрудоспособности также позволяет упростить работу, поскольку расчет пособия на основании внесенных данных осуществляется территориальным органом Фонда. Страхователи со штатом сотрудников 50 человек и менее либо вносят в дополнительные графы документа информацию о средней заработной плате застрахованного лица, стаже его работы и некоторые другие сведения, на основании которых производится расчет пособия, и представляют листок нетрудоспособности в территориальный орган Фонда, либо путем внесения данных в электронный реестр. Страхователям со среднесписочной численностью свыше 50 человек достаточно внести необходимые данные в электронный реестр. Т.е. функции по расчету пособий по временной нетрудоспособности переходят от работодателя к Фонду социального страхования Российской Федерации.

      Для Фонда социального страхования Российской Федерации пилотный проект связан с переходом на новый порядок выплаты пособий, а также отказом от зачетного механизма. Все документы, направленные в территориальный орган Фонда, после вынесения решений о назначении и выплате пособий возвращаются страхователю (работодателю), который осуществляет их хранение, либо застрахованному лицу в случае его непосредственного обращения в территориальный орган Фонда.

     Осуществление Пилотного  проекта подразумевает ожидание  следующих результатов:

1) Для застрахованных граждан:

- обеспечение правильности начисления  пособий;

- отсутствие зависимости от  работодателя по выплате пособий;

- самостоятельный выбор способа  получения пособий (либо на  банковский счет, либо почтовым  переводом);

- сокращение конфликтных ситуаций  с работодателем.

2) Для страхователей:

- освобождение от функций по  расчету пособий.

3) Для Фонда социального страхования Российской Федерации:

- возможность контроля за всеми  оплачиваемыми листками нетрудоспособности;

- переход на электронный листок  нетрудоспособности;

- сокращение случаев страхового  мошенничества

- оптимизация расходов.

4) Для медицинских учреждений:

- введение бланка листка нетрудоспособности, позволяющего компьютеризировать  ряд процессов;

- сокращается время, которое  тратилось на бумажную работу;

- переход на электронный листок  нетрудоспособности;

- автоматизация работы по экспертизе  временной нетрудоспособности.

В целом ожидаемый результат  от реализации пилотного проекта:

- обеспечение эквивалентности  страхового обеспечения страховым  взносам;

- обеспечение гарантированных  социальных выплат застрахованным  гражданам;

- упрощение документооборота между  Фондом социального страхования  Российской Федерации, страхователями  и медицинскими учреждениями.11

       Таким образом, можно сделать  вывод, что совершенствование системы социального страхования является сейчас насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов, реализацией различных проектов они вполне могут быть решены, пусть не в короткие сроки, но с действительной перспективой улучшенного функционирования и положительных результатов в дальнейшем.

 

 

Заключение

Действующая в России система социального  страхования до сих пор сохраняет  черты, в большей степени характерные  для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой  нагрузке на работодателей (почти 40% фонда  оплаты труда) уровень большинства  социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного  института социальной защиты только формируется.  Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ – проблемы и перспективы развития