Фонд социального страхования РФ – проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена целым рядом причин. Одна из основных черт рыночных отношений - наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Сущность и особенности Фонда Социального Страхования Российской Федерации…………………………………………………...5
1.1.Правовое положение Фонда социального страхования ………… ….5
1.2. Фонд социального страхования - задачи и система организации…..7

Проблемы и перспективы развития Фонда социального страхования……......................................................................................14
2.2. Основные проблемы развития Фонда социального страхования...…14
2.3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………20

Заключение................................................................................................25
Список использованных источников и литературы…………..…...28

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы Курсовая.docx

— 55.10 Кб (Скачать файл)

3. социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

4. страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

5. обеспечение по обязательному социальному страхованию - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

6. страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов;

7. средства обязательного социального страхования - средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.3

Основная  задача ФСС - выплата страхового обеспечения  по следующим видам социальных страховых  рисков.

1. необходимость получения медицинской помощи;

2. временная нетрудоспособность;

3. трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4. материнство;

5. инвалидность;

6. наступление старости;

7. потеря кормильца;

8. признание безработным;

9. смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении .

       Основными задачами ФСС РФ является распределение денежных средств Фонда на:

1. Выплату  пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении  ребенка, по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, на погребение;

2. Санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей, предусмотренные  законодательством (частичное содержание  санаториев-профилакториев, саноторных  и оздоровительных лагерей для  детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и др.);

3. Обеспечение  текущей деятельности, содержание  аппарата управления Фонда;

4. Финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих  государственную защиту трудовых  прав работников, охрану труда  (включая подразделения надзора  и контроля за охраной труда);

5. Проведение  научно-исследовательской работы  по вопросам социального страхования и охраны труды;

6. Осуществление  иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения.4

        Правление ФСС концентрирует свое внимание на задачах фонда и совершенствовании государственного социального обеспечения, формировании и использовании резервных средств, проекте размера тарифа страховых взносов, проекте бюджета фонда и его исполнении, рассматривает отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений, а также о контрольно-ревизионной деятельности ФСС. Правительство РФ, которому подотчетна деятельность ФСС, утверждает отчет об исполнении его бюджета.

Председатель  ФСС руководит деятельностью  фонда и несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на него задач, распределяет обязанности между  заместителями, вносит проект бюджета  ФСС на утверждение в правительство  РФ.

Организация работы ФСС построена по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда социального страхования РФ .

Руководство отделениями фонда социального  страхования осуществляют управляющие. Отделение ФСС и их филиалы  осуществляют регистрацию страхователей  и организуют банки данных по ним; проводят финансовую деятельность по обеспечению социального страхования  в регионе или отрасли; устанавливают  для страхователей нормативы  расходов, необходимые для обеспечения  государственных гарантии по социальному  страхованию работников; обеспечивают полноту и своевременность уплаты взносов, исполнение бюджетов органов  фонда; выполняют аккумуляцию страховых  взносов для создания резервов, принимают  решение об использовании свободных  денежных средств; разрабатывают проекты  бюджетов органов фонда и смет расходов на их содержание; производят расчеты со страхователями, органами фонда и прочими организациями; производят прием на работу и увольнение работников аппарата отделений фонда, руководителей филиалов; информируют  о своей деятельности фонд.5

          В отличие от бюджетной системы государственные внебюджетные фонды социального назначения профицитны, т.е. доходы превышают расходы.

Доходная  часть внебюджетных фондов социального  назначения формируется главным образом за счет:

- страховых  взносов суъектов хозяйствования;

- доходов  от инвестирования части временно  свободных средств Фонда в  ликвидные государственные ценные  бумаги и банковские вклад,  в банковские вклады эти средства  ФСС помещают в пределах средств,  предусмотренных в бюджете Фонда  на очередной период;

- добровольных  взносов граждан и юридических  лиц, поступления иных финансовых  средств, не запрещенных законодательством;

- ассигнований  из федерального бюджета Российской  Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот (пособий и компенсаций)  лицам, пострадавшим вследствие  радиационных аварий и их последствий,  а также в других установленных  законом случаях;

-прочих  доходов.

Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

В Фонд социального  страхования Российской Федерации  входят следующие исполнительные органы:

–региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования  на территории субъектов Российской Федерации;

–центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

–филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

При Фонде  образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о фонде. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации.

 

Глава 2. Проблемы и перспективы развития Фонда социального страхования.

 

2.1. Основные проблемы развития Фонда социального страхования РФ.

      В комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования. Необходимость ее проведения вызвана рядом причин, среди которых главная - переход к рыночной экономике. Он характеризуется, в частности, тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных, появляются значительные по численности маргинальные слои.

     С самого начала следует констатировать, что нынешние изменения в российской системе социального страхования оказались весьма тяжелыми и болезненными. И это - в обстоятельствах, когда самый сложный участок реформационного пути в данной сфере еще не пройден. Трудности в значительной степени обусловливаются отставанием в концептуальном и правовом обеспечении этого среза реформ.

       Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения ее прежнего основного гаранта - стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.

                 Предпринимаемые в настоящее время попытки перехода от модели социального обеспечения к модели социального страхования основаны на том, что он должен ориентироваться на мировую и отечественную практику. Это означает, что формирование системы социального страхования связано с принципами последнего и должно опираться на теорию социальных рисков и актуарных расчетов, реализоваться в совокупности автономных, самоуправляемых товариществ. 6

       Нынешняя система социального страхования страховой по своей сути все еще не является. Она, в основном, все еще, как и прежде, выполняет функцию социального обеспечения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Размер страховых взносов и сейчас не увязан с уровнем социального и профессионального риска, с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных, причем и те, и другие остаются отстраненными от участия в управлении фондами.

        Далее, существующий порядок сбора, аккумуляции страховых взносов и централизованного государственного распределения образовавшихся из них средств делает неявной связь между страховыми случаями, которые охватываются социальным страхованием (болезнь, несчастные случаи на производстве, льготные пенсии за работу во вредных условиях труда и т.д.), взносами работодателей (предприятий) и получением застрахованными пособий, пенсий, медицинской помощи.

        Не достигли надлежащего развития институты (государственные, профсоюзные, страховые, общественные), которые могли бы эффективно осуществлять оценку социальных и профессиональных рисков, информационно-статистическое и кадровое обеспечение системы социального страхования. Активизация работы в этом направлении тем более актуальна потому, что существенное отставание в развитии страховых механизмов происходит в условиях все более ощутимого нарастания негативных тенденций.

        Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования можно отметить две.

        Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.

       Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система - один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). У нас же на сегодня ни один из субъектов страхования не играет адекватной его природе роли и не обеспечивает выполнение присущих только ему функций. Так, работодатели и работники до сих пор не допускаются к управлению фондами. В конечном итоге это подрывает социальную защиту трудящихся, не удовлетворяет минимальные потребности в ней, хотя на работодателей и ложится непомерно тяжкое бремя совокупных платежей по страхованию.7

       Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает "прозрачности"; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.

        С января 2010г.в соответствии с  Федеральным законом от 24 июля 2009 №212-ФЗ источником доходов государственных  внебюджетных фондов вместо единого  социального налога стали страховые  взносы, которые перечисляются отдельно  в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования РФ и фонды медицинского  страхования. Проблема в том,  что действие закона не распространяется  на взносы на обязательное  страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.8 Главная цель нововведения - наполнить деньгами пенсионную систему и систему социального страхования. Сильнее всего изменения должны были коснутся предприятий, работающих на упрощенной схеме налогообложения. Они были освобождены от уплаты ЕСН и платили только взнос на обязательное пенсионное страхование - ставка 14%. На 2010 год нагрузка на них осталась той же, 14%, а вот с 1 января 2011 года "упрощенцам" пришлось платить взносы во внебюджетные фонды, как всем (34%, которые складываются из 26% в ПФР, 2,9% в ФСС, 2,1% в ФФОМС, 3% в ТФОМС).9

Информация о работе Фонд социального страхования РФ – проблемы и перспективы развития