Фонд социального страхования РФ – проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена целым рядом причин. Одна из основных черт рыночных отношений - наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Сущность и особенности Фонда Социального Страхования Российской Федерации…………………………………………………...5
1.1.Правовое положение Фонда социального страхования ………… ….5
1.2. Фонд социального страхования - задачи и система организации…..7

Проблемы и перспективы развития Фонда социального страхования……......................................................................................14
2.2. Основные проблемы развития Фонда социального страхования...…14
2.3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………20

Заключение................................................................................................25
Список использованных источников и литературы…………..…...28

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы Курсовая.docx

— 55.10 Кб (Скачать файл)

Построение  системы соцстраха на независимой  от государства и иных структур основе, выстраивание взаимоотношений субъектов  с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делают ее эффективной, а  ее функционирование и развитие —  согласованным с общественными  условиями.

Таким образом, Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации.

Однако  приходится констатировать серьезные  отставания в создании экономических  условий и институциональной  базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений  и института социального страхования. Так, существующее правовое положение  внебюджетных социальных фондов зауживает  их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически  связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и  состоянием рынка труда, демографическим  положением в настоящем и его  прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования  не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и  оздоровлению трудящихся), построить  эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. Сегодня система социального страхования требует определенных мер по её реформированию. Иначе работа соответствующих внебюджетных фондов так и будет оставаться малоэффективной. Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования следует отметить три.

Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной  социальной политикой. В стране до сих  пор не сформирована идеология перемен  в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов.

Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая  система - один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и  регулирование правового поля социального  страхования, проявляет себя как  недисциплинированный и постоянно  нарушающий «правила игры» партнер (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования). Такое поведение государства превращает систему социального страхования из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального напряжения.

В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной  остается финансовая сфера социального  страхования. Не обоснованы размеры  страховых взносов по каждому  его виду, не определены принципы распределения  нагрузки страховых платежей между  работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют  налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы  контроля за сбором и расходованием  страховых средств. При ныне действующем  порядке взимания страховых взносов  налицо значительный разрыв между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и  вполне справедливые. Между тем в  мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые  взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С  той же ее суммы, которая превышает  этот предел, взносы не взимаются. Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает "прозрачности"; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.

          Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»\ под ред. Г.Б. Поляка, М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011г. 735с.

2. Финансы: Учебник/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Вруб-Ф59 левской, проф. Б.М. Сабанти. — 2-е изд., перерао. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2006.

3. Парамонова О.Ю. Финансовый механизм Фонда социального страхования Российской Федерации: сущность, проблемы, способы реформирования /О.Ю. Парамонова // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Спец. вып. – 2005.-№3, С. – 68-71

4.Парамонова О.Ю. Система социального страхования: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова//Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения Межвуз. сб. науч. тр./ИвГУ – Иваново, 2006.- С.186-191.

5.Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 1999 г.

6. www.fss.ru

7. www.dgmarket.com

8. www.vkursedela.ru

1 Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»\ под ред. Г.Б. Поляка, М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011г. 735с. С400.

2 Финансы: Учебник/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Вруб-Ф59 левской, проф. Б.М. Сабанти. — 2-е изд., перерао. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2006.

3 Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 1999 г.

4 Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»\ под ред. Г.Б. Поляка, М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011г. 735с. С.402.

5 Финансы: Учебник/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Вруб-Ф59 левской, проф. Б.М. Сабанти. — 2-е изд., перерао. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2006.

6 www.vkursedela.ru

7 www.dgmarket.com

8 Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»\ под ред. Г.Б. Поляка, М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011г. 735с. С393.

9 Там же.С. 394

10 Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru

11 Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru

 


Информация о работе Фонд социального страхования РФ – проблемы и перспективы развития