Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Фонд социального страхования Российской Федерации, его цели, задачи и система организации……………………………………………………………...6
1.1. История и причины образования Фонда……………………………………6
1.2. Цели и задачи, структура управления Фондом социального страхования РФ…………………………………………………………………………………10
1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в реализации социальных функций государства и финансовой системе РФ……………….19
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования………25
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…...25
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ…………………………………………………...26
3. Социальное страхование в России: состояние и проблемы………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Фонд соц. страхования.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)



Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Фонд социального  страхования Российской Федерации,  его цели, задачи и система  организации……………………………………………………………...6

1.1. История и причины образования Фонда……………………………………6

1.2. Цели и задачи, структура  управления Фондом социального страхования РФ…………………………………………………………………………………10

1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в реализации социальных функций государства и финансовой системе РФ……………….19

2. Особенности доходов  и расходов Фонда социального страхования………25

2.1. Структура доходов  и расходов Фонда социального  страхования РФ…...25

2.2. Анализ изменения  структуры доходов и структуры  расходов Фонда социального страхования  РФ…………………………………………………...26

3. Социальное страхование в России: состояние и проблемы………………..31

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………………...43

Приложение………………………………………………………………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Превращение экономики  России из планово-распределительной  в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.

Деление государственного бюджета  на систему бюджетов, в том числе  и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со своими источниками и направлениями расходования, призвано было принципиально изменить подход всех субъектов социально-экономической среды к финансовым средствам.

Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специальными видами расходов правительства. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались специальными доходами. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными. Поскольку они не утверждались представительным органом и правительство могло создавать и использовать эти средства в более оперативном режиме, создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в отдельных областях. Правительство также имело возможность за счет временно свободных средств аккумулировать их в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

Таким образом, внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Их создание позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических задач. Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях. По целевому назначению внебюджетные фонды подразделяются на социальные, экономические, научно-исследовательские, кредитные и т.д.

Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено Законом РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991г. И Законом РФ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов от 15 апреля 1993г.

В соответствии с этими  законами средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды, образующиеся на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.

Такие действия были обусловлены  стремлением центральных органов власти:

- усилить контроль  представительных органов власти  за целевым использованием общегосударственных  средств на социальную защиту  населения; 

- передать исполнение  бюджетов внебюджетных фондов  из сферы государственной исполнительной  власти органам управления специально созданных фондов;

- создать четкий механизм  формирования и использования  целевых внебюджетных фондов, соизмерить  величины источников формирования  этих фондов с суммами используемых  ими средств; 

- снять нагрузку с  центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.

Важнейшими внебюджетными  фондами, не консолидированными в федеральном  бюджете РФ, являются следующие:

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального  страхования РФ;

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Помимо фискальной функции, данные фонды используются государством в качестве регулятора социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране.

Внебюджетные социальные фонды и, конкретно, фонд социального  страхования населения, я бы хотела рассмотреть сквозь призму всей социальной системы, неотъемлемой частью которой этот фонд является.

Актуальность выбранной  темы заключается в первостепенной важности самого фонда для обеспечения  гарантированных государством пособий. На мой взгляд, роль системы социального страхования и обеспечения в России в дальнейшем будет усиливаться, как это происходило и происходит сегодня в развитых странах.

Целью моей работы является рассмотрение фонда социального  страхования и его роли в реализации социальных функций государства.

Задачи: изучить историю  образования Фонда; рассмотреть  формирование, цели, задачи, структура  и управление фонда социального  страхования РФ; определить место  и роль Фонда социального страхования  РФ в реализации социальных функций государства и финансовой системе РФ; изучить структуру доходов и расходов фонда социального страхования РФ; провести анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ, а также описать развитие Фонда социального страхования РФ.

Практическая значимость работы заключается  разработке предложений  по совершенствованию деятельности внебюджетных Фондов РФ социального назначения.

Объектом исследования является финансовый механизм Фонда  социального страхования. Предмет исследования — финансовые отношения, возникающие при формировании и распределении средств Фонда социального страхования.

В первой главе «Фонд социального страхования Российской Федерации, его цели, задачи и система организации» рассмотрены история и причины образования Фонда, цели и задачи, структура  управления Фондом социального страхования РФ, а также место и роль Фонда социального в реализации социальных функций государства и финансовой системе теоретические аспекты социального страхования.

Во второй главе «Особенности доходов и расходов Фонда социального  страхования» проведен анализ доходных и расходных статей бюджетов Фонда. Рассмотрена в динамике структура  доходов и расходов

В третьей главе «Социальное страхование в России: состояние и проблемы» выявлены основные факторы, влияющие на функционирование и формирование финансового механизма Фонда в современных условиях. Предложены направления по достижению более рационального функционирования финансового механизма фонда.

В заключении обобщены результаты исследования, приведены основные выводы и рекомендации.

В приложении содержится структура расходов бюджета Фонда социального страхования РФ на 2008 г и плановый период 2009 и 2010 года..

При написании курсовой работы  были использованы Федеральные законы РФ, учебные материалы Бабича А.М., Егорова Е.В., Г.Б. Поляка,  Вахрина П.И., Нешитой А.С, Гусарова В. М,  Соколовой О.В., Романовского М.В., а также периодические издания и Интернет – ресурсы. Работа выполнена на 48 листах с использованием таблиц и приложения..

 

 

 

 

 

 

 

1. Фонд социального страхования Российской Федерации, его цели, задачи и система организации

1.1. История и причины образования Фонда

В России система социального  страхования начала развиваться  еще с конца 19 века, а революционные  события 1905 г. ускорили решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

В 1912 г. третья Государственная  Дума приняла пакет страховых  законов: "О страховании рабочих  от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих" и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.

После Октябрьской революции 30 октября 1917 г. была объявлена программа  страхования Советского правительства и издан ряд декретов. В 1918 г. было принято положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. Постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда.

После окончания НЭПа сохранились лишь отдельные виды медицинского страхования. Однако в  целом был осуществлен переход  к государственной системе социального обеспечения. В 1933 г. социальное страхование было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в госбюджет. Финансы социального обеспечения и социального страхования включали госбюджет, бюджет соцстрахования, Союзный фонд соцобеспечения колхозников, социальные фонды госпредприятий и колхозов. Доля госбюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла 95%.

Таким образом, в плановой системе соцстрахование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы соцобеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой соцобеспечения страхования было сложным и бюрократизированным.

Первой попыткой реорганизацией старой системы соцстрахования можно считать Постановление Совета Министров СССР И ВЦСПС от 15 августа 1990 г. " О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение". В соответствии с этим документом с 1 января 1991г. образовывался Фонд Социального страхования СССР. Он передавался в ведение ВЦСПС, однако эта мера практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав госбюджета. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное положение о Фонде и инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 1992г. №722 управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство РФ, поэтому и Фонд социального страхования  из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда. 12 февраля 1994г. постановлением Правительства РФ №101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня.

С вступлением в законную силу Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и  профессиональных заболеваний» на исполнительные органы Фонда возлагаются задачи по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В июле 1999 года в региональном отделении образован отдел страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. 

   Ещё одна, очень важная  веха в становлении Фонда социального страхования Российской Федерации и его региональных отделений. В 1999 году начинает работать единая интегрированная информационная система «Соцстрах». В соответствии с приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 29 марта 1999 года завершается этап перехода на территориальный принцип формирования структуры исполнительных органов Фонда. Из отдела правового и санаторно-курортного обеспечения выделены отдел правового обеспечения и отдел экспертизы нетрудоспособности и оздоровительно профилактической работы, образован информационно-технический отдел, а в феврале 2000 года - отдел организационно-кадровой работы.

Отделения Фонда созданы на территориях  всех субъектов Российской Федерации.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших. Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

С 2000 года Фонд социального страхования  РФ осуществляет в соответствии с  Федеральным законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно указанному закону в случае утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, Фондом ему предоставляются такие виды обеспечения, как единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ