Финансы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета и его структуры, а также целей и задач бюджетной политики на 2013-2015 годы, основных направлений ее совершенствования.
В соответствие с целью работы мною были поставлены следующие задачи:
анализ федерального бюджета
анализ структуры его доходов и расходов
выявление социально-экономического значения федерального бюджета в развитии государства
выделение основных целей, задач и направлений бюджетной политики, а также основных направлений ее совершенствования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Социально-экономическая сущность федерального бюджета…………….5
1.2. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета…………9
1.3. Роль федерального бюджета в современных условиях……….17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2.1. Анализ основных параметров федерального бюджета РФ………………20
2.2. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета………..27
2.3. Анализ расходной части проекта федерального бюджета РФ…………..30
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Значение бюджетной политики……………………………………………34
3.2. Основные цели и задачи бюджетной политики
на 2013 - 2015 гг. ………………………………………………………………..35
3.2.1. Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2013-2015 гг…………………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованной литературы…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный  индустриальный университет»

 

Институт экономики  и менеджмента

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Финансы федерального бюджета»

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2013

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Социально-экономическая сущность федерального бюджета…………….5

1.2. Состав и структура  доходов и расходов федерального  бюджета…………9

1.3. Роль федерального бюджета  в современных условиях……….17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

2.1. Анализ основных параметров федерального бюджета РФ………………20

2.2. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета………..27

2.3. Анализ расходной части проекта федерального бюджета РФ…………..30

ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ  ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1 Значение  бюджетной политики……………………………………………34

3.2. Основные цели и задачи бюджетной политики

на 2013 - 2015 гг. ………………………………………………………………..35

3.2.1. Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2013-2015 гг…………………………………………………………………………….41

Заключение………………………………………………………………………45

Список использованной литературы…………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. 

Федеральный бюджет концентрирует  основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы  Правительства Российской Федерации. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. С 2008 года федеральный бюджет составляется на трехлетний период – очередной финансовый год и два последующих плановых. Федеральный бюджет необходим для функционирования любого современного государства.

Актуальность данной темы заключается в необходимости бюджета, ведь без утвержденного финансового плана невозможно четко отследить направления использования бюджетных средств, источники получения доходов государством, наметить реализацию общегосударственных мероприятий, осуществлять государственный контроль.      

Варьируя  основные показатели бюджета, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны. 

   Объектом моего исследования является роль федерального бюджета в развитии государства.     

Предмет исследования – федеральный бюджет.     

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета и его структуры, а также целей и задач бюджетной политики на 2013-2015 годы, основных направлений ее совершенствования.      

В соответствие с целью работы мною были поставлены следующие задачи:

  • анализ федерального бюджета
  • анализ структуры его доходов и расходов
  • выявление социально-экономического значения федерального бюджета в развитии государства
  • выделение основных целей, задач и направлений бюджетной политики, а также основных направлений ее совершенствования

 

     Источниками информации при написании данной работы послужили нормативно-правовые акты, монографии и учебные пособия отечественных авторов в области финансов, периодические издания и Интернет-ресурсы.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Социально-экономическая сущность федерального бюджета

 

     Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом.[1]     

По  экономической сущности федеральный  бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с  юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично – и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.     

Будучи  экономической  формой существования  распределительных отношений, выполняя специфическое  общественного назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Государственные бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением – с другой. Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.     

В материальном понимании  федеральный  бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, который находится  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти. Материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

К числу особенностей федерального бюджета относятся  следующие:

  • федеральный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности
  • пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями

 

     Федеральный бюджет с позиций экономической  сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства – как его финансовый план, обеспечивающий образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.     

Будучи  финансовым планом, федеральный бюджет характеризуется следующими чертами:

  1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод составления бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета по доходам и расходам позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.
  2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
  3. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства.

 

     Федеральный бюджет обеспечивает для органов  государственного управления возможность  выполнения ими своих функций, включая  воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.      

Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.     

При расходовании средств  федерального бюджета государство  осуществляет финансирование государственных программ направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия, осуществляет различные формы государственной поддержки: госзаказ, бюджетные кредиты, гарантии по банковским ссудам, субсидирование ставок по кредитованию и страхованию и т.д.     

Средства  бюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, финансирование оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.     

Важная  роль государственного бюджета  не ограничивается финансированием сферы материального  производства. Бюджетные ресурсы  направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.) За счет бюджетных  и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.     

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение, так как  представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни народа.     

Благоприятное воздействие бюджета на экономику  предполагает формирование эффективного механизма  образования  доходов  и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

 

 

1.2. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. [2]

Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды обязательных платежей предприятий, организаций и населения в бюджет государства, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой объектом дальнейшего их распределения для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного производства.

Доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы (ст. 50 БК РФ) от следующих основных федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» И не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, по нормативу 20%;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100%;
  • акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40%;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100%;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) по нормативу 95%;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40%;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100%;
  • водного налога - по нормативу 100%;
  • единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100%;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты) - по нормативу 100%.

Информация о работе Финансы федерального бюджета