Федеральный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия. А также рассмотреть стадии бюджетного процесса в целом и по отдельности, на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и уровне муниципальных образований в соответствии с действующим бюджетным законодательством (по возможности на конкретных примерах). В практической части курсовой работы попытаться в соответствии с действующими положениями рассчитать заработную плату работникам муниципальных учреждений.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

Введение

В условиях рыночной экономики  государственные финансы выполняют  своё общественное назначение – перераспределение  ограниченных финансовых ресурсов с  помощью государственного посредника – бюджетной системы. Определение  понятия бюджетная система установлено  в действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации ст. 6: бюджетная система РФ это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

И соответственно, бюджетный  процесс Российской Федерации (тема курсовой работы) это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  других участников по составлению и  рассмотрению проектов бюджетов, утверждению  и исполнению бюджетов на федеральном  уровне, уровне субъектов РФ и уровне муниципальных образований.

Особенности бюджетного процесса определяются формами правления  и государственного устройства. Для  федеративных государств (коим является Российская Федерация), характерны единство бюджетного процесса и одновременно его децентрализация. При этом единство определяется общностью принципов и конституционно-законодательной базы организации бюджетного процесса. Децентрализация проявляется в вертикальном измерении, т.е. на каждом бюджетном уровне бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. И горизонтальной децентрализации, следствием чего бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих таких структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.

В главном законе страны Конституции  РФ, закреплены принципиальные нормативно-правовые основы бюджетного процесса, определены главные участники бюджетного процесса (ст. 106, ст. 114, ст. 105) и их полномочия. В ст. 132 Конституции РФ закреплены полномочия местного самоуправления по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов.

Цель курсовой работы –  обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия. А также  рассмотреть стадии бюджетного процесса в целом и по отдельности, на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и уровне муниципальных  образований в соответствии с  действующим бюджетным законодательством (по возможности на конкретных примерах). В практической части курсовой работы попытаться в соответствии с действующими положениями рассчитать заработную плату работникам муниципальных  учреждений.

 

1. Бюджетный процесс в Российской  Федерации

1.1 Понятие, задачи и этапы  бюджетного процесса. Участники  бюджетного процесса и их полномочия

Понятие бюджетного процесса установлено в Бюджетном кодексе  Российской Федерации (далее БК РФ), в статье 6: бюджетный процесс  – регламентируемая законодательством  РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

Основными задачами бюджетного процесса являются:

– выявление материальных и финансовых резервов государства;

– максимально приближенный к реальности расчёт доходов бюджетов;

– максимально точный расчёт расходов бюджетов;

– обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

– согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

– осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.

Этапы или стадии бюджетного процесса можно представить в  виде схемы, где наглядно видна последовательность этапов и их взаимосвязь между  собой (рис. 1.1.1.).

В разделе v БК РФ прописаны  участники бюджетного процесса и  их полномочия, участниками являются:

– Президент РФ;

– высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;

– законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее – законодательные (представительные) органы);

– исполнительные органы государственной власти (исполнительно – распорядительные органы муниципального образования);

– Центральный банк РФ;

– органы государственного (муниципального) финансового контроля;

– органы управления государственными внебюджетными фондами;

– главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

– главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

– главные администраторы (администраторы) источников финансирова – ния дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.[1]

Бюджетные полномочия – это  установленные БК РФ и, принятыми  в соответствии с ним правовыми  актами, регулирующими бюджетные  правоотношения, права и обязанности  органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению  бюджетного процесса. В качестве примера можно рассмотреть полномочия основных участников бюджетного процесса, к которым можно отнести органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчёты об их исполнении, осуществляют последующий  контроль за исполнением, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.

Исполнительные органы государственной  власти (исполнительно-распорядительные) органы муниципальных образований: обеспечивают составление проекта  бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с  необходимыми документами и материалами  на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и / или порядки предоставления трансфертов. А также обеспечивают исполнение бюджета (Приложение №1) и составление бюджетной отчётности, представляют отчёт об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом. В составе исполнительной власти финансовые органы составляют проект бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный), орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчётности. Отдельно установлены бюджетные полномочия Министерства финансов РФ, министра финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

С 2007 г. для субъектов РФ и с 2008 г. – для муниципальных образований вступили в силу нормы БК РФ о временной финансовой администрации, это – федеральный орган исполнительной власти (исполнительной государственной власти субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платёжеспособности субъекта РФ (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъекта РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), осуществлять и / или контролировать осуществление бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местной администрации).

 

1.2 Основы составления, рассмотрения  и утверждения бюджетов

Ранее бюджет любого публичного образования разрабатывался и утверждался  на финансовый год, который в РФ соответствует  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В соответствии с реформой бюджетного процесса произошло удлинение  бюджетного планирования. В БК РФ установлены  новые определения:

– текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

– очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом;

– плановый период – два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом;

– отчётный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году.

Разработкой проектов бюджетов занимаются органы исполнительной власти, непосредственно Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление  проекта бюджета основывается на:

·          Бюджетном послание Президента РФ;

·          прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

·          основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Бюджетное послание Президента РФ имеет ключевое значение для всех уровней власти РФ, так как в  нём определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и  среднесрочную перспективу. В отличие  от президентского Послания Федеральному собранию, которое задаёт общие векторы  развития, бюджетное послание по своей  специфике носит более конкретный характер и представляет собой задание  для Правительства РФ, которые  ему необходимо выполнить в области  государственных финансов.

Первостепенное значение имеет прогноз социально-экономического развития соответствующей территории. Он разрабатывается и одобряется (утверждается) соответствующими исполнительными  органами власти на срок не менее трёх лет. При этом прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается  на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и  плановый период.

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете исполнительные органы составляют и представляют в  законодательный (представительный) орган  следующие документы:

·          основные направления бюджетной и налоговой политики;

·          предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги за текущий финансовый год;

·          прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

·          прогноз основных характеристик (общий объём доходов, общий объём расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо среднесрочного финансового плана;

·          пояснительную записку к проекту бюджета;

·          методики (проекты методик) и расчёты распределения межбюджетных трансфертов;

·          верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода)

·          проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

·          проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

·          проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

·          проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

·          оценку ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

·          проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

·          предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;

·          иные документы и материалы.

В соответствии с Федеральным  законом №63-ФЗ от 26. 04.2007 г. реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета, с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа, введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:

– общие требования к прогнозам социально-экономического развития;

– требования к содержанию СПФ субъекта РФ и муниципального образования;

– состав показателей, утверждаемых в проекте закона (решения) о бюджете и требования, прилагаемых к нему материалам и документам (в том числе – исключение из их состава материалов, реально не используемых при составлении бюджетов);

– порядок и реализация долгосрочных целевых программ;

– этапы и сроки составления проекта бюджета;

– новые принципы планирования инвестиций;

– условия прогнозирования  доходов планирования бюджетных  ассигнований, в том числе: раздельного  планирования расходов на исполнение действующих и вновь принимаемых  обязательств.

В основу бюджетного планирования предложено положить широко известный  в международной практике метод «скользящей трёхлетки», при котором ранее утверждённые проектировки второго и третьего года становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом метод «скользящей трёхлетки» обеспечивает, с одной стороны, стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ