Федеральный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 06:50, реферат

Краткое описание

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утвержденияФедеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

что влияет на величину бюджета рф.docx

— 29.15 Кб (Скачать файл)

Фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2013

Данные  Федерального казначейства

Структура доходов федерального бюджета в 2013 году. 

 

Виды доходов

млрд. руб

% к ВВП

 

Всего доходов

1 981,3

 
 

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

720,7

 
 

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

426,3

 
 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

325,3

 
 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

230,3

 
 

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ  ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ  ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ

71,3

 
 

Прочее

207,6

 

Данные  Федерального казначейства


 

 

 

 

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утвержденияФедеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

2013 Доходы — 12 865,9 млрд руб.Расходы — 13 387,3 млрд руб.

 

 

Параметры главного финансового документа  страны рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 году в размере 100 долларов за баррель, в 2013 году - 97 долларов, в 2014 году - 101 доллар за баррель.

Инфляция прогнозируется на уровне 5-6% в 2012 году, 4,5-5,5% - в 2013 году, 4-5% - в 2014 году.

Доходы бюджета в 2012 году ожидаются на уровне 11,780 трлн рублей, в 2013 году - 12,706 трлн, в 2014 году - 14,092 трлн рублей. Закон предусматривает постепенное снижение доли нефтегазовых доходов и увеличение доли ненефтегазовых доходов. При этом рост ненефтегазовых доходов в основном будет связан с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (НДС) и акцизам.

Расходы в 2012 году могут составить 12,656 трлн рублей, в 2013 году - 13,731 трлн рублей, в 2014 году - 14,583 трлн рублей. 

 

 

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обусловливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Единство бюджетной системы  в новых условиях реализуется  через единую социально-экономическую  политику и правовую базу, использование  единых бюджетных классификаций  и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней  позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой  и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  последующего их перераспределения  и использования для целей  государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ, остается распределение  налоговых доходов и неналоговых  отчислений между местными и федеральным  бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.

Доходы бюджета - часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов  власти.

В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два  вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

Бюджетные доходы - понятие  более узкое, чем доходы государства, которые ключают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Налоги являются главным  методом перераспределения национального  дохода; обеспечивают преобладающую  долю доходов бюджета. Доля налогов  в доходах членов федерации и  местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

Вторым по своему финансовому  значению доходом бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных  дефицитах, которые предусматриваются  при составлении бюджета на предстоящий  год. По мере усиления финансовой напряженности  в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения  займов: первый - у широких слоев  населения путем свободной продажи  им государственных облигаций и  других ценных бумаг, второй - у  Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.

Государственный долг тесно  связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска  новых займов.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии  бумажных денег. Этот метод самый  непопулярный, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические  последствия.

 

1. 2. Налоговые  и неналоговые доходы бюджета

 

Решающее значение в доходах  бюджета имеют налоги. Налоги –  обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических  лиц. Исторически их возникновение  относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления  государства.

Государство без налогов  существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов  в условиях господства частной собственности  и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении  новой стоимости - национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства, специфической  формой производственных отношений, которые  формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную  сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму  денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении  национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в  форме налогов со всего населения  страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Доходы бюджетов разных уровней  формируются за счет налоговых и  неналоговых доходов, а также  доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых  доходов и их виды устанавливаются  в соответствующих бюджетах.

К налоговым доходам относятся  федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и  сборы, а также пени, предусмотренные  в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты(доходы акцизного типа).

Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части  доходов налогоплательщика. К ним  относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это  налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (принята  часть первая и пять глав части  второй), действующими ещё некоторыми положениями Законов РФ       “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”(принят 27 декабря 1991г.), “О государственной налоговой службе РСФСР” от 21 марта 1991г. и рядом законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В них определены принципы построения налоговой системы, её структура и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.

В зависимости от органа, который взимает налог и его  использует, различают: федеральные  налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республик в составе  РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

Охарактеризуем конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог  на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.

Произошли изменения и  в организации отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении  налогом на прибыль предприятий  и организаций отменено обложение  сверхнормативной оплаты труда.

В настоящее время после  изменений осталось 15 федеральных  налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог  на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.

Полностью в федеральный  бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует с 24 октября 1995 г.), а также  платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль  предприятий и организаций, налог  на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в бюджеты  субъектов Федерации и в местные  бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.

Готовятся предложения об изменении налогообложения природных  ресурсов, имея в виду ввести единый налог на природные ресурсы вместо ныне действующих двух налогов - налога о воспроизводстве  минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование природными ресурсами (роялти). Предполагается ввести систему коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощённость природных ресурсов, дебитность скважин, а также увеличить размер поступления от роялти и ВМСБ в федеральный бюджет до 80% вместо 25%, как сегодня.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ