Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:31, дипломная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, проведение социально-экономических и политических реформ и преобразование всех сфер жизнедеятельности, социально-экономическая нестабильность и другие процессы оказали в годы обретения независимости в Кыргызской Республике решающее влияние на динамику и характер развития его народонаселения. В связи с этим, исследование социально-экономических проблем развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике в условиях формирования рыночных отношений является весьма актуальным.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Социальная сфера и ее основные функции в системе социально-экономических отношений
1.2. Инновационные методы управления социальной сферой
1.3. Социальная сфера с точки зрения рыночной экономики
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Становление социальной сферы в Кыргызской Республике
2.2. Состояние социальной сфера Кыргызской Республики в 2008 году
2.3. Проблемы развития социальной сферы и пути решения
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Финансы социальной сферы в условиях переходной экономики
3.2. Финансирование социальной сферы в Кыргызской Республике и проблемы его развития
3.3. Пути развития финансирования социальной сферы Кыргызской Республики в 2009 году

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы развития финансов социальной сферы в Кыргызской Республике.doc

— 904.50 Кб (Скачать файл)

     2) охрана здоровья граждан, пропаганда  здорового образа жизни;

     3) охрана окружающей среды;

     4) поддержка молодежной политики  и детских инициатив;

     5) решение проблем демографии;

     6) решение гендерных проблем;

     7) поддержка социально уязвимых  слоев населения;

     8) помощь детям-сиротам, детям из  неполных и многодетных семей;

     9) содействие в трудоустройстве  граждан;

     10) защита прав, законных интересов  граждан и организаций;

     11) развитие культуры и искусства;

     12) охрана историко-культурного наследия;

     13) укрепление общественного согласия;

     14) иные социально значимые направления,  не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.

     Финансирование  программ (проектов), реализуемых в рамках государственного социального заказа, осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов Кыргызской Республики в виде предоставления грантов.

     

     Рис. 3.2.1. Процентное соотношения расходов социального сектора Кыргызской Республики в 2008 г. 

     В республиканском бюджете Кыргызской Республики ежегодно предусматриваются  средства на финансирование программ (проектов) по государственному социальному  заказу.Органы местного самоуправления имеют право ежегодно предусматривать  в местном бюджете средства на финансирование программ (проектов) по государственному социальному заказу.

     Финансовые  средства, предусмотренные для реализации программ (проектов) в  рамках государственного социального заказа, используются в  целях и порядке,  установленных  настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, в соответствии с договорами на выполнение государственного социального заказа.

     В 2000 на социальную защиту было выделено 55,8% от общего объёма расходов гос. бюджета  или 6807,8 млн. сомов. В структуре расходов гос. бюджета в 2000 расходы на социальную сферу составили 44,6%, в т.ч. на образование — 20,3%; здравоохранение — 11,5%, социальное страхование и социальное обеспечение — 9,9%; на организацию отдыха и культурно-религиозную деятельность — 3,0%.

     Финансирование  выплаты пенсий, пособий по безработице  и предоставление пособий по социальному  страхованию осуществляется на страховой  основе. С 1994 действует Социальный фонд при Правительстве Кыргызской Республики, который осуществляет сбор и ассигнование страховых взносов. Это позволило обеспечить целевое использование и контроль за средствами, собираемыми государством на цели социального страхования по пенсионному обеспечению и др. страховым случаям. В июне 1996 принят Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», определивший правовые, финансово-экономические и организационные основы социального страхования. С октября 1996 начата регистрация всех плательщиков страховых взносов лично или через своё предприятие. С 1997 стали открываться личные страховые счета, куда вносятся суммы обязательных страховых взносов и периоды их уплаты (страховой стаж), что станет основой пенсионного обеспечения.

     Государственная пенсионная система в Кыргызской Республике, как и большинство государственных пенсионных систем в мире, основана на методе покрытия текущих поступлений. Этот метод финансирования предусматривает только один источник поступлений — взносы, к-рые целиком идут на выплату пенсий. Социальный фонд аккумулирует средства и распределяет их для текущих выплат пенсий. Создание полномасштабного резерва и получение дохода от его инвестирования не предусматривается.

     Расходы по Социальному фонду включают пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования. Недостаточность средств, мобилизуемых в Социальный фонд, частично компенсируется трансфертами из республиканского бюджета. Из республиканского бюджета финансируются выплаты пенсий быгшим сотрудникам Министерства обороны, Министерства национальной безопасности, Министерства внутренних дел, надбавки к пенсиям за особые заслуги, надбавки инвалидам войны и за трудовые увечья, за работу в условиях высокогорья. Кроме того, из республиканского бюджета выделялась субвенция Социальному фонду на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда по с.-х. сектору, средства для Фонда занятости на смягчение послед ствий введения корпоративного управления.

     Финансирование  помощи малообеспеченным и социально  уязвимым группам населения в  Кыргызстане осуществляется из бюджетных средств.

     Здравоохранение. Реформирование финансирования происходит наиболее интенсивно в сфере здравоохранения. С 1997 здравоохранение частично финансируется  за счёт страховых взносов (2% от фонда  оплаты труда выплачивают работодатели, а государство платит в Социальный фонд взносы за безработных и пенсионеров). В 1997 созданы кассы здоровья, которые финансируют несколько экспериментальных учреждений здравоохранения.

     Обязательное  медицинское страхование даёт возможность  получать доступную бесплатную медицинскую помощь определённого объёма и качества в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

     Бюджетное финансирование здравоохранения осуществляется, как и в образовании, путём  выделения из республиканского бюджета  категориальных грантов местным бюджетам. Уд. вес здравоохранения в общих расходах бюджета был равен 12,1% в 1991 и 12,4% в 1999.

     Помимо  страховых и бюджетных источников финансирования в здравоохранение  привлекают иностранные инвестиции.

     Образование. Сфера образования в Кыргызстане по-прежнему финансируется государством. Преимущественно гос. финансирование этой сферы осуществляется путём использования категориальных грантов на финансирование образования, передаваемых из республиканского бюджета в местные бюджеты. В 1999 в общем объёме средств, расходуемых на образование, бюджетные ассигнования составили 85,6%.

     Расходы на образование, осуществляемые из гос. бюджета, имеют незначительное сокращение в общих расходах государства  с 21,9% в 1991, до 20,9% в 1999.

     В области социальной политики главной целью на 2008 год является повышение жизненного уровня граждан Кыргызстана. Ключевые меры социальной политики будут направлены на решение проблем бедности, повышение доступа населения к качественным услугам образования, здравоохранения, социального обеспечения и социального страхования. В этих целях будут продолжены реформы во всех областях социального развития. Прогнозируется, что уровень бедности сократится в 2008 году на 2,0 процентных пункта и сложится на уровне 35,6%.

          Денежные доходы населения в 2008 году будут стабильно повышаться. Объем денежных доходов населения прогнозируется на уровне 134,0 млрд. сом.

          Значительный удельный вес в  денежных доходах населения занимает  заработная плата. Концептуальное  видение улучшения условий оплаты труда состоит в поэтапном сближении среднего размера оплаты труда работников бюджетной сферы с его уровнем в частном секторе.

          Реальный рост среднемесячной  заработной платы прогнозируется  на уровне  18,2% или 5220 сомов  в номинальном выражении.

          В сфере здравоохранения первостепенное  внимание и финансирование будет  уделяться общественному, а не  практическому здравоохранению.  Функции государства будут акцентироваться  на превентивной политике, на  профилактике заболеваемости и  предупреждении смертности населения. В практическом здравоохранении планируется внедрение рыночных принципов оказания медицинских услуг. Вместе с тем, для социально незащищенных слоев населения будут гарантированы базовые услуги здравоохранения.

          Увеличение доли государственного финансирования здравоохранения в соответствии с индикаторами стратегии развития страны позволит обеспечить предсказуемость в финансировании здравоохранения, снизить финансовое бремя для населения, повысить эффективность управления рисками, планировать меры по улучшению качества медицинских услуг и их доступности населению.

         В сфере образования предусматривается  ужесточение стандартов качества  высшего образования. Будут пересмотрены  механизмы ценового регулирования  оплаты образования в сторону значительного увеличения стоимости образовательных услуг и ликвидации верхнего предела стоимости обучения. Назрел вопрос введения публичного рейтинга ВУЗов по качеству подготовки выпускников.

          Бюджетная политика в области  образования в 2008 году по-прежнему будет направлена на повышение благосостояния и престижности работников образования. В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 6 декабря 2007 года №539 «О выплате надбавок за педагогический стаж работы работникам образования» с 1 января 2008 года Правительством Кыргызской Республики будут производиться:

     Выплаты надбавок за педагогический стаж работы педагогическим работникам системы  образования республики.

     Повышение заработной платы на 30 процентов  административному и техническому персоналу образовательных учреждений, оплата труда которых определяется по Единой тарифной сетке.

     Выплаты надбавок специалистам, имеющим стаж работы до 5 лет, в размере:

     - 100 сомов – учителям, проживающим  в городах;

     - 200 сомов – учителям, проживающим в сельской местности;

     - 300 сомов – учителям, проживающим  в приграничных районах. 

          В социальной сфере Правительством  Кыргызской Республики в 2008 году  будут предприняты все усилия  по определению минимального  стандарта оказываемых государством  социальных услуг. 
 

     

     Рис. 3.2.2. Динамика роста финансирования социального сектора Кыргызской Республики на 2008-2011 гг. 

     Возможно  и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.

     Недостатки  финансирования социальной сферы:

  • финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;
  • не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;
  • не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;
  • статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.
  •  

     Таблица № 3.2.1

Распределение расходов республиканского бюджета

по  основным разделам функциональной классификации

(с учетом ПГИ и спецсредствами)

за 2006-2009 годы

      (млн. сом)

  Факт 2007 г. 
 
Уточ. бюджет 2008 г. 
Проект  бюджет 2009 г. 
Проект 2009 г. к уточ. 2008 г. Уд. вес

в общих расходах бюджета  2009 г., %

 
Всего
37 640,3 44 962,3 47 149,8 104,9 100,0
из  них:

I. Государственные службы общего назначения

12 039,4 13 445,3 13 120,1 97,6 27,8
II. Оборона 1 767,3 2 314,9 2 124,4 91,8 4,5
III. Общественный порядок и безопасность 3 003,0 4 474,4 3 784,6 84,6 8,0
IV. Экономические вопросы 9 043,0 10 683,0 13 012,7 121,8 27,6
V. Охрана окружающей среды 241,7 403,9 392,1 97,1 0,8
VI. Жилищные и коммунальные услуги 693,6 1 002,0 823,8 82,2 1,7
VII. Здравоохранение 3 532,6 4 275,5 4 556,9 106,6 9,7
VIII. Отдых, культура и религия 769,1 766,8 809,0 105,5 1,8
IX. Образование 3 073,5 3 514,1 4 107,7 116,9 8,7
X. Социальная защита 3 477,1 4 082,4 4 418,5 108,2 9,4

Информация о работе Финансы социальной сферы в Кыргызской Республике