Финансы малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей курсовой работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
1. Сущность и критерии малого предпринимательства.
2. Организация финансов малого предпринимательства.
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства
1.1 Критерии малого предприятия
1.2 Сущность малых предприятий
1.3 Малый бизнес в развитии экономики
Глава 2. Организация финансов малого предприятия
2.1 Управление финансами на малых предприятиях
2.2 Финансовые ресурсы предприятия
2.3 Финансовое планирование
2.4 Финансовой анализ деятельности ООО «ТЕХМАШСЕРВИС»
2.4.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Техмашсервис»
2.4.2 Оценка имущественного положения ООО «Техмашсервис»
2.4.3 Оценка финансового положения ООО «Техмашсервис»
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
3.1 Нормативная база поддержки малого предпринимательства
3.2 Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации
3.3 Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»
Расчетная часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансы предприятия.курсовая.docx

— 120.11 Кб (Скачать файл)

В нашей ситуации мы наблюдаем  редкий тип финансовой устойчивости или абсолютную финансовую устойчивости, при которой 

S = {1.1.1}. [21, с.101]

Проведенный финансовый анализ деятельности ООО «Техмашсервис» свидетельствует  о том, что:

ü  наблюдается улучшение основных показателей деятельности предприятия в динамики с 2001 по 2003 год;

ü  баланс 2003 года является абсолютно ликвидным;

ü  коэффициент текущей ликвидности соответствует нормативному значению для рассматриваемой отрасли. Но опять же наблюдается снижение данного показателя;

ü  в нашей ситуации мы наблюдаем редкий тип финансовой устойчивости или абсолютную финансовую устойчивость.

На основании полученных данных, можно судить о положительной  финансово-экономической деятельности ООО «Техмашсервис» за рассматриваемый  период времени.

 

3. Способы государственной  поддержки малого предпринимательства

3.1 Нормативная база поддержки  малого предпринимательства

Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда  в СССР был создан Союз малых государственных  предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял планирования и отчетность вышеуказанных организаций. Однако определение малых предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного статуса.

Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление  Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.

Согласно Постановлению  Совета Министров РСФСР « О  мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса  позволял им получать некоторые льготы. В частности местным органам  самоуправления рекомендовалось:

·  представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;

·  разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;

·  проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и т. д.

Далее после образования  Российской Федерации были приняты  следующие важные постановления  Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса  в России:

·  Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;

·  Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;

Постановлением Правительства  РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства  в научно-технической сфере. Фонд Содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере являлся  некоммерческой организацией, основными  задачи которого стало:

·  проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

·  оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

·  создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Теперь начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной  поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.

Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными  направлениями государственной  поддержки малого предпринимательства  названы:

·  формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

·  создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Указом Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

В соответствии с Федеральным  законом РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки  малого предпринимательства» на базе Фонда поддержки предпринимательства  и развития конкуренции при Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур создается Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства. Статус некоммерческой организации в правовой форме государственного учреждения, созданного Правительством Российской Федерации, и одновременно внебюджетного фонда означает, что, с одной стороны, Фонд является финансовым институтом, аккумулирующим бюджетные и внебюджетные ресурсы, направляемые на развитие и поддержку малого бизнеса, а с другой, - уполномоченной Правительством РФ организацией по осуществлению от имени Российской Федерации гражданско-правовых отношений с субъектами малого бизнеса. Добавим, что Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства».

Постановлением Правительства  РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается  следующая Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996–1997 гг. Как становится, понятно, подобные программы действительны в течение 2-х лет, с последующим принятием  новых федеральных программ, естественности с учетом преемственности. Субъекты РФ, основываясь на федеральных программах, принимали свои целевые региональные программы развития и поддержки  малого бизнеса.

Новая программа в значительной степени опиралась на работу с  Государственным комитетом по поддержке  и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами  и создаваемыми центрами поддержки  малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось  целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 год в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства  было выделено 386,6 млрд. рублей. Эти  средства в свою очередь отныне должны перераспределяться по региональным фондам поддержки малого предпринимательства  для осуществления конкретной поддержки  предприятий малого бизнеса. Таким  образом, программа предусматривала  формирование единой государственной  системы по поддержке и развитию малого бизнеса.

Целью второй Федеральной  программы поддержки малого предпринимательства  на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого  развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах. Разрабатывалась концепция обществ  взаимного кредитования и механизма  предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке  МП в кризисных и депрессивных районах.

На тот момент, в России существовало около миллиона малых  предприятий. Однако главной их проблемой  оставалась выживаемость. Малый бизнес в то время не имел достаточной  поддержки в регионах РФ. В связи  с инфляцией, высокими налогами, отсутствием  достаточных финансовых средств  многие предприятия ликвидировались в течение нескольких месяцев после регистрации. Новая программа предусматривала поддержку данным организациям в регионах в части кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.

Вскоре государство осознало необходимость изменения налогового законодательства в части налогообложения, в связи с чем, был принят Федеральный  закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства» (Федеральным  законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ настоящий  Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.) Теперь исключительно  по добровольному желанию предпринимателям было предложено перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой  значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало  возможным уплачивать единый налог. Позднее приказами соответственными министерств и государственных  служб были разработаны и утверждены механизмы реализации УСН (упрощенная система налогообложения), формы  необходимых документов для уплаты налогов и предоставления отчетности предприятиями малого бизнеса.

Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки  малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:

·  ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;

·  ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;

·  ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств(не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;

·  и ряд других первоочередных мер.

Постановлением Правительства  РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены  вопросы Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства и утвержден  Устав этого фонда.

Постановлением Правительства  РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена новая Федеральная Программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998–1999 гг. Третья Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.

Постановлением Правительства  РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена новая (четвертая по счету) Федеральная  Программа государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг. Основной целью  этой, равно как и предыдущих программ, являлось обеспечение благоприятных  условий для развития малого предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки  на федеральном уровне. Реализация Программы была рассчитана на 2000-2001 годы и предполагала два этапа. Первый этап предусматривал создание всех организационных  структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных  мероприятий. Второй этап предусматривал реализацию мероприятий на основе результатов  первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов.

В период 2002 – 2004 гг. программы  государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном  уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 годы проект новой Программы Правительство  РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 годов была пролонгирована на 2002 год. Тоже самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 годы. Основными целями проекта программы  должно было стать обеспечение условий  для интенсивного роста малого предпринимательства  и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной  рыночной среды. Тем не менее, в отличие  от федерального уровня, в субъектах  Российской Федерации и муниципальных  образованиях и прежде, и в настоящее  время разрабатывались, утверждались и действовали программы поддержки  малого предпринимательства. Однако проведенные  исследования эффективности программ поддержки малого предпринимательства  показали, что эти программы в  послекризисный период в большинстве  своем реализовались слабо в  связи с их четкой ориентацией  на Федеральную программу, которая  в эти годы либо не финансировалась, либо финансировалась в минимальных  объемах. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2005 году только 59 субъектов  Российской Федерации приняли программы  поддержки малого предпринимательства  на региональном уровне.

Информация о работе Финансы малого предприятия