Финансы малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей курсовой работы является рассмотрение финансов малого предпринимательства
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
1. Сущность и критерии малого предпринимательства.
2. Организация финансов малого предпринимательства.
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства
1.1 Критерии малого предприятия
1.2 Сущность малых предприятий
1.3 Малый бизнес в развитии экономики
Глава 2. Организация финансов малого предприятия
2.1 Управление финансами на малых предприятиях
2.2 Финансовые ресурсы предприятия
2.3 Финансовое планирование
2.4 Финансовой анализ деятельности ООО «ТЕХМАШСЕРВИС»
2.4.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ООО «Техмашсервис»
2.4.2 Оценка имущественного положения ООО «Техмашсервис»
2.4.3 Оценка финансового положения ООО «Техмашсервис»
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
3.1 Нормативная база поддержки малого предпринимательства
3.2 Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации
3.3 Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»
Расчетная часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансы предприятия.курсовая.docx

— 120.11 Кб (Скачать файл)

В связи с этим стоит  признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области  поддержки и развития малого бизнеса  на тот период (1994-2005 годы) остались по большей части декларациями. Так  уж получилось, что значительная часть  важных положений была прописана  в законе в виде отсылочных норм, обращенных к другим законам и подзаконным актам. В результате они оказались практически дезавуированными. В частности:

·  упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;

·  порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;

·  порядок предоставления кредитных льгот не определен;

·  ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федеральное Собрание не вносятся.

В 2005 году ликвидируется  Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в связи  с тем, что Председатель Правительства  России М. Фрадков подписал Постановление  от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства». В документе говорится, что Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства  ликвидируется в связи с признанием утратившей силу статьи 8 Федерального закона «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». Одновременно Постановлением признаны утратившими силу:

·  постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»;

·  постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства»;

·  распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 1108-р;

·  постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 968 «О внесении изменений в Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства».

Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации». С выходом  этого закона с 1 января 2008 года утратил  силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом  вводятся и определяются новые понятия, такие как:

·  «субъекты малого и среднего предпринимательства»,

·  «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,

·  «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,

·  а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает два  критерия отнесения предприятий  к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием  является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием  выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

·  средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;

·  малые предприятия - до 100 человек;

·  в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные  правительством РФ для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон предусматривает  создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства  – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных  органов в области развития субъектов  малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий  перечень оснований для отказа субъектам  малого и среднего предпринимательства  в оказании поддержки, установлены  особенности оказания некоторых  форм поддержки.

Теперь отныне закон четко  регулирует отношения, возникающие  между юридическими и физическими  лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности  правового регулирования субъектов  малого и среднего предпринимательства:

·  специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;

·  упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

·  упрощенный порядок составления статистической отчетности;

·  льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

·  формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

·  меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

·  меры финансовой поддержки;

·  меры для развития инфраструктуры поддержки;

·  иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

Как показывает мировая и  отечественная практика, малое и  среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается  в постоянном внимании и поддержке  со стороны органов государственной  власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс  начался с принятия законодательных  и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан  и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения  предпринимательских организаций  в ассоциации (союзы). В системе  поддержки малого предпринимательства  особое место занимают проблемы финансово-кредитной  поддержки, применения налоговых льгот  и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние  на развитие малого предпринимательства.

Формирование правовой среды  малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства  экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В  то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности  и ответственность субъектов  малого предпринимательства перед  хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами  разных уровней за выполнение в установленные  сроки и в полном объеме обязательств [17, c.160].

Формирование правовой среды  решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации  субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения  их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот  факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество  подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и  на практике руководствоваться ими.

3.2 Основные особенности  сегмента малого предпринимательства  с точки зрения воздействия  на него кризисных явлений  в экономике Российской Федерации

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов  оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги  деятельности субъектов малого предпринимательства  за 2007 год можно рассматривать  как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного  сектора отмечаются уже в течение  нескольких последних лет. Кроме  того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив  как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа  малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются  определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные  тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так  и специфических факторов, обусловленных  кризисными явлениями в экономике  зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести  снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных  явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

1) замораживать все проекты,  которые направлены на развитие  и расширение (приостанавливается  покупка нового оборудование, вложения  в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

2) прикладывать все усилия  по сокращению инвестиционных  и налоговых расходов;

3) пересматривать методы  работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться  от предоплаты на покупаемый  товар и предъявлять более  серьезные требования к покупателям,  чтобы избежать возможности неплатежей  за отгруженную продукцию)

4) будут наращивать привлечение  заемных средств с нелегальных  кредитных рынков (от ростовщиков  и криминальных кредитных касс  – «общаков») и перестанут  пользоваться кредитными услугами  легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет  ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб  от экономического кризиса для отдельных  субъектов малого предпринимательства  будет не очень сильным. К таким  предприятиям прежде всего относятся:

·  предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

·  предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

·  предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

·  предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

·  предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

 

3.2 Меры, направленные на  развитие малого предпринимательства  в условиях «кризиса»

Для предотвращения негативного  влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства  должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса  и снижение издержек малого бизнеса.

Возможными мерами, направленными  на снижение влияния кризисных явлений  на деятельность малых предприятий, могут выступать:

·  меры в области увеличения финансовой поддержки;

·  меры в области имущественной поддержки;

·  меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;

·  меры в области информационной поддержки.

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить  на три группы:

·  меры в области налогового регулирования;

·  меры в области сокращения административных барьеров;

·  меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для  вновь образованных предприятий  и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме  капитальных вложений (например, временное  освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения  у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить  общую налоговую нагрузку на малые  предприятия за счет снижения отдельных  налогов (ЕСН в первую очередь). В  целом снижение налогов для малых  предприятий послужит стимулом к  росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить  практическими шагами по оптимизации  данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному  сокращению перечня сертифицируемых  видов продукции и уточнению  единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого  перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Информация о работе Финансы малого предприятия