Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:54, шпаргалка

Краткое описание

Финансы – истор. категория. Они появились одновременно с возникновением го-ва при расслоении об-ва на классы. Первое гос-во возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы - рабовладельцев и рабов.
Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит Шпоры.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через таможенную границу России.

Центральный банк Российской Федерации наделен значительными полномочиями в области государственного и финансового контроля. В его структуре функционирует специальный контрольный орган — Департамент банковского надзора. на который возложены функции проверки соблюдения Банком России нормативов банковской деятельности.

В зависимости от вида нарушений  коммерческими банками Центральный  банк имеет право применять к  ним различные меры воздействия  от наложения ликвидации коммерческого банка.

По отношению к нарушителям  бюджетного законодательства органы государственного контроля могут применять следующие  меры:- сокращение лимитов бюджетных  обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств; - приостановление операций по счетам в кредитных организациях; -наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств, на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, - вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; - сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

17.Федеральный бюджет  РФ. Доходы и расходы федер.  бюджета.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Основным источником формирования доходов федерального бюджета является НД. Доходы федерального бюджета можно классифицировать по следующим признакам:

Структура доходов по социально-экономическому признаку: -от хозяйствующих субъектов; -от государственных имущества и угодий; -от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; -от личных доходов граждан.

Структура доходов по степени централизации: собственные доходы; Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. (налоговые и часть неналоговых). регулирующие доходы; Регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Структура доходов по сфере привлечения. - налоговые ( более 80%); -неналоговые поступления ( до 10%); -поступления от целевых бюджетных фондов (около 10%). Налоговые доходы бюджета РФ. К налоговым доходам относятся: -федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования – законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; -таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; -государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

Налоги – важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Способ, характер, масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии развития общества, породившего соответствующее государство. Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. 

По признаку переложимости налоги бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы с физических лиц, налоги с наследства и дарения). Косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно налог не уплачивается. 

Налоги как экономическая категория имеют существенные признаки: Императивность.  Смена собственника. Безвозвратность и безвозмездность. 

Неналоговые доходы бюджета  РФ: -Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. -Доходы от продажи государственного имущества, находящегося в государственной собственности (приватизация). 1996г. – 76%; 1999г. – 49,5%. -Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей , - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ -Прибыль ЦБ РФ – по нормативам, установленным федеральным законом. -Доходы от внешнеэкономической деятельности. -Доходы от реализации государственных запасов и резервов. -Доходы от целевых бюджетных фондов формируются за счет деятельности следующих фондов: -Федеральный дорожный фонд; -Федеральный экологический фонд; -Фонд развития таможенной системы. -Государственный фонд борьбы с преступностью. -Фонд по охране озера Байкал и др. 

Расходы федерального бюджета. Расходы бюджета – затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами управления своих конституционных функций. Расходы федерального бюджета РФ классифицируются : -по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы; -по функциональному назначению – на расходы по финансированию народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, на оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп делится по ведомственному признаку; -по характеру воспроизводства (экономическому содержанию) – на текущие расходы и капитальные расходы. Текущие расходы бюджета предназначены для обеспечения текущего функционирования органов власти соответствующего уровня. Они включают закупку товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. (бюджет текущих затрат). Капитальные расходы бюджета – предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают капитальные вложения в основные фонды, в уставной капитал, капитальный ремонт (бюджет развития).

18. Финансовые ресурсы  предприятий. Функции финансов  предприятий. Группы финансовых  отношений.

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии

Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных и заемных средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы  в порядке перераспределения. Основными  источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами. К функция финансов относятся : 1)обеспечение предприятия денежными средствами; 2) распределительная; 3) контрольная. Эти функции взаимосвязаны между собой. Финансовый механизм распределительных отношений, тесно связанный с функцией обеспечения предприятия денежными средствами, прежде всего включает в себя: - зависимость заработной платы от сбыта производимой продукции и поступления за нее платежей, экономии от снижения себестоимости продукции; -эффективное ведение хозяйства; -обоснованность нормативов распределения прибыли между предприятием и бюджетом; -обоснованность отчислений на экономическое стимулирование; -эффективное использование средств на научно-исследовательские работы, реконструкцию и техническое перевооружение, подготовку кадров и рд. Цели. Распределительные отношения многообразны. -Финансовый механизм предприятия и отраслей, связанный с реализацией контрольной функции финансов, строится на основе стимулов и санкций, их реальность определяют действительные результаты каждого предприятия, его работника.

19. Принципы организации  финансов предприятий. Источники  формирования финансов.

Финансовые  отношения коммерческих организаций  и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная  самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.

·Принцип хозяйственной  самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложение денежных средств с целью получения прибыли. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Принцип самофинансирования Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Принцип материальной заинтересованности — объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности — получением прибыли. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление. Принцип материальной ответственности — означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. Принцип обеспечения финансовых резервов — необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.

Формируются финансовые ресурсы за счет собственных  и привлеченных денежных средств. Стартовым  источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций). Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций.

20. Государственный  бюджет. Социально-экономическая сущность  бюджета.

Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности - это основное орудие перераспределения национального дохода. Государственный бюджет возник с появлением государства. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Социально-экономическую роль бюджета трудно переоценить. Бюджет-это основа функционирования средств государства в целом, а также его национально-государственных и административно-территориальных образований; это, пожалуй, единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Бюджет является важнейшим инструментом финансового регулирования. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания их доходной базы. Входя в число важнейших хозяйственных функций государства, бюджетное регулирование носит многоцелевой характер, в частности это: -поддержание стабильности экономики; -обеспечение ее сбалансированности; -предотвращение кризисных ситуаций; -проведение антикризисных мероприятий; -обеспечение структурных сдвигов.

21. Бюджетная система  и бюджетное устройство РФ.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов1.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты.

Информация о работе Финансы и кредит