Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:54, шпаргалка

Краткое описание

Финансы – истор. категория. Они появились одновременно с возникновением го-ва при расслоении об-ва на классы. Первое гос-во возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы - рабовладельцев и рабов.
Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит Шпоры.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Финансы как стоимостная  категория. Возникновение и сущность финансов

Финансы – истор. категория. Они  появились одновременно с возникновением го-ва при расслоении об-ва на классы. Первое гос-во возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы - рабовладельцев и рабов.

Финансы выражают экономические  отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Слово «финансы» происходит от латинского «finis», обозначающего -конец, окончание, финиш в денежных отношениях, складывающихся между населением и государством. Это слово обозначало завершение платежа, окончательный расчет. Позднее, в ХШ - XV вв. в торговых городах Италии от термина «finis» произошло слово «finansia», обозначающее любой денежный платеж.

Финансы как наука оформились в XIX - издан первый курс финансовой науки, автором - Поль Лерца-Болье.

В дальнейшем термин получил международное  распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражает:

1) денежные отношения между двумя  субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов);

2) субъекты обладают разными  правами в процессе этих отношений:  один из них (государство) обладает  особыми полномочиями;

3) в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);

4) регулярное поступление средств  в бюджет не может быть обеспечено  без придания налогам, сборам  и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

 

2. Функции и признаки  финансов

Признаки:

1.Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ст-ти валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение потребностей об-ва.

2.Ф-совок-ть денеж отношений  организованных государством, в  процессе кот-х осущ-ся формиров-е  и испол-е общегос-х фондов  ден.средств для осуществления  эк-х, соц-х, политич и др задач.

3. Ф- установление определенных  взаимоотношений по определению  и перераспр-ю создаваемых эк-х  благ между государством в  лице верховной власти и остальными  суб-ми в воспроизводственных  отношениях

Функции:

1. Распределительная наиболее наглядно проявляется при распределении НД, когда создаются основные (первичные) доходы. Их сумма равна НД. Они форм-ся среди участников материального пр-ва из заработной платы рабочих, служащих, доходов фермеров и крестьян, занятых в материальном производстве и доходов п\п сферы материального производства. Но чтобы образовать общественные денежные фонды, достаточные для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения необходимо вторичное распределение.

2. Контрольная проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Фин контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное расходование трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Задача - проверка точного соблюдения закон-ва по фин вопросам, своевременности выполнения фин обязательств п\д бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств п\п по расчетам и платежам.

3. Регулирующая - связана с вмешательством гос-ва через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования эк-ки и соц. отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, гос регулирование рынка ценных бумаг.

4. Стабилизационная, - обеспечение для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в эк-х и соц-х отношениях.

 

3. Финансовая система  РФ. Характеристика ее сфер и  звеньев

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система РФ:

а) финансы предприятий, учреждений и организаций:

- финн хоз. суб. действ-е на коммерческой основе; -ф.х.с. некоммерческих орг-ций; - ф. общ-ых объединений

б) страхование:

-личное, имущест-е, соц-е, страх-е  предпринимательских рисков, страх-е  ответственности

в) государственные финансы: гос  бюджет, гос кредит, внебюджетные фонды.

Все финансовые отношения можно  разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на макроуровне

В фин системе выделяют 2 подсистемы:

- Централизованные - эк-е денежные отношения, связанные с формированием и использованием фонда денежных средств гос-ва, аккумулируемых в гос денеж системе и правительственных внебюджетных фондах

- Децентрализованные - денеж отношения опосредствующие кругооборот ден фондов предприятия.

 

4.Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды соц. назначения

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых гос-вом для финанс-я не включаемых в бюджет нек-рых общ-ых потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды  социального назначения

1.Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет ( юр л- 20%, физ л- 1%)

• страховых взносов;  • средств федерального бюджета;   • сумм пеней и иных финансовых санкций;

• доходов от инвестирования;    • добровольных взносов

• иных источников, не запрещенных  законодательством РФ.

2. Фонд соц страхования(1991)- является автономным и строго целевым. Образуется за счет:

- страховых взносов юр и физ  лиц (2,9 % от ЕСН)

- доходов от инвестирования;

- добровольных взносов граждан  и юридических лиц;

- средств из республиканского  бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот лицам, пострадавшим от  радиации, а также другими целями.

3. Фонд обязательного мед страхования (1991) Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование.

 

5. Внебюджетные формы экономического назначения (Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР, Фонд инвестирования жилищного строительства)

- Фонд инвестирования жилищного строительства(1994). Средства фонда формируются за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда.

Из фондов финансируются строительство жилья  и объекты социальной инфрастуктуры, строительство и ремонт объектов жилищно- коммунального хозяйства (ЖКХ), социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.

- Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР (1992) формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5 % от с\с реализуемой продукции, а суммы отчислений включаются предприятиями в с\с пр-ции. Средства ВФ направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятий по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др. Эти средства могут размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случае полученные доходы в виде процентов облагаются налогом на прибыль по установленной ставке, а оставшаяся часть направляется на увеличение средств соответствующих фондов. Запрещается направлять средства внебюджетных фондов на проведение коммерческих операций. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство промышленности, науки и технологий РФ и Министерство финансов РФ. В случае нецелевого использования расходования средств они имеют право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленных нарушений и их последствий регистрация может быть возобновлена.

 

6. Управление финансами.  Объекты и субъекты управления. Функциональные элементы управления

Управление финансами – деят-сть по обеспечению развития финансовой системы гос-ва или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Цель: достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства. Выделяют три группы объектов:

1) финансы  предприятий, учреждений, организаций;  2) страховые отношения;  3) государственные финансы.

Им соответствуют  такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, учреждений, организаций, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

Функциональные элементы управления:

1 планирование;  2 оперативное управление;  3 стратегическое управление;  4 контроль

 

7. Органы управления  финансами, их задачи и функции

- Министерство финансов выполняет следующие функции:

1 участвует  в работе по составлению долговременных  и кратковременных прогнозов  функц-я экономики, опр-ет потребность в гос-ых централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их;

2.орг-ет работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ

3.обеспечивает  исполнение федерального бюджета,  а так же гос-ых федеральных внебюджетных фондов;

4.разрабатывает  с участием Министерства РФ  по налогам и сборам, Федеральной  налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

5.принимает  участие в работе по совершенствованию  страховой деятельности в стране;

6.разрабатывает  предложения по формированию  и развитию финансового рынка;

7. разрабатывает  проекты программ внешних заимствований РФ;

8. управляет  государственным внутренним и  внешним долгом РФ.

Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Задачи:

1) организация, осуществление и  контроль исполнения бюджета РФ;    2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

3) финансовое исполнение государственных  внебюджетных фондов;

4) краткосрочное прогнозирование  объемов гос-ых финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

Информация о работе Финансы и кредит