Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:54, шпаргалка

Краткое описание

Финансы – истор. категория. Они появились одновременно с возникновением го-ва при расслоении об-ва на классы. Первое гос-во возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы - рабовладельцев и рабов.
Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит Шпоры.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Первый уровень федеральный бюджет РФ и бюджеты госуд-х внебюджетных фондов.

Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Третий - на территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемыхбюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджетысубъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

 

 

 

 

 

22. Принципы  бюджетной системы РФ

Бюджетная система Российской Федерации  основана на принципах: 
- единства бюджетной системы Российской Федерации; -разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; -самостоятельности бюджетов; -равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; -полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; -сбалансированности бюджета; -эффективности и экономности использования бюджетных средств; -общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; -гласности; -достоверности бюджета; -адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.  
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

- классификацию доходов бюджетов  Российской Федерации;

- функциональную классификацию  расходов бюджетов Российской  Федерации;

- экономическую классификацию  расходов бюджетов Российской  Федерации;

- классификацию источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов  Российской Федерации;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных  внутренних долгов Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований;

- классификацию видов государственного  внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;

- ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета.

Утвержденные бюджетные классификации  яв-ся единой и используются при  составлении утверждений и исполнения бюджета всех уровней бюджетной системы.

Классификация доходов бюджета- это  группировка доходов всех уровней. Определяет источники формирования доходов, состоит из статьи доходов, объеденяющих конкретные виды доходов  по источникам и способам их получения. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. 
Экономическая классификация доходов является группировкой доходов бюджетов всех уровней, которая основывается на законодательных актах РФ.

Функциональная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. 
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Напр, 06-наука, 14-образование.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств  на выполнение функций государства  в пределах разделов. Напр, 01-дошкольное образование, 04- ср.профессиональное образование.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых правительством РФ для покрытия дефицитов федерального бюджета.

Классификация источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации группирует долговые обязательства правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям средств федерального бюджета.

 

24. Классификация доходов  бюджета. Налоговые и неналоговые  доходы 
бюджета.

Классификация доходов бюджета- это  группировка доходов всех уровней. Определяет источники формирования доходов, состоит из статьи доходов, объеденяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета класс-ся по след.признакам:

- по источникам образования(налоги  с юр.лиц, налоги с физ.лиц,  займы, доходы от реализации  гос.собственности.

-по уровню бюджетной системы(собственные, регулирующие)

-по конкретным объектам облажений  ( взимаемый с имущества, взимаемый  с дохода)

- по методам взимемости( налоговые,  неналоговые)

- по видам налогов (акцизы, налог  на прибыль, налог на доходы  физ.лиц) 

- налоговые доходы (к ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а именно: НДС, акцизы, ввозные и вывозные таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и т. д.);   
  - неналоговые доходы (к ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, органами власти местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов власти местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, разного рода штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и др).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Классификация расходов  бюджета. Текущие и капитальные  расходы

Расходы бюджета представляют собой  затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

1)Экономическая классификация  доходов является группировкой  операций сектора государственного  управления по их экономическому  содержанию.

1.текущие расходы, 2.капитальные  расходы, 3.предоставление кредитов  за вычетом погашения(выплата процентов, капитальные вложения в ОФ, капитальные трансферты, предоставление бюджетных ссуд…)

2) Функциональная классификация  расходов бюджетов РФ отражают  направление средств на выполнение  конкретных ф-ций гос-ва, такие,  как: судебная власть, национальная оборона, здравоохранение и физическая культура, пополнение государственных запасов и резервов, образование, ЖКХ, транспорт, дорожное хозяйство, охрана окружающей природной среды и прочие расходы)

3) предметная направленность. С  этой точки зрения, расходная часть бюджета делится на: финансирование отраслей народного хоз-ва, финансирование социально-культурных мероприятий, финансирование науки, обороны, создание правоохранительных органов и органов гос.власти, расходы ВЭД, создание резервных фондов, прочие расходы и выплаты.

4) Территориальный признак. Расходы  делятся на: расходы федерального  бюджета, местных бюджетов, субъектов  РФ.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания и  в соответствии с экономической  классификацией расходов бюджетов РФ делятся на текущие и капитальные. 

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. 

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Бюджетный процесс.  Организация бюджетных процедур.

Бюджетный процесс- это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. 
Бюджетный процесс включает в себя стадии:

1) составление проекта бюджета (этому предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ):  

2) рассмотрение (проект бюджета  рассматривает представительный  орган власти соответствующего  субъекта бюджетного права, порядок  и сроки рассмотрения проекта  бюджета устанавливаются конкретно на каждый финансовый год) и утверждение бюджета (бюджет утверждается после четырех чтений);  

3) исполнение бюджета (совпадает  с бюджетным годом и длится  с 1 января по 31 декабря, заключается  в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов);  

4) составление и утверждение  отчета об исполнении бюджета.

Участниками бюджетного процесса являются:  

Президент РФ; органы законодатель ной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которых законодательством РФ, нормативными актами субъектов РФ возложены бюджетные налоговые и иные полномочия.  

В основе бюджетного процесса лежат присущие бюджетному процессу принципы: единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета; реальность бюджета; гласность и  публичность его принятия; ежегодность бюджетного процесса; самостоятельность бюджетного процесса; специализация показателей бюджета. 

Соблюдение вышеуказанных  принципов дает возможность правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для государства.

Деят-ть гос-ва от начала составления госуд.бюджета до утверждения  отчета об его исполнении длится около 3 лет, этот срок наз-ся бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии:

Стадия составления, рассмотрения и утверждения бюджета охватывает период с начала составления(за 10 месяцев до начала бюджетного года) до еге утверждения(15 декабря текущего года). Стадия исполнения бюджета длится в течении бюджетного года. Отчетная стадия охватывает период составления прав-вом отчета и рассмотрения его законодательным органом.Прав-во предоставляет отчет в гос.Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года; Счетная палата проводит проверку отчета и готовит заключение по нему в теч.4,5 месяцев; Гос.Дума рассматривает отчет в срок 1,5 месяца после предоставления Счетной палатой заключения по нему.

Информация о работе Финансы и кредит