Финансовый контроль в корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 04:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организации финансового
контроля.
Цель работы предусматривает следующие задачи:
Рассмотреть экономическую сущность контроля.
Рассмотреть виды и органы финансового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1 Содержание и значение финансового контроля 6
1.2 Виды проведения финансового контроля 11
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 15
2.1 Формы проведение финансового контроля 15
2.2 Методы финансового контроля 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсач фин корпор.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

мероприятия по устранению их негативных последствий.

Проверка может быть счетной или тематической.

Счетная проверка - это  проверка достоверности бухгалтерских  отчетов,

балансов, налоговых расчетов.

Тематическая проверка - это изучение отдельных сторон участков

хозяйственно-финансовой работы подконтрольного объекта, например,

проверка правильности удержаний из заработной платы; проверка

правильности отнесения  затрат на себестоимость продукции  и т.д.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности

предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок - по более

широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение

хозорганов, перспективы  их развития, необходимость реорганизации или

переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Надзор производиться  контролирующими органами за экономическими

субъектами, получившим лицензию на тот или иной вид финансовой

деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и

нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за

деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового

надзора Министерства финансов России за страховыми фирмами.

Несоблюдение нормативов, приводящие к риску банкротства и ущемлению

интересов клиентов, влечёт за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ - это  оценка финансово-хозяйственной

деятельности объекта, выявление причин тех или иных результатов

деятельности и на этой основе обоснование путей и  факторов улучшения

экономического положения.

Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями,

организациями, учреждениями, так и внешними органами контроля -

банками, финансовыми, аудиторским  фирмами.

Сущность анализа экономики  заключается в изучении поведения

отдельных экономических  единиц, их взаимодействия на рынках, в

результате которого формируются цены на производимые товары и услуги, а

также факторы производства.

Основная цель субъектов  хозяйствования - совершать экономический

выбор. Отдельно взятые предприниматели и предприятия осуществляют в

условиях рынка четыре фундаментальных экономических  выбора:

· Что и в каком количестве следует производить;

· Как следует производить;

· Кто должен выполнять определённую работу, используя

преимущества общественного разделения труда;

· Для кого должны быть предназначены результаты производства.

Без экономического анализа  невозможно правильно сделать выбор.

Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы

Содержание и значение экономического анализа определяют и стоящие

перед ним задачи. К  числу важнейших из них следует  отнести:

1. повышение обоснованности  бизнес-планов, индикаторов и

нормативов деятельности;

2. объективное и всестороннее  изучение хода выполнения бизнес-

планов соблюдение нормативов;

3. определение экономической эффективности использования

трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

4. контроль за осуществлением  требований коммерческого расчёта;

5. выявление и измерение  внутренних резервов на всех  стадиях

хозяйственной деятельности;

6. проверка оптимальности управленческих решений.

Важной задачей анализа  является оценка обоснованности

управленческих решений. Принять правильное управленческое решение

можно лишь на основе предварительного экономического анализа.

Задачи экономического анализа хозяйственной деятельности

предприятий, конечно, не исчерпываются этим перечнем. Многогранность и

многовариантность хозяйственных  ситуаций, особенно в условиях рыночных

отношений ставят перед  ним большое число задач автономного  характера.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны

кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым

состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной

ссуды и снижение ликвидности  может привести к ужесточению  условий

кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия выступает одним  из важнейших методов финансового

контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной  деятельности

предприятий и организаций  за отчётный период.

Слово «ревизия» от латинского revision, т.е. «пересмотр».

Документальная ревизия  представляет собой контрольное  изучение ранее

произведённых хозяйственных  операций с точки зрения их законности,

достоверности и экономической  целесообразности.

Ревизия по времени осуществления  относится к последующему

контролю и проведению путём сплошной или выборочной проверки

совершённых хозяйственных  операций по данным первичных документов,

записей в учётных  регистрах и отчётности. Она объединяет в себе

фактический и документальный контроль, что позволяет наиболее полно и

глубоко проверить результаты производственной и хозяйственно-

финансовой деятельности предприятий (объединений), организаций  и

учреждений, эффективность  использования находящихся в  их распоряжении

материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой

деятельности проверяемых  предприятий, организаций и учреждений, что не

является обязательным, при осуществлении других способов хозяйственного

контроля.

В отличие от других способов хозяйственного контроля - ревизия

имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения,

сроки проведения, права  и обязанности лиц, проводящих ревизию  и

должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и

рассмотрения результатов  ревизии.

Следовательно, ревизия - это способ последующего контроля за

производственной и  хозяйственно-финансовой деятельностью  предприятий

(объединений), организаций  и учреждений, в процессе которого

устанавливаются законность, достоверность и экономическая

целесообразность совершённых хозяйственных операций, ведения

бухгалтерского учёта  в соответствии с действующими положениями  и

нормативно-законодательными актами, а также достоверность  учётных и

отчётных показателей.

Основными задачами ревизии  являются: выявление хозяйственных и

финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности; установление

причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям,

злоупотреблениям и  хищениям, виновных в этом должностных  лиц;

принятие мер по возмещению причинённого ущерба, как в процессе ревизии,

так и после неё; выявление  неиспользованных резервов, повышения

эффективности производства.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют

на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии  производятся контрольно-ревизионным

аппаратом вышестоящих  органов (министерств, государственных  комитетов

и ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях,

учреждениях.

Вневедомственные ревизии  производятся контрольно-ревизионным

аппаратом органов государственного контроля, наделённых контрольными

правами по отношению  к предприятиям, организациям и учреждениям  всех

отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчинённости.

Внутрихозяйственными  являются ревизии, проводимые внутри

предприятия (объединения). Они, как правило, контролируют деятельность

входящих в состав предприятия (объединения) структурных  подразделений,

не имеющих юридической  самостоятельности.

По организационному признаку ревизии могут быть плановыми  и

внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом

ревизионной работы. Вышестоящие  органы планируют ежегодное

проведение ревизий  в подведомственных предприятиях и  организациях, а в

бюджетных организациях и учреждениях, не осуществляющих

непосредственно хозяйственных операций - не реже одного раза в два года.

Внеплановые ревизии  планом не предусматриваются, а проводятся при

необходимости. Такие  ревизии могут быть вызваны неблагополучным

положением дел на отдельном предприятии, при обнаружении  фактов

хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и

т.д. При расследовании  некоторых преступлений, особенно хищений

денежных средств и  имущества ревизия проводится в  обязательном порядке.

Материалы такой ревизии  дают возможность следственным органам

установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения

хищений и суммы материального  ущерба.

В зависимости от полноты  проверки деятельности предприятия

ревизии подразделяются на комплексные, некомплексные и  тематические.

Комплексными считаются  ревизии, при которых проверяются все

стороны деятельности предприятия, его производственная и финансово-

хозяйственная деятельность.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором

(обычно специалистом  по бухгалтерскому учёту и  финансам), при которой

проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексные

ревизии не позволяют  в полной мере выявить состояние  ведения

производства, уровень  внедрения достижений научно-технического

прогресса и передовых  технологий, поэтому они менее  эффективны по

сравнению с комплексными ревизиями.

Тематическими считаются  ревизии, проводимые в целях проверки

состояния отдельных  разделов (частей, участков экономической  и

социальной деятельности предприятий или организаций. Такие  ревизии

назначаются для детального изучения соответствующих тем (вопросов),

разработок и конкретных мероприятий по устранению выявленных

недостатков. Темами таких  ревизий, например, могут быть: «Ревизия

обеспечения сохранности  и рационального использования  материальных

ресурсов (всех или конкретных видов)», «Ревизия правильности образования

и использования фондов специального назначения» и др.

В зависимости от полноты  проверки хозяйственных операций ревизии

классифицируются на сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошных ревизиях проверяются за весь ревизионный период все

без исключения хозяйственные  операции, записи в учётных регистрах  и

отчётные показатели. Это наиболее эффективный вид  ревизии, однако, как

правило, из-за большой  трудоёмкости он используется только в тех случаях,

когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления.

Выборочные ревизии  предусматривают проверку хозяйственных

операций и бухгалтерских  документов не за весь ревизионный  период, а

только за время, заранее  намеченное ревизором, т.е. за определённые

промежутки времени  внутри ревизионного периода.

Комбинированные ревизии  сочетают выборочное и сплошное

исследование хозяйственных  операций. Одни участки деятельности

предприятий проверяются  выборочно, другие - сплошным способом.

Сплошным способом проверяются кассовые операции и расчёты с

подотчётными лицами, все другие хозяйственные операции - выборочно.

Однако, если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения,

злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовой или расчётно-

платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций

следует провести сплошную проверку документов и записей в  учётных

регистрах.

Весь процесс проведения ревизии или проверки состоит  из нескольких

этапов:

- предъявление полномочий;

- проведение организационного совещания с ответственными

работниками подконтрольного  объекта;

- личное ознакомление  с подконтрольным объектам, технологией  его

деятельности; предварительный  анализ его деятельности;

- непосредственная документальная  ревизия или проверка;

- систематизация материалов ревизии или проверки;

- составление акта  или справки;

- реализация материалов  ревизии или проверки;

- проверка устранения  выявленных недостатков.

По результатам проведённой  ревизии составляется акт, на основе

которого разрабатываются  мероприятия, направленные на устранение

выявленных недостатков  производственно-хозяйственной деятельности

предприятий.

Результативность ревизии  или проверки в значительной степени

зависит от качества составленного  акта.

Составление акта начинается задолго до написания самого текста.

Обилие и разнообразие вопросов, с которыми проверяющий  сталкивается в

процессе своей работы, обязывает его с самого начала ревизии (проверки)

подбирать и систематизировать  материал в соответствии с разделами  и

вопросами программы  и рабочего плана.

На основе систематизированного материала составляется акт. Акт

ревизии (справка) - это  не просто перечень допущенных нарушений

финансово-хозяйственной  деятельности, это документ, который  должен

послужить основанием для  правильных выводов о качестве, законности,

целесообразности работы проверяемого объекта и на базе этого  для

выработки реальных предложений, рекомендаций, предписаний в целях

устранения выявленных нарушений, принятия мер к виновным лицам. В

связи с этим к акту ревизии (справке) предъявляется ряд требований.

После написания акта его содержание необходимо согласовать  с

лицами, которые его  будут подписывать. После согласования, уточнения,

Информация о работе Финансовый контроль в корпорации