Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

Государственный финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….2
1. Организация государственного финансового контроля…………………..…3
2. Виды и формы государственного финансового контроля…………….……11
3. Органы государственного финансового контроля………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Finansovy_kontrol.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение …………………………………………………………………….…….2

1. Организация государственного  финансового контроля…………………..…3

2. Виды и формы государственного  финансового контроля…………….……11

3. Органы государственного финансового  контроля………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

Введение

Государственный финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот. В странах с социально ориентированной экономикой как приоритетными выделены задачи контроля за своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита государственного бюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, структурой и целевым назначением, в том числе, на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Рыночные отношения  в России сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава финансово-кредитной системы и взаимоотношений между ее частями. В этих условиях появилось много новых направлений финансового контроля, отсутствующих в планах контрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при административной системе управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансового контроля, что требует решительных изменений существующих систем контрольных органов.

Чтобы глубже понять сущность финансового контроля, мы разберем теоретические аспекты этой категории.

 

1. Организация государственного финансового контроля

Необходимость налаживания жесткой системы контроля очевидна и не требует конкретной аргументации. В настоящее время, когда в хозяйственно-финансовой деятельности государства утвердилось многообразие форм собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, одним из важнейших звеньев системы контроля стал финансовый контроль. Его функциональною назначение заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.

Контроль, будучи одной  из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, а также принятия решений по их ликвидации.

Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные факторы, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.

Особое место государственного финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления определяется, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они выступают в качестве универсального орудия контроля.

Для рыночной экономики  государственный финансовый контроль является особой сферой деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.

Объектом государственного финансового контроля служат распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов всех уровней управления. Главное назначение государственного финансового контроля заключается в целевом и эффективном использовании финансовых ресурсов государства, в эффективном использовании государственной собственности.

Для анализа сущности государственного финансового контроля значимым является ряд положений.

1. Финансовый контроль  выступает как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных финансово-производственных отношений.

3. Финансовый контроль  действенен, когда он осуществляется в комплексе со всеми функциями финансов и органично взаимосвязан с системой управления.

4. Финансовый контроль  — это способ соблюдения нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами.

Правильное понимание  сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного государственного финансового контроля. Особую значимость он приобретает при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля на практике.

Первым нормативным  правовым актом, регламентирующим вопросы понятия и организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, служит Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно Указу государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации, вступившем в действие с 1 января 2000 г., раздел IX назван «Государственный и муниципальный финансовый контроль». С принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации сделан шаг вперед в формировании правовой базы финансовой деятельности государства и государственного финансового контроля в частности.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.

Уточнение, касающееся местного самоуправления, очень важно, так как органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Между тем, за счет средств местных бюджетов финансируется значительная часть расходов в социальной сфере. Так, расходы федерального бюджета на здравоохранение составляют около 8% расходов консолидированного бюджета, на культуру и искусство — около 10%, на образование — около 14%. Поэтому значимость финансового контроля на нижестоящих уровнях бюджетной системы сложно переоценить.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

Возрастание роли государственного финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.

Роль контроля проявляется  в практическом использовании контрольной функции финансов, реализация которой способствует повышению эффективности расходования финансовых ресурсов. Отсюда назначением государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.

Задачами государственного финансового контроля являются:

1) правильность формирования  и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;

2) проверка состояния  и целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;

3) правильность ведения  бухгалтерского учета и достоверность  отчетности;

4) контроль за соблюдением  действующего законодательства  в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.

Данным перечнем не исчерпываются  все задачи государственного финансового контроля, тем более что эти задачи уточняются и изменяются вместе с изменениями финансового законодательства.

Цель и задачи государственного финансового контроля определяют его основные функции как части общегосударственного контроля, которые проявляются в изучении реальности процессов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих коррективов в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. В некоторых источниках финансовый контроль отождествляется с контрольной функцией финансов и контрольная функция рассматривается с точки зрения задач контролирующих органов. Функции финансов — это проявление их сущности в действии. Функции государственного финансового контроля — это проявление сущности государственного финансового контроля на практике. Реализация контрольной функции в деятельности органов финансового контроля не может служить основанием для отождествления государственного финансового контроля с контрольной функцией финансов.

Финансовый контроль, являясь самостоятельной функцией управления экономикой, не поглощает другие функции, а пронизывает их, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Основная функция государственного финансового контроля заложена в  его предназначении как контрольно-ревизионная  функция, основу которой составляют выявление нарушений в исполнении законов в части использования финансовых ресурсов и собственности государства, анализ причин выявленных нарушений, разработка предложений по их устранению и последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий.

Общепринятыми в мировой практике функциями государственного финансового контроля являются:

• контроль источников поступления  бюджетных средств;

• контроль расходования бюджетных ресурсов;

• контроль эффективности  использования государственной  и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;

• контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

• контроль за обращением средств бюджета, государственных  и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;

• контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;

• пресечение финансовых злоупотреблений.

Степень использования  функций государственного финансового контроля закладывается в законодательных и нормативно-правовых актах в соответствующих органах контроля. Функционирование контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методического порядка: определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методик проведения контрольных мероприятий, взаимной координации работы органов контроля. Комплекс перечисленных условий деятельности органов государственного контроля должен подлежать соответствующей правовой регламентации.

К обязательным элементам системы функционирования государственного финансового контроля относятся: субъект контроля; объект контроля; предмет контроля; принципы контроля; метод (методики) контроля; техника и технология контроля; процесс контроля, сбор и обработка исходных данных для проведения контроля, результат контроля и затраты на его осуществление, принятие решения по результатам контроля. Все элементы контроля в процессе установления истинных результатов взаимодействуют как единое целое.

Субъект контроля не является раз и навсегда данным, поскольку предмет его деятельности — объект контроля — находится в постоянной динамике. Субъект контроля (кто контролирует) — это орган контрольной системы (орган контроля), соответствующая организация — носитель контрольной функции. В своей деятельности субъект контроля определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля и объект контроля.

Должная организация  контрольной деятельности любого субъекта — это правовое закрепление за ним определенной группы объектов, объединенных известным единством их назначения, четкое установление границ контрольной деятельности данного субъекта в целях пресечения дублирования в осуществлении контрольной деятельности. Обязанности, возложенные на субъекты контроля, должны вытекать из целей, которых стремятся достигнуть при создании контрольных органов, и полностью им соответствовать.

Информация о работе Финансовый контроль