Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности финансового контроля в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики;
Показать виды, формы и методы финансового контроля;
Рассмотреть организация государственного финансового контроля;
Осветить сущность аудиторского финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Содержание финансового контроля, его значение и функции
в условиях рыночной экономики………………………………………………..5
2.Виды, формы и методы финансового контроля……………………………..14
3. Организация государственного финансового контроля…………………...18
4. Аудиторский финансовый контроль………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников…………………………………………..41
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый контроль.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

3) предмет контроля (что  контролируют);

4) принципы контроля;

5) метод (методика) контроля;

6) техника и технология  контроля;

7) принятие решения  по результатам контроля;

8) оценка эффективности  контроля.

Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.

Финансовое право определяет меру ответственности экономических  субъектов за соблюдение (или несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей бюджетно-налогового законодательства невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед контролем задач.

Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его основные функции.

Эти функции можно  классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе содержательного  значения функций контроля.

В первой части это  касается социального управления, политического руководства, правового регулирования.

Эти функции финансового  контроля как части общегосударственного контроля рассмотрены достаточно полно  в предыдущей статье.

Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в его собственных функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана.

Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это - установление отклонений в исполнении законов в части использования  средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

Функция коррекции заключается  в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также  процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций[8,с 205 ].

Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой  укрепления эффективности контрольной  деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики - выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.

При всем многообразии субъектов  контрольной деятельности они все  в определенной степени проводят профилактические мероприятия. Цели превенции достигаются: а) в процессе осуществления контрольной деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям; в) при проведении контрольными органами конкретных профилактических мер.

Особое место в системе  мер профилактики занимают правовые акты контрольных органов. Сам факт вынесения обоснованного и законного постановления по делу имеет важное превентивное значение, причем не только для лица, признанного виновным, но и для всех лиц, прямо или косвенно вовлеченных в процесс контроля. Существует целый ряд специальных правовых актов профилактического характера, выносимых субъектами контроля.

Первостепенное значение в деятельности контрольных органов  имеет конкретная профилактическая работа: обобщение результатов проверок, выявление и изучение причин тех  или иных недостатков и нарушений, условий, которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных мероприятий организационного и воспитательного характера, дача рекомендаций и обязательных указаний органам управления по принятию соответствующих мер.

Функция правоохраны. Контрольная  деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.

По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как самостоятельно привлекать к  ответственности виновных лиц, так и ставить перед вышестоящими органами вопрос о привлечении нарушителей к административной ответственности, а перед судебно-следственными - о привлечении к уголовной ответственности.

Таким образом, можно  сделать определенные выводы. Во-первых, государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды, формы и методы финансового контроля

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций.

Системность контроля достигается  комбинированным использованием его  различных видов: логического и математического, документального и фактического.

Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая отчетность и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т. д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций[14,с 199].

К основным способам документального контроля можно отнести:

формальную и арифметическую проверку документов;

юридическую оценку хозяйственных  операций, отраженных в документах;

сплошное и выборочное наблюдение;

оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей

Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

инвентаризация;

экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного  объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции;

визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного  режима.

Среди форм финансового  контроля выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

Предшествуя проведению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий контроль. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить потери и убытки.

Последующий контроль охватывает весь объем хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии и др.

Наблюдение — общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Основной метод финансового  контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. Выборочная (частичная) ревизия — проверка финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

Немаловажное место среди методов  финансового контроля занимает счетная  проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных  приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.

Выделяют три основных этапа счетной проверки:

проверка согласованности показателей  различных форм отчетности;

сличение отдельных  отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;

проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Организация государственного финансового контроля

 

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  • недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
  • угроз финансовой безопасности государства.

В общем и целом  цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

  • управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);
  • обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого;
  • обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;
  • обеспечению финансовой безопасности государства.

Информация о работе Финансовый контроль