Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности финансового контроля в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики;
Показать виды, формы и методы финансового контроля;
Рассмотреть организация государственного финансового контроля;
Осветить сущность аудиторского финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Содержание финансового контроля, его значение и функции
в условиях рыночной экономики………………………………………………..5
2.Виды, формы и методы финансового контроля……………………………..14
3. Организация государственного финансового контроля…………………...18
4. Аудиторский финансовый контроль………………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованных источников…………………………………………..41
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый контроль.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

На макроэкономическом уровне аудит является элементом  рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений  заинтересованными в ней пользователями, в том числе руководством, участниками  и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в  силу ряда факторов, в частности  применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности  бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого  в соответствии с законодательством  Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора [12,с 244].

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации  или в качестве лица, привлекаемого  аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового  договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. 
Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Аудиторская организация — это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Одной из международных  организаций, до недавнего времени  контролирующей и координирующей аудиторскую деятельность, был Комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров (IFAC), который состоял из представителей всех основных профессиональных бухгалтерских организаций. Комитет был ответствен за установление стандартов и инструкций аудита с 1976 по 1991 г.; в настоящее время эту функцию выполняет Совет по аудиторской практике. 
Комитет по аудиторской практике предложил простое определение аудита: 
аудит — это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Аудитом занимается аудитор — частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия, — и партнеры такого частного лица или такой фирмы. В необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский персонал, действующий на основании делегирования полномочий.

Положение об основных концепциях аудита, которое в 1973 г. опубликовал  Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (AAA), определяет и процесс, и цели аудита: 
аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям. 
Данное определение содержит несколько ключевых моментов. Во-первых, оценка должна быть объективной, т.е. независимой от влияния субъективных факторов — администрации, собственников (акционеров), работников компании и т.д. Во-вторых, аудитор определяет степень соответствия данных, представленных в отчетности, реальным данным, т.е. выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации, содержащейся в финансовых отчетах, а не подтверждает абсолютную точность представленных данных. В-третьих, проверка совершается в интересах определенных лиц. Естественно, что эти интересы различны, иногда даже полярны, поэтому для сохранения объективности и удовлетворения потребностей всех пользователей в нужной и полезной информации аудитор точно определяет, в какой мере проверенные факты соответствуют критериям и стандартам. В международной финансовой отчетности такими критериями являются общепринятые принципы бухгалтерского учета.

 

 

Таблица 1   -   Характеристика аудиторской деятельности

Содержание аудиторской деятельности

Аудит

Сопутствующие аудиторские услуги

Другие виды проверок

Другие сопутствующие работы

Цель оказания услуг

Выражение мнения о достоверности отчетности

Обзор допущенных предприятием нарушений

В зависимости от вида сопутствующих  услуг

Степень выборки

До 100% с учетом величины (уровня) существенности

В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком

Не установлена

Доказательства типичных нарушений

Аудиторские доказательства на все  нарушения

Аудиторские доказательства на часть  типичных нарушений, на остальную часть  — аудиторская информация

Доказательства отдельных нарушений

Аудиторские доказательства

Подтверждением обнаружения отдельных нарушений служат аудиторские доказательства

Уровень гарантии достоверности отчетности

Больший уровень гарантии

Меньший уровень гарантии

Формы отчета

Аудиторское заключение аудиторской  организации(фирмы)

Отчет аудиторской фирмы (аудитора)

Отчет аудиторской фирмы (аудитора)

Виды аудиторской деятельности

Аудиторская проверка

Выборочная проверка отдельных  сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка

Другие услуги, разрешенные действующим  законодательством


 

В 2009 г. аудиторскую деятельность имели право вести лишь субъекты, которым предоставлена лицензия на осуществление аудиторской деятельности. Минфин России как лицензирующий орган в соответствующем государственном реестре учитывал выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Их количество показывает, сколько аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов имели право вести аудиторскую деятельность:

Таблица 1 Количество аудиторских организаций

 

На 

1.01.06

На 

1.01.07

На 

1.01.08

На 

1.01.09

На 

31.12.09

Лицензии на осуществление  аудиторской деятельности – всего, тыс.

7,7

8,2

7 ,3

6,9

7,5

в том числе:

         

аудиторские организации 

6,6

7,1

6,4

6,2

6,7

индивидуальные аудиторы

1,1

1,1

0,9

0,7

0,8


В 2009 г. в Минфин России поступило 533 заявления о предоставлении лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Лицензии предоставлены 473 соискателям (89 %). 41 соискателю (11 %) отказано в предоставлении лицензии.

В 2009 г. было выдано 1487 квалификационных аттестата аудитора, что почти на 8 % больше, чем в 2008 г. Из общего количества выданных аттестатов 92 % - по общему аудиту. Общее количество выданных Минфином России квалификационных аттестатов аудитора возросло за год на 3,7 %. В 2009 г. годовой прирост количества выданных квалификационных аттестатов аудитора превысил аналогичный показатель 2008 г. на 0,2 %, однако, как и в 2008 г., оказался значительно ниже годового прироста, наблюдавшегося в 2005-2006 гг.

Общее количество квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России за все время проведения аттестации, и распределение их по видам аудита приведено в следующей таблице:

 

Таблица 2  - Количество квалификационных аттестатов аудитора

 

На 

1.04.06

На 

1.01.07

На 

1.01.08

На 

1.01.09

На 

1.01.10

Квалификационные аттестаты  аудитора – всего, тыс.

35,0

36,7

37,5

38,8

40,2

в том числе:

         

общий аудит 

32,8

34,3

35,0

36,1

37,5

банковский аудит 

0,9

1,0

1,1

1,2

1,2

аудит бирж

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

аудит страховщиков

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6


В 2009 г. наблюдавшаяся  на протяжении последних лет высокая  динамика развития аудиторского сектора  прервалась:

Таблица 3  Объем аудиторских услуг

 

За 200 5 г.

За 

200 6 г .

За 

2007 г .

За 

2008 г .

За 

2009 г .

Объем оказанных аудиторских услуг – всего, млрд. руб.

28,9

34,4

41,7

50,1

49,6

Прирост по сравнению  с прошлым годом, %

х

19,2

21,3

20,1

-1,0


В 2009 г. объем оказанных  аудиторских услуг уменьшился по сравнению с 2008 г. на 1,0 % и составил 49,6 млрд.руб. На объеме оказанных в 2009 г. аудиторских услуг сказалась сложная экономическая ситуация второй половины 2008 г. и 2009 г. По мнению экспертов, основными негативными факторами стали: сокращение притока новых клиентов; сокращение бюджетов на привлечение аудиторов и консультантов у имеющихся клиентов; снижение или, как минимум, фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги; платежеспособность клиентов.

В целом по стране на долю услуг по проведению аудита приходится более 46,5 % всего объема оказанных аудиторских услуг. Однако структура аудиторских услуг в центре и регионах неодинакова. В Москве и Санкт-Петербурге преобладающими являются прочие услуги (соответственно 56,9 % и 55,0 %). В других регионах основным видом услуг по-прежнему является проведение аудита (почти 60 %). Такая же неравномерность имеет место в отношении федеральных округов. В Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах доля услуг по проведению аудита превышает 60 %. В Центральном (без Москвы) и Южном федеральных округах она составляет порядка 57 %, в Уральском - 55 %, в Северо-Западном – 47 %.

В услугах по проведению аудита услуги по общему аудиту составили 91,8 %, банковскому аудиту – 6,0 %, аудиту бирж – 1,0 %, аудиту страховщиков – 1,2 %. Во всех федеральных округах, в том числе Центральном (без Москвы), доля услуг по общему аудиту колеблется между 94 и 98 %. Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении нескольких последних лет.

Порядка 20 % объема прочих услуг составляют услуги, оказанные клиентам, в отношении бухгалтерской отчетности которых та же аудиторская организация проводила аудит. При этом доля таких услуг в крупных аудиторских организациях более чем в 2,5 раза превышает аналогичный показатель малых и средних аудиторских организаций.

В 2009 г. аудиторские организации  провели обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности 92683 клиентов. Количество таких клиентов в 2009 г. уменьшилось по сравнению  с 2008 г. на 344 или на 0,4 %.

Среди клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована, 24 % - клиенты с выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг менее 20 млн.руб., 46 % - с выручкой от 20 до 200 млн.руб., 25 % - с выручкой от 200 млн. до 2 млрд.руб., 5 % - с выручкой более 2 млрд.руб. Наибольшее число клиентов занято в оптовой и розничной торговле (29 %), строительстве (13 %), обрабатывающем производстве (12 %), транспорте и сельском хозяйстве (по 4 %).

Главная цель аудита —  определение достоверности и  правдивости финансовой отчетности компании, а также контроль за соблюдением ею законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Говоря о сущности и месте государственного финансового  контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций.

В России ГФК осуществляется в установленном порядке (тем  или иным образом) всеми органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией. Но основная роль при этом все же отведена регламентированной законодательством деятельности специальных государственных контрольных органов.

Информация о работе Финансовый контроль