Финансовая система, ее состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Национальная финансовая система: ее состав и структура…………..5
1.1.Понятие финансовой системы………………………………...............5
1.2.Состав и структура финансовой системы………………………….6
2. Характеристика основных элементов финансовой системы…………10
2.1.Финансы хозяйствующих субъектов………………………………….10
2.2.Характеристика государственных и муниципальных финансов..16
2.3.Характеристика финансов домашних хозяйств…………………..21
2.4.Государственный кредит………………………………………………22
2.5.Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ….24
3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития…………………………………………………………………29
3.1.Особенности российской финансовой системы и основные тенденции её развития………………………………………………………29
3.2.Перспективы развития российской финансовой системы………33
Заключение……………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

При функционировании коммерческих организаций  возникают следующие группы финансовых отношений:

- внутри коммерческой организации по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

- между коммерческой организацией  и другими экономическими субъектами: получение и уплата штрафов,  внесение паевых взносов, инвестирование  средств, участие в распределении  прибыли, получение дивидендов  и т.п.;

- между коммерческой организацией  и финансово-кредитными организациями  в связи с уплатой страховых  взносов (премий) и получением  страховых выплат (возмещением или  обеспечением), привлечением источников  инвестиций, размещением финансовых  ресурсов и получением доходов  от этого размещения;

- с государством по поводу образования  и использования бюджетных и  внебюджетных фондов (платежи в  бюджет и внебюджетные фонды,  бюджетное финансирование в форме  субсидий и субвенций, бюджетного  кредита, оплаты государственного  и муниципального заказов, государственных  инвестиций, покупка государственных  ценных бумаг, получение доходов  по ним);

- с работниками организации по  выплатам из чистой прибыли (социальные программы, премии и др.). Финансовые отношения коммерческой организации могут быть очень сложными, когда речь идёт о холдингах, участниках финансово-промышленных групп и т.д. [3, 172 с.]

Принципы  организации финансов в сфере  коммерческой деятельности:

1) максимизация прибыли предприятия;

2) оптимизация источников формирования  финансовых ресурсов;

3) обеспечение финансовой устойчивости  коммерческих предприятий и организаций,  в том числе использование  различных механизмов защиты  от предпринимательских рисков (страхование, создание финансовых резервов);

4) обеспечение инвестиционной привлекательности; [3, 181 с.]

Материальная ответственность - предполагает наличие системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности;

При функционировании некоммерческих организаций  также возникают группы финансовых отношений:

- между учредителями и некоммерческой  организацией по поводу формирования  финансовых ресурсов;

– между некоммерческой организацией и физическими и юридическими лицами по поводу добровольных взносов как источника финансовых ресурсов некоммерческой организации, оплаты услуг, оказываемых некоммерческой организацией, размещения финансовых ресурсов некоммерческой организации;

- внутри организаций по поводу  формирования и использования  финансовых ресурсов;

- между отраслевыми органами управления  и подведомственными им учреждениями  и организациями по поводу  использования отраслевых фондов;

- отношения между некоммерческой  организацией и финансово-банковской  системой;

- отношения с государством по  поводу уплаты обязательных налогов  и платежей. [3, 184 с.]

Для финансов некоммерческих организаций  характерны принципы:

1) сметного финансирования - покрытия  затрат учреждений и организаций  в соответствии с утвержденной  сметой;

2) материальной ответственности за  ведение и результаты деятельности.

Помимо  финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансов ПБОЮЛ авторы выделяют такие звенья как: финансовые посредники, финансы общественных объединений, финансы домохозяйств.

  Граждане Российской Федерации  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя. Под предпринимательской  деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Индивидуальная предпринимательская деятельность связана с розничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг, с некрупным производством товаров. Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы, частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры. Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица - это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство. Основное отличие индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц, заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и, наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление. ИП может вступать в финансовые отношения с другими предпринимателями, в том числе с юридическими лицами коммерческой и некоммерческой сфер деятельности, с государством, с банковской системой, со страховыми организациями. Индивидуальные предприниматели относятся к малому бизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Финансовые ресурсы предпринимателей, действующих без образования юридического лица, формируются в момент начала предпринимательской деятельности и, как правило, за счет личных сбережений, реже - за счет кредитов банков. В дальнейшем основным источником формирования финансовых ресурсов является предпринимательский доход. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы и пожертвования, на личные сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда все полученные доходы пойдут на формирование личных сбережений и личное потребление. [1, 121 с.]

Отличительными  чертами акционерного общества по сравнению  с другими организационно-правовыми  формами хозяйствования являются:

1) добровольность его образования,  причем учредителями и участниками  акционерного общества могут  быть самые различные юридические  и физические лица;

2) возможность внесения участниками общества своих средств в уставный фонд в самых различных формах - в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, интеллектуальной собственности и т.д.; однако при этом весь капитал акционерного общества и доля каждого их, его участников обязательно переводится в акции.

С позиций достигаемого эффекта акционерные  общества являются главной формой хозяйствования в условиях рыночной экономики. Акционерное  общество обладает ограниченной ответственностью - не отвечает имущественным обязательствам акционеров, а они несут ответственность по обязательствам общества в пределах своего вклада. Полученная обществом прибыль распределяется в соответствии с нормой распределения, в том числе используется на выплату дивидендов по акциям. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Промежуточный дивиденд объявляется директором акционерного общества и имеет фиксированный размер; окончательный дивиденд объявляется общим годовым собранием по результатам года, с учетом выплат промежуточных дивидендов. Финансы арендных субъектов хозяйствования также следует отнести к финансам коммерческих предприятий, так как арендное предприятие является организационно-правовой формой коммерческого предприятия. Аренда - это распоряжение и пользование каким-либо имуществом за плату в течение определенного срока, оговоренного договором аренды. В аренду могут передаваться земля, здания, сооружения, предприятия, средства производства и т.д. Аренда не влечет за собой изменения права собственности. Арендатор лишь временно на срок и в рамках, оговоренных договором, получает права собственника, за что и вносит арендную плату. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковского процента. Арендное предприятие образуется после заключения договора аренды между государственным органом и организацией арендаторов, формируемой по решению трудового коллектива. Оно действует на основании устава, утверждаемого общим собранием. В организации своей хозяйственной деятельности предприятие полностью самостоятельно. Доходы арендного предприятия, получаемые из выручки после возмещения материальных затрат, оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы, страховых платежей, поступают в его полное распоряжение. Наряду с доходами от хозяйственной деятельности приобретаемое за счет средств арендатора имущество тоже является его собственностью. Распределение дохода на фонды экономического стимулирования и оплаты труда осуществляется на арендных предприятиях по самостоятельно разрабатываемым нормативам. [3, 251 с.]

Таким образом, на дискуссионный вопрос о  составе сферы «финансы субъектов  хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий без образования юридического лица.

2.2 Характеристика  государственных и муниципальных  финансов

Государственные и муниципальные финансы представляют собой сферу денежных отношений, связанных с формированием и  использованием денежных доходов, поступлений  и накоплений органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Государственные и муниципальные  финансы являются объективными по своей  природе и наличие сферы стоимостного распределения и перераспределения  с участием государства обусловлено  потребностями общественного хозяйства.

Основными факторами, влияющими на уровень  концентрации финансовых ресурсов в  распоряжении органов государственной  власти и органов местного самоуправления, являются: уровень развития экономики; цели и задачи финансовой политики, определяющие пропорции и приоритетные направления использования финансовых ресурсов; исторические и национальные традиции страны; внешнее положение  государства.

Формирование  и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется через систему фондов денежных средств - в формах бюджетов разных уровней бюджетной системы  страны и внебюджетных фондов.

Бюджеты, формируемые в распоряжении органов  государственной власти и местного самоуправления, имеют многоцелевой характер. Они используются для финансового  обеспечения всех задач и функций, возложенных на государство, в том  числе, обеспечения экономического роста; соблюдения макроэкономического  равновесия с устранением отраслевых и территориальных диспропорций в развитии экономики; регулирования  экономической конъюнктуры и  деловой активности хозяйствующих  субъектов; содержания непроизводственной сферы; обеспечения социальной защиты отдельных категорий населения; сохранения среды обитания; осуществления международного сотрудничества и участия в международном разделении труда и т.д.

Таким образом, бюджеты выступают формой образования и использования  финансовых ресурсов органов государственной  власти и местного самоуправления, направляемых на удовлетворение разнообразных  общественных потребностей.[6, 189 с.]

Формирование  внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной  власти и местного самоуправления в  значительных объемах финансовых ресурсов для реализации отдельных общественно  значимых социально-экономических  мероприятий. Внебюджетные фонды могут  быть предназначены для реализации гарантируемых конституционных  прав граждан на социальное обеспечение, на проведение природоохранных мероприятий  и защиту окружающей среды, на осуществление  мероприятий в области научно-технического развития и т.п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования  и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления вне их бюджетов, для финансирования отдельных  общественных потребностей.

Помимо  бюджетов и внебюджетных фондов, действующий  бюджетный механизм предусматривает  и иные формы образования и  расходования денежных средств органов  государственной власти и местного самоуправления:

- Целевые бюджетные фонды образуются в составе бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или поступлений. Они используются по отдельной смете, с финансированием задач и функций, обусловленных предназначением фондов.

- Резервные фонды создаются в составе расходной части бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения задач и осуществления мероприятий чрезвычайного или специального характера.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты  органов государственной власти и в государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим  законодательством.[6,174 c.]

При этом денежные средства, зачисляемые  в бюджеты органов государственной  власти различных уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, мобилизуемые в государственных  внебюджетных фондах, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные  доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти различных уровней и доходов  государственных внебюджетных фондов.

Муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты  муниципальных образований, в соответствии с действующим законодательством.

Использование финансовых ресурсов органов государственной  власти и органов местного самоуправления осуществляется в виде государственных  и муниципальных расходов.

Государственные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций и задач, возложенных на органы государственной  власти из бюджетов соответствующих  уровней и государственных внебюджетных фондов.[6, 177 с.]

Денежные  средства, перечисляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, являются расходами бюджетов; денежные средства, направляемые из государственных внебюджетных фондов, представляют собой расходы  этих фондов. Таким образом, государственные  расходы включают расходы бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходы государственных  внебюджетных фондов. Муниципальные  расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение деятельности органов  местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований.

Неиспользованные  в процессе исполнения бюджетов доходы выступают в форме денежных накоплений органов государстве иной власти и органов местного самоуправления. Денежные накопления отражаются в виде остатков на счетах соответствующих  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, учитываемых после  завершения операций по принятым обязательствам истекшею финансового года. Остатки  средств не подлежат изъятию и  используются па покрытие временных  кассовых разрывов при исполнении бюджетов очередного года, на финансирование дефицитов  бюджетов, на осуществление заемных  операций и т.д.

Информация о работе Финансовая система, ее состав и структура