Финансовая система, ее состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2. Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит и страхование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Национальная финансовая система: ее состав и структура…………..5
1.1.Понятие финансовой системы………………………………...............5
1.2.Состав и структура финансовой системы………………………….6
2. Характеристика основных элементов финансовой системы…………10
2.1.Финансы хозяйствующих субъектов………………………………….10
2.2.Характеристика государственных и муниципальных финансов..16
2.3.Характеристика финансов домашних хозяйств…………………..21
2.4.Государственный кредит………………………………………………22
2.5.Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ….24
3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития…………………………………………………………………29
3.1.Особенности российской финансовой системы и основные тенденции её развития………………………………………………………29
3.2.Перспективы развития российской финансовой системы………33
Заключение……………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

  Покрытие предпринимательских рисков  осуществляется при помощи:

- страхования от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятельности;

- страхования от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции. Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные).

Теперь  можно сделать вывод, что существует два вида страховых организаций:

1) различные фонды (пенсионного,  медицинского, социального) страхования,  которые являются внебюджетными  фондами, а значит их финансы  являются составной частью государственных  и муниципальных финансов.

2) Финансовые организации, которые  являются юридическими лицами  и целью их деятельности является  получение прибыли, что характерно  для коммерческих предприятий

Значит, страхование не является отдельной  сферой финансовой системы РФ, а  является структурными элементами звеньев  двух других сфер. [5, 348 с.]

 

III. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее развития.

3.1. Особенности  российской финансовой системы  и основные тенденции её развития.

Финансовая  система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом СССР. До 1991 г. она включала финансы: общегосударственные; финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. Госбюджет СССР объединял союзный бюджет, госбюджеты союзных республик, госбюджет социального страхования. Союзный бюджет составлял более 50% общего объема ресурсов госбюджета, в распоряжении бюджетов республик находилось около 35%, менее 15% – в местных бюджетах. 
 
Современная финансовая системы РФ состоит в целом из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов; финансов хозяйствующих субъектов. В РФ действуют более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования населения, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные дорожные фонды и др. 
 
История развития отечественной финансовой системы, как и экономики  
в целом, показывает, что критерии её эффективности зачастую были  
не удачными, вследствие неверной постановки задач, что не могло не привести к системному кризису 1998 года. Например, в начале 90-х гг. ставилась задача поиска оптимальных источников финансирования дефицита бюджета, а к ним относили выпуск государственных ценных бумаг в отличие от займов Минфина РФ в Центробанке в предыдущие годы. Бумаги стали выпускать, начиная с 1993г., но при этом никто не компенсировал отвлечение средств из реального сектора экономики. Напротив, расходы федерального бюджета на финансирование народного хозяйства снижались все годы, в течение которых осуществлялся выпуск государственных ценных бумаг (ГКО). 
 
В результате, в такой важной сфере финансовой системы, как «Финансы хозяйствующих субъектов» наблюдался рост числа убыточных организаций, снижение объёмов производства, рост недоимки по платежам в бюджет. Отвлечение ресурсов из реального сектора экономики не было компенсировано ни увеличением объёмов государственного финансирования, ни льготным налогообложением, ни созданием возможностей для более широкого использования банковских кредитов.  
Восстановление российских финансовых рынков после системного кризиса в августе 1998г. произошло лишь в 2002г. – основные рыночные показатели именно тогда достигли предкризисных уровней. Состояние национальной экономики, в первую очередь реального сектора, выдвинуло уже новые, более высокие требования к российской банковской системе и финансовым рынкам – с точки зрения формирования сбережений основных экономических агентов, возможностей банковской системы предоставлять кредиты предприятиям реального сектора, эффективности функционирования финансовых рынков, в том числе и с позиции регулирования процентных ставок в экономике.[1, 195 с.] 
 
Следствием стабилизации экономики стал увеличивающийся сальдированный финансовый результат организаций. При этом доля чистой прибыли, являющейся сегодня одним из двух основных источников финансирования инвестиций, в ВВП в среднем за 2000-е гг. составляла всего немногим более 10%, тогда как доходы федерального бюджета составляли более 20% ВВП. Темпы роста доли доходов в ВВП такого базового звена финансовой системы, как финансы предприятий, должны быть хотя бы такими же, как у государственных финансов. Плачевное состояние основных фондов во многих отраслях требует 7-10 трлн. руб. ежегодных инвестиций в основной капитал. Прибыль и амортизационные отчисления предприятий не дают таких сумм, а эффективность трансформационного механизма финансовой системы для перелива сбережений в инвестиции крайне низка, что не позволяло развиваться звеньям основной сферы финансовой системы на должном уровне. 
 
Развитие современной российской экономики после общемирового финансового кризиса характеризуется устойчивыми темпами роста основных показателей, а также девальвацией национальной валюты и сравнительно низкими ценами на продукцию естественных монополий. В результате были достигнуты положительные темпы роста произведенного ВВП и выпуска промышленной продукции, объема капитальных инвестиций, роста реальных доходов населения и улучшение прочих экономических показателей. 
 
Это связано с общим улучшением финансового состояния российской финансовой системы. Так, в качестве основных тенденций в российской банковской системе в пост-кризисный период можно выделить следующие: 
-  банковская система самостоятельно восстановилась и по большинству параметров достигла предкризисного состояния; 
- выход банковской системы на предкризисный уровень не означает ликвидацию банковского кризиса, поскольку потребности в поддержании положительных темпов роста реального сектора предъявляют к банковскому сектору новые требования; 
- прослеживается тенденция к укрупнению банковской системы как за счет усиления роли государства, так и посредством привлечения внешних инвесторов. [1, 204 с.] 
 
Финансовые рынки являются ключевым компонентом национальной экономики: несмотря на незначительность его вклада в объем произведенного ВВП – 0.5-1.5% ВВП, именно финансовые посредники обеспечивают привлечение средств в реальных сектор и их распределение между различными секторами экономики и отдельными предприятиями. Поэтому доля доходов финансового сектора в ВВП является принципиальным показателем, характеризующим эффективность финансовой системы. 
 

3.2. Перспективы развития  российской финансовой системы 
 
Сегодня финансовая система России недостаточно развита, чтобы обеспечить значительный экономический рост финансовыми ресурсами.  
В совместном проекте Ассоциации региональных банков «Россия»  
и рейтингового агентства «Эксперт РА» при поддержке Общественной палаты РФ «О концепции развития финансовой системы России: мощь, открытость, суверенитет» был проведён анализ российской финансовой системы.  
К основным недостаткам финансовой системы были отнесены её зависимость от внешних рынков, несоразмерность масштабам экономики, ложные финансовые цели, дефицит долгосрочных финансовых ресурсов. Действительно, совокупные активы финансового сектора составляют немногим более 60% ВВП, что недостаточно для эффективного обслуживания экономики даже по меркам развивающихся стран. В большинстве развитых стран этот показатель превышает 300% ВВП. При этом более 90% активов финансовых институтов составляют активы банковского сектора, но и этот сектор по уровню развития отстаёт от развитых стран. По-прежнему недостаточно развиты долгосрочное кредитование, ипотека, страхование и другие финансово-кредитные услуги.  
 
Даже при высоких темпах роста производства отдельных отраслей, банковской сферы, рынка ценных бумаг, инвестиций финансовая система страны растет медленно, поскольку на нее действуют другие факторы. К числу главных из них следует отнести высокий уровень инфляции и размеры «теневой экономики». При этом если инфляция «съедает» ежегодно как минимум 10% увеличения ВВП, то «теневая экономика», которая «растет» вместе с официальной экономикой или даже опережая ее, уменьшает его еще  
на 10-30%. [2, 447 с.] 
 
К числу других факторов, негативно влияющих на формирование финансовой системы страны, можно отнести:

● «утечка» денежного капитала за рубеж; «уход» от уплаты налогов, таможенных пошлин, акцизов и т.п.;

● «отмывание» средств, полученных незаконным путем, через банки;

● хищение и нецелевое использование  бюджетных средств;

● недооценка стоимости национального  богатства;

● экспансия «дешевых» кредитных  средств из-за рубежа;

● поглощение российских компаний и целых  отраслей иностранными корпорациями;

● нерациональное использование золотовалютных резервов, средств общегосударственных  финансовых фондов. 
 
Развитие финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет происходить также под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы в настоящий момент в значительной степени определяют развитие национальной экономики и финансовой системы – их воздействие является экзогенным и в настоящий момент правительство РФ не в состоянии ему противодействовать. Реализация же внутренней экономической и финансовой политики может улучшить состояние национальной экономики – но при проведении интенсивных реформ банковской системы и финансовых рынков. Перспективы сохранения экономического роста в значительной степени зависят от возможностей финансовой системы России содействовать дальнейшему поступательному развитию экономики, а также противостоять воздействиям внешних факторов.[2, 451 с.] 
 
В силу перечисленных выше причин разработка среднесрочных сценариев развития российских финансовых рынков сопряжена со следующими принципиальными проблемами: 
 
- неопределенностью состояния мировой экономики, темпы развития которой диктуют, в частности, спрос на энергоресурсы на мировом рынке – последний показатель превышает 50% от общего российского экспорта.  
 
- состоянием развитых финансовых рынков. Данный показатель напрямую воздействует на развивающиеся рынки – посредством политики международных инвестиционных фондов; 
 
- развитием внутренней политической обстановки. Так, например, результаты выборов оказывают воздействие на приток внешних инвестиций, уровень процентных ставок и цены на акции российских компаний. 
 
Развитие национальных финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет достаточно противоречивым. Так, если ситуация на фондовом рынке будет напрямую зависеть от состояния российской экономики и благоприятных внешних факторов, то связь рынка российских долговых обязательств с состоянием национальной экономики будет противоположной. [2, 454 с.] 
Действительно, при ухудшении внешних условий состояние государственного бюджета и предприятий реального сектора России ухудшится – следовательно, возрастет и спрос на заемные ресурсы. При этом наибольшее развитие получит рынок федеральных облигаций, тогда как объем рынка муниципальных облигаций сократится – в силу меньшей конкурентоспособности последних по сравнению с федеральными облигациями и больших рисков. Потенциально более высокие риски снизят также темпы роста объемов рынка корпоративных облигаций, но рост последнего сегмента будет все, же значительным. Рынок внешних долговых облигаций также расширится, но и доходность данных облигаций на мировом рынке капитала существенно возрастет. 
 
В конечном итоге именно при инерционном сценарии состояние российских финансов представляется наиболее устойчивым, но и наименее благоприятным. В рамках данного сценария экономика России будет  
по-прежнему существенно зависеть от внешних условий, темпы экономического роста будут позитивными, но низкими, а финансовая сфера развиваться лишь за счет внутренних ресурсов при минимальном участии государства и внешнего капитала. Пограничные сценарии окажут неоднозначное воздействие на экономику и финансы России, но будут представлять собой некий вызов для внутреннего развития, в результате чего национальная банковская система, состояние и структура национальных финансовых рынков, уровень инвестиционной активности могут кардинально измениться – в сторону содействия экономическому росту. При этом оптимистичный сценарий предоставляет финансовые ресурсы для проведения структурных преобразований, тогда как пессимистичный – вынуждает их проводить. В обоих случаях преобразования в национальной финансовой сфере будут принципиальным образом зависеть от политики властей, участие которых в расширении российских финансовых рынков, росте капитализации банковской системы, а также снижении различного рода рисков видится в качестве первоочередной задачи.[2, 458 с.]

 

 

 

Заключение

Развитие  финансовой системы невозможно без  адекватной оценки её сегодняшнего состояния  и формирования действенных рекомендаций  
по целенаправленному развитию всех её звеньев. Необходима своевременная оценка взаимодействия всех факторов, влияющих на функционирование финансовой системы. Только после создания надежной финансовой системы, рынки денег и капитала могут развиваться и расширяться. Контроль  
над расходами и доходами позволяет определить главные секторы, в которых должна создаваться и увеличиваться прибыль.[5, 469 с.] 
 
В моей курсовой работе было рассмотрено определение финансовой системы Российской Федерации, её звенья и основные элементы. 
 
В настоящее время большое внимание уделяется реформированию финансового устройства Российской Федерации, совершенствованию межбюджетных отношений, разделению бюджетных полномочий между федеральными и субфедеральными органами власти, а также между субъектами федерации и органами местного самоуправления. Рассматривается не только обеспеченность субъекта федерации бюджетными ресурсами, но и развитие его финансовой системы в целом – всей совокупности звеньев и элементов, посредством которых реализуются финансовые отношения на территории субъекта.[5, 466 с.] 
 
Проанализировав элементы финансовой системы, можно сказать, что страхование правомерно выделять в отдельное самостоятельное звено, так как оно действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Как звено государственных финансов позиционируется государственный кредит. 
 
В составе сферы финансов субъектов хозяйствования выделяются три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий и финансы индивидуальных предпринимателей. Остальные элементы, такие как финансы домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников, финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектов хозяйствования хотя и существуют, но являются не отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных.[5, 477 с.] 
 
В структуре сферы государственных и муниципальных финансов выделяются такие основные звенья как: финансы государственного бюджета, финансы внебюджетных фондов, федеральные финансы, финансы субъектов федерации, местные финансы, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок. Подробный анализ всех этих звеньев показывает, что в состав муниципальных финансов входят два звена: финансы государственного бюджета и финансы внебюджетных фондов, а остальные элементы являются лишь составляющими этих основных двух звеньев. 
 
В курсовой работе отмечена сущность финансовых отношений как экономических денежных отношений, а так же их значимость в финансовой системе нашего государства. Рассмотрены изменения, которые проходили  
в финансовой системе и перспективы ее развития, функции и аспекты финансовой политики. Представлены особенности финансовой политики Российской Федерации. 
 
Миссия финансовой системы России в обеспечении высоких темпов инновационного экономического роста, поддержании социальной стабильности и высокого уровня жизни населения и сохранении экономического суверенитета страны.

Список  литературы

  1. Альвинская Н.В. Финансы современной России. Учебное пособие - М.: «ЮНП», 2006 - 226с.
  2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2006. – 688 с.
  3. Финансы и кредит: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 384 с.
  4. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.
  5. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.  
    – М.: Финансы и статистика, 2005. – 580 с.
  6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 543 с.
  7. Конституция Российской Федерации , 1993

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая система, ее состав и структура