Финансовая система Российской Федерации, ее состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в Российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………...……2
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
Понятие финансовой системы……………………………………..….….……..4
1.2 Сущность и состав финансовой системы………………….…..…..………5
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Государственные и муниципальные финансы………….…...….…….9
2.2 Страхование…………………………………………………………………….…….....21
2.3 Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств…..28
3 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…..….…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….…….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……….42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 88.21 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………...……2

1 ПОНЯТИЕ,  СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

    1. Понятие финансовой системы……………………………………..….….……..4

        1.2  Сущность и состав финансовой системы………………….…..…..………5

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

         2.1 Государственные и муниципальные финансы………….…...….…….9

         2.2 Страхование…………………………………………………………………….…….....21

         2.3 Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств…..28

3  МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…..….…35

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….…….39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……….42

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в Российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовые отношения весьма разнообразны. Объединив в отдельные, относительно самостоятельные группы (звенья), их можно представить в виде конкретных сфер, а их совокупность в виде системы.

Финансовая система включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, что позволяет подразделить их на подсистемы: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы домохозяйств и финансы организаций.

В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества страны.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать ее структуру и следить за ее изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы Российской Федерации и рассмотрение направлений развития.

Объектом курсовой работы является финансовая система Российской Федерации. Предметом курсовой работы являются финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы Рф между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

      • Рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
      • Проанализировать;
      • Выявить.

Поставленные задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 3-х  глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА.

1.1 Понятие финансовой системы.

Финансы – (от латинского – наличность, доход) совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования.

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляются распределение и перераспределение  денежных средств в экономике страны.

Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами - с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете .

 

1.2 Сущность и состав  финансовой системы.

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

            1.Государственную бюджетную систему;

2.Внебюджетные  специальные фонды;

3.Государственный  и банковский кредит (все вышеозначенные  институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4.Фонды  страхования (имущественного и личного);

5.Финансы  хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов.1 В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они в свою очередь подразделяются на звенья (рис. 1).

 

 

 

 

 

Рис. 1 Финансовая система России

           Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ.

           Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.

            Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

             Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

                При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы домохозяйств создают основу финансовой системы любого государства.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ.

2.1 Государственные и муниципальные  финансы.

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

         Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

        Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2).

Рис.2 Состав государственных и муниципальных финансов

         Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

       Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

        Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

        1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

                      Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

          2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств.

         Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

        1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

        2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

       3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

      Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

      Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

    • единства законодательной и нормативной базы;
    • открытости и прозрачности;
    • разграничения полномочий и предметов ведения;
    • целевой ориентированности;
    • научного подхода к реализации намеченных целей;
    • экономичности и рациональности;
    • управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

22 ноября 2011-го года Государственная  Дума Российской Федерации приняла  закон «О федеральном бюджете  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Впоследствии данный  проект был принят Советом  Федерации 25-го ноября текущего года. А 1-го декабря пресс-служба Кремля сообщила о том, что закон был подписан Президентом Российской Федерации Медведевым Д. А.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации, ее состав и структура