Финансовая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с функционированием финансовой системы Франции.
Задачи работы:
- определить особенности современной финансовой системы Франции;
- изучить финансовое развитие современной Франции.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИнансовая система ФРнации-2014.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Налогообложение собственности формирует менее 10% налоговых доходов государства. Из налогов на собственность выделим налог на состояние (при стоимости имущества, превышающей 1,3 млн. евро); налог на жилье; налог на земельный участок; налог на автотранспорт. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от уплаты налога. При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода налогоплательщика.

Франция согласно исследованию KPMG является абсолютным лидером в налогообложении состоятельных граждан. Налог на частное состояние существует с 1982 г., и доходы государства от него составляют 8,6% от всех налоговых поступлений.

Налог на имущество входит в обязанности физических лиц, которые проживают и владеют имуществом в стране при его стоимости свыше 750тыс. евро. Если налогоплательщик постоянно проживает в объекте налогообложения, он может рассчитывать на 20%-ное снижение налога. Нерезидент выплачивает налог, если его имущество (недвижимость, право на недвижимость, платежи от должников) находятся на территории Франции. Все объекты, расположенные во Франции, подлежат 3%-ному налогу на недвижимость.

Для Франции характерны очень высокие налоги на наследование - не менее 40% от завещанного необходимо отдать государству. Если ранее наследник получал право не платить налоги с суммы до 150 тыс. евро, то с 2013 г. вывести из-под обложения можно только 100 тыс. евро. Эти меры могут привести к дестимулированию накопления семейного капитала16.

Налог на автотранспортные средства предприятий и компаний уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

В стране существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, ценными бумагами и прочим имуществом. Ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого объект находился в собственности у продавца. Налог на прирост капитала от перепродажи недвижимости, если она продается в первые 5 лет после покупки, для граждан из стран ЕС, не подпадающих под действие французской налоговой системы, составляет 16%. Для остальных, втом числе россиян - 33,3%. В последующие 10 лет возможна скидка на 10%. После 15 полных лет владения недвижимостью при ее перепродаже налог не взимается.

Приобретая недвижимость во Франции, покупатель обязан выплатить налог на приобретение и регистрацию недвижимости (нотариусу в день подписания акта, подтверждающего факт покупки недвижимости). Ставка по налогу зависит от времени постройки здания. Если объект является новостроем, которому не исполнилось пяти лет, налог составит от 2 до 3%. На вторичном рынке он может повыситься до 7% от стоимости жилья. Фактически, это оплата регистрации недвижимости, которая необходима при смене владельца.

Франция стала первой страной Европы, в которой был установлен налог на операции с ценными бумагами: по ставке в размере 0,1 % с 1 августа 2012 г. Им облагаются операции 109 крупнейших компаний Франции, рыночная капитализация каждой из которых составляет более 1 млрд. евро.

Основным косвенным налогом выступает налог на добавленную стоимость (TVA), который впервые ввели именно во Франции в 1954 г.9 Он взимается методом частичных платежей. Существует 4 вида ставок:

  • стандартная в 21,2% на все виды товаров и услуг (повышена с 1 октября 2012 г.17);
  • предельная в 22% на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;
  • сокращенная в 7% на товары культурного обихода, на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт); была повышена с 2012 г.11;
  • сокращенная в 5,5% на продукты питания, газ и электроэнергию (при определенных обстоятельствах), продукция и услуги, предоставляемые инвалидам.

Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании и Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции12.

Некоторые виды деятельности освобождены от НДС - медицина и медицинское обслуживание, образование, все виды страхования, лотереи, казино, деятельность общественного и благотворительного характера.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

Обязательные отчисления в различные фонды социального/медицинского/пенсионного страхования разделены между работодателем и наёмным работником. В зарплатной ведомости работник видит свою персональную часть социальных отчислений. Поэтому потом он может требовать достойную пенсию, высокий уровень медицинского обслуживания, пособий и прочих социальных благ.

Фиксированная ставка социального взноса составляет 3,3% (из них 1% идет на медицинские нужды). В эту же группу входят социальный налог на заработную плату, который уплачивают работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог, ставки которого 4,5%, 8,5% и 13,6%, носит прогрессивный характер. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%.

Предприниматели, на которых работают 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели необходимо отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Из системы местных налогов выделим четыре основных: земельный на застроенные участки; земельный на незастроенные участки; на жилье; профессиональный налог.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица, в том числе достигшие 75-летнего возраста, могут частично или полностью быть освобождены от уплаты.

Помимо четырех основных налогов местные органы самоуправления могут вводить и другие местные налоги: налог на уборку территорий; пошлину на содержание Сельскохозяйственной палаты; пошлину на содержание Торгово-промышленной палаты; пошлину на содержание палаты ремесел; местные и департаментные сборы на освоение рудников; сборы на установку электроосвещения; пошлину на автотранспортные средства; налог на превышение допустимого лимита плотности застройки, который уплачивается строительными организациями района в пользу местных органов власти, позволившим им это строительство; налог на озеленение.

Налоговый контроль осуществляет Главное управление государственных финансов Франции. Согласно его отчету в 2011 г. налоговые проверки позволили дополнительно направить в государственную казну 16,41 млрд. евро штрафов за налоговую задолженность. В 2010 г. эта цифра составляла 16 млрд. евро. Более чем в 15 тыс. проверок, что на 1,3 % больше, чем в 2010 г., были применены санкции за серьезные налоговые махинации. Французские инспекторы в последнее время усилили внимание к международным операциям налогоплательщиков, побуждая их раскрывать информацию о счетах за рубежом. В 2011 г. в налоговые органы поступила информация о 79 370 таких счетах, тогда как в 2010 г. - о 75 468 счетах, а в 2009 г. - о 51 960 счетах.

В 2011 г. действия налогового ведомства были оспорены в более чем 3,5 млн. апелляционных жалобах. В 98% случаев время рассмотрения жалоб налогоплательщиков не превысило одного месяца. Число случаев, когда налогоплательщики испрашивали разрешение сократить размер выплаты налоговой задолженности по причине финансовых затруднений, в 2011 г. осталось на том же уровне, что и в предшествующем18.

Налоговый контроль во Франции достаточно жесткий. Например, намеренное занижение доходов, заявленное в декларации, грозит штрафом в виде двукратного увеличения налоговых отчислений за отчётный период. Сокрытие крупных сумм налогов (свыше 60 тыс. евро), подделка оправдательных документов уже расцениваются как налоговое преступление, за которое возможны не только штраф, но и тюремный срок. Если выясняется, что предприятие уклоняется от уплаты налогов, то вина автоматически возлагается на руководителя. На основании решения суда ему может быть предъявлено соответствующее обвинение и в рамках уголовного преследования наложено взыскание на его личное имущество и личные доходы. При принудительном взыскании налоговой задолженности существует приоритет государства перед иными кредиторами должника.

Налоговая администрация делает различие между налоговыми проверками, основная задача которых - контроль правильности ведения бухгалтерского учёта, и налоговыми расследованиями, являющимися основой для привлечения налогоплательщика помимо налоговой к административной и уголовной ответственности. Для этих целей создано Управление налоговых расследований, в составе которого выделена отдельная бригада по проверке НДС.

Помимо камеральных и выездных налоговых проверок, применяемых и в российской практике, для Франции характерны проверки, которые не имеют аналогов в НК РФ, — диагностические обзоры в отношении малого бизнеса. Их цель — оценка рисков несоблюдения налогового законодательства и достоверности данных в учётных документах налогоплательщика. Эта процедура занимает от 2 до 5 дней. Если инспектор решит, что степень риска недостаточна для более доскональной проверки, то диагностический обзор завершается19.

Специфической особенностью налогового контроля во Франции является использование информации третьих лиц (например, частных детективов), которым может быть выписана премия по окончании проверки (определённый процент от взысканной суммы).

Но при всей жесткости налогового контроля во Франции принята Хартия прав и обязанностей плательщика налога, которая предоставляет каждому налогоплательщику достаточно широкий перечень гарантий, обеспеченных законодательными и нормативными актами при проверке их налоговыми органами20.

 

Заключение

Финансовая система Франции включает в себя госбюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Отличительной чертой финансовой системы Франции является высокая степень ее централизации.

Специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.

Совокупность этих фондов называют социальным бюджетом Франции. Франция среди развитых стран по величине государственного сектора занимает одно из первых мест. Государственные предприятия сосредоточены в энергетике (угольной, нефтяной, газовой, энергетической), сфере главных потребителей энергии (почти все виды транспорта), а также в новых отраслях (аэронавтика, электроника, химия). Дефицит государственных предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также из бюджета и специальных фондов.

 

Список использованной литературы

    1. Нормативно-правовые материалы
  1. Органический (конституционный) закон Французской Республики «О финансовых законах» (LOLF) от 1 августа 2001 г.
  1. Воловик Е. Зарубежный опыт. Обзор налогового законодательства // Финансовая газета, 21.12.2012 г. — http://fingazeta.ru/(дата обращения: 16.05.2014).
  2. Информационно-аналитический комплекс «Бюджетная система РФ. - http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/\festnikSF/2001/ vestniksfl 54-23/vestniksfl54-23040. Htm (дата обращения: 16.05.2014).

 

II Специальная литература

 

  1. Беляев М.К. Бюджетный процесс в Европейском Союзе: формула прагматизма// Мировая экономика  и международные отношения. 2014. № 3. С. 119-128.

  1. Гашенко И.В. Прямое налогообложение в налоговой системе РФ: особенности и механизмы.  Монография. Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2009.
  1. Гашенко К.В., Клюкович З.А., Горобинская В.И. Становление оптимальной системы налогообложения в России в постреформационный период: модели и инструментарий.  Ростов-на-Дону: «Терра Принт», 2008.

  1. Забелин А. Франция сокращает расходы на оборону // Зарубежное военное обозрение. 2011. № 4. С. 88-89.

  1. Котов С. Расходы Франции в военной операции в Ливии// Зарубежное военное обозрение. 2011. № 8. С. 88-89.

  1. Кукушкина Е.И. Пенсионная система во Франции// Пенсия. 2011. № 11. С. 67-69.

  1. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. В 2 тт. М., 1994.

  1. Муравьева З.А. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учеб.-метод. комплекс. Мн.: Изд-во МИУ, 2006.

  1. Основные принципы государственной финансовой системы во Франции  / Сост. Е.В. Зарецкая. М., 2003.

  1. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.

  1. Прокофьев С.Е. Система Chorus во Франции: назначение, возможности, опыт внедрения// Финансы. 2013. № 6. С. 36-38.

  1. Силуанов Л.Г., Сидоренко В.В., Прокофьев С.Е., Ерошкина Л.A. Бюджет правового государства// Финансовый журнал.  2011. № 1.

Информация о работе Финансовая система Франции