Финансовая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, связанных с функционированием финансовой системы Франции.
Задачи работы:
- определить особенности современной финансовой системы Франции;
- изучить финансовое развитие современной Франции.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИнансовая система ФРнации-2014.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

2) общества финансирования - им не разрешено принимать вклады частных лиц, т. е. все кредитные операции они должны осуществлять либо за счет своих средств, либо средств, полученных на денежных рынках или взятых в кредит у дружественных банков и банков, с которыми существуют кооперативные связи. Эти институты ориентированы на финансирование отдельных промышленных секторов. Кроме того, они занимаются управлением портфелями ценных бумаг торговых и промышленных предприятий;

3) кооперативные банки — ведут свою деятельность, в основном, с представителями сельского хозяйства и торговли;

4) сберегательные кассы - функционируют как «неприбыльные» организации;

5)специализированные банковские учреждения. Деятельность этих учреждений регулируется специальным законодательством, и они находятся под жестким контролем государства.

Для банковской системы Франции в целом в последние годы характерен тренд к диверсификации, особенно на новых финансовых рынках. Широкое распространение получил процесс образования холдинговых структур. Большую роль во Франции играют промышленные департаменты, через которые осуществляется управление портфелями ценных бумаг небанковских холдинговых структур.

Современные институты денежной системы Франции характеризуется такими чертами:

1) разнообразная и жесткая система  регулирования за банковской  деятельностью;

2) высокая доля государственных и полугосударственных кредитных учреждений (около 80% активов всех кредитных институтов Франции);

3) высокий уровень развития

Основными звеньями кредитной системы  Франции являются:

1) центральный банк - Банк Франции;

2) коммерческие банки;

3) специализированные кредитно-финансовые  учреждения.

Важнейшую роль в регулировании  деятельности кредитных учреждений Франции играют Министерство экономики  и финансов и Банк Франции. Они  находятся во главе кредитной  системы, причем их обязанности после 1984г. распределены примерно поровну: Министерство финансов осуществляет скорее общее руководство, а Банк Франции - контроль за деятельностью кредитных учреждений. Но на практике оба ведомства работают в теснейшей взаимосвязи.

Новое и специфическое явление  в банковской системе Франции (в других странах этого не существует) - введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной - 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с апреля 1972 г.

Банк Франции является также  банкиром правительства. Он ведет текущий счет казначейства, выполняет операции, связанные с обслуживанием государственного долга, и предоставляет кредиты правительству.

В кредитной системе Франции  различаются коммерческие депозитные банки, которые специализируются в  области краткосрочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.

Во Франции очень развито  банковское дело. При этом постоянно  идет поиск наиболее эффективных  видов кредитов.

Во Франции из 400 банков, входящих во Французскую ассоциацию банков, - 168 иностранных банков. Преобладают  филиалы крупных банков, имеющих  огромную зарубежную сеть (около 400 на французской территории). На их долю приходится 9% депозитов, 11 % кредитов зарегистрированных во Франции банков. Такой же уровень интернационализации банков в США, а в Великобритании, Бельгии - еще выше. Иностранные банки обычно специализируются на обслуживании внешнеэкономической деятельности и на операциях на рынке ссудных капиталов.

Рассмотрим государственные  органы регулирования банковской деятельности.

Консультационные:

1) Национальный комитет  по кредиту (с 1945г.) - президентом  является министр финансов, а  вице-президентом - управляющий Банком  Франции. В комитет, состоящий  из 46 членов, входят 8 представителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Комитет рассматривает общие вопросы, связанные с кредитной системой, состоянием денежного обращения. Публикуются его ежегодные доклады. Национальный комитет по кредиту наделен правом контроля над кредитом и банками (определение условий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.).

2) Консультационный комитет  пользователей - занимается вопросами, связанными с защитой прав клиентов, взаимоотношениями между кредитными учреждениями и их клиентами и т.д.

Регламентирующие:

1) Комитет по регламентации  банковской деятельности (с 1984 г.) - определяет права и законы, обязательные  к исполнению и касающиеся юридических и финансово-правовых вопросов. Его нормативные акты имеют наибольшую юридическую силу по отношению с нормативными актами других комитетов. Устанавливает правила функционирования кредитных учреждений, дает им предписания о финансовых условиях их деятельности, определяет порядок открытия отделений и условия участия в капиталах других учреждений. В его составе 6 человек, тесно работает с Банком Франции.

2) Комитет кредитных  учреждений занимается более  частными задачами, проводит аттестацию и выдачу лицензий. Он принимает решения, касающиеся их деятельности, проверяет, соответствует ли данное кредитное учреждение уставным требованиям с точки зрения правового статуса, технических и финансовых средств, качества акционеров, личных и профессиональных качеств двух руководящих лиц.

Контролирующие:

Банковская комиссия - занимается административным и юридическим  надзором за деятельностью кредитных  учреждений. В ее состав входят 6 членов, являющихся главным образом представителями  правительственных органов.

Под административным надзором понимается контроль за соблюдением  банковского законодательства путем  проверки бухгалтерских счетов и  отчетов, направленных кредитным учреждением  в комиссию по итогам своей деятельности, а также путем проведения ревизий на местах, проводимых по распоряжению комиссии инспектором Банка Франции раз в 4-5 лет (комиссия обладает широкими полномочиями по проверке любой банковской документации).

Anne-Marie Gulde-Wolf, глава делегации  во Франции, считает, что финансовые условия улучшились и рост кредитования в последнее время стал положительным. Но рост кредитования остается вялым и некоторая неопределенность в отношении доступности кредитов по-прежнему сохраняется. Существует неопределенность в отношении амортизации евро, но амортизация обеспечивает некоторое облегчение экспортерам.

Сейчас, в рекомендационной политике по укреплению восстановления, Франция сосредоточена на трех конкретных областях.

Для обеспечения устойчивости бюджета без ущерба для восстановления, усилия по консолидации бюджета должны быть направлены на меры, которые наименее пагубно воздействуют на экономическую активность. Прежде всего реформы в пенсионной фонд и систему здравоохранения. Этот план позволит обеспечить управляемость финансовым долгом Франции. Усилия на всех уровнях государственного управления будут необходимы и иметь важное значение для достижения успешной консолидации.

Консолидации мер на 2014 год являются обнадеживающими, но дальнейшие действия будут необходимы для достижения среднесрочной фискальной цели по сокращению долга и дефицита.

Вторая область является финансовый сектор. Политика должна поддерживать полное восстановление финансовой системы  и дальнейшего укрепления финансовой стабильности, чтобы финансовый сектор играл свою важную роль в восстановлении. А структурные реформы в областях, которые считаются критическими должны и дальше работать на гибких рынках труда и усиления конкуренции. Французское правительство потратило миллиарды, чтобы поддержать банковскую систему и экономику в целом, проигнорировав обычные ограничения, налагаемые правилами кредитования Евросоюза.

В 2010 г. все страны встали перед выбором: с одной стороны, требовалось уменьшить бюджетный  дефицит, а с другой - не затормозить  начавшийся подъем экономики. Некоторые, в первую очередь наиболее обремененные долгами страны зоны евро - Греция, Италия, Испания, Бельгия, Ирландия и Франция, а также Великобритания, выбрали режим жесткой экономии.

В 2014 г. меры жесткой экономии распространятся на все развитые страны. При этом домохозяйства и предприятия уже не смогут рассчитывать на меры по поддержке потребления и инвестиций, а внешняя торговля перестанет быть двигателем экономического роста, поскольку все страны начнут ограничивать импорт.  

Основными целями регулирования  деятельности кредитно-финансовых институтов во Франции, помимо главной - обеспечение  стабильности национальной кредитной системы, - являются: обеспечение условий равной конкуренции, модернизация деятельности и укрепление стабильности кредитно-финансовых институтов и улучшение их взаимоотношений с клиентами. При этом значительное внимание уделяется развитию процедуры внутреннего контроля в кредитно-финансовых институтах.

К основным тенденциям развития кредитной системы Франции следует  отнести:

    • концентрацию банковского  капитала,
    • универсализацию деятельности кредитно-финансовых институтов,
    • усиление конкуренции  между различными видами кредитно-финансовых институтов,
    • интеграцию банковской и страховой деятельности,
    • интернационализацию в  кредитно-банковской сфере.

Все указанные выше тенденции  развития французской кредитной  системы будут в перспективе  существенно влиять на деятельность кредитно-финансовых институтов.

Итак, экономика Франции балансирует на грани рецессии. Эксперты считают, что для улучшения ситуации с занятостью ВВП должен увеличиваться как минимум на 1,5–2 % в год. В 2012 г. ВВП Франции показал нулевой рост. В опубликованном в середине марта 2013 г. отчете  Insee говорилось о том, что ВВП страны во 2 квартале 2013 года вырастет лишь на 0,1 % по сравнению с 1 кварталом. По прогнозам Евросоюза и ОЭСР, экономический  рост экономики Франции в 2013 г. должен составить около 0,1 %, дефицит бюджета по-прежнему будет превышать норму в 3 %, согласованную в рамках еврозоны, а любые сокращения государственных расходов рискуют отрицательно сказаться на экономическом росте5.

Французское правительство во главе с президентом Франсуа Олландом, начиная с мая 2012 г., не предприняло пока никаких кардинальных мер по борьбе с кризисом.

 

  1. Специфика финансового развития современной Франции

2.1. Система Chorus во Франции: назначение, возможности, опыт внедрения

Органический (конституционный) закон Французской Республики «О финансовых законах» (LOLF), принятый 1 августа 2001 г., обновил ранее действующие бюджетные и учетные правила 1959 г. После более чем четырехлетнего периода подготовительной работы закон вступил в силу 1 января 2006 г., а бюджет на 2006 г. был первым, полностью подготовленным, принятым и исполненным по новым бюджетным правилам.

В рамках закона LOLF (он фактически является Бюджетным кодексом Франции) бюджет представлен не по видам расходов (на текущую деятельность, инвестиции, помощь и т.д.), а по направлениям государственной деятельности (безопасность, культура, здравоохранение, юстиция и т.д.), именуемым миссиями6, которые соответствуют основным направлениям государственной деятельности. Миссии объединяют ряд программ и создаются по инициативе правительства, причем их реализация может возлагаться как на одно министерство, так и на их совокупность. Парламент имеет право перераспределять средства между программами в составе миссии.

Программы определяют периметр проведения того или иного направления государственной деятельности и являются объектом утверждения соответствующих ассигнований Парламентом. Программа (общий и ограниченный объем выделяемых средств) назначается одному министерству и объединяет совокупность мероприятий. Ее руководителем соответствующий министр назначает ответственное лицо7.

Лицо, ответственное за программу, имеет право распределять ассигнования между мероприятиями и видами расходов: в этом заключается принцип «взаимозаменяемости». Действительно, распределение ассигнований, указанное в приложении к проекту бюджета, является индикативным. Каждой программе определяются свои четкие цели и ожидаемые результаты. Мероприятия уточняют предназначение ассигнований. Будучи элементом декомпозирования программы, мероприятие позволяет представить более точно предназначение ассигнований.

В LOLF закреплена руководящая роль Министерства финансов и экономики Франции в сфере управления государственными финансами, а также обязательность учета всех средств бюджета на едином казначейском счете. При этом оговаривается, что в строго определенных случаях возможно отступление от этого правила LOLF, но исключительно по решению Министра экономики и финансов Франции.

В LOLF подтверждается ведущая роль государственного бухгалтера (казначея) в управлении счетами как финансового контролера и кассира вне зависимости от вида средств. В каждой территориальной единице Республики работают государственные бухгалтеры, осуществляющие контроль от имени государства. Также и в каждом государственном учреждении есть государственные бухгалтеры, распорядители средств учреждения, а функции контролера  осуществляет государственный бухгалтер8.

Информация о работе Финансовая система Франции