Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить основные направления изменения финансовой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….3
1. Финансовая система……………………………………………………………...5
1.1. Понятие финансовой системы……………………………………………....5
1.2. Состав и структура финансовой системы……………………………….…6
2. Анализ финансовой системы России…………………………………………..15
2.1. Дореволюционная финансовая система России………...…...…………...15
2.2. Финансовая система советского периода………………………….……...19
2.3. Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время….……...26
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..…………..32
Заключение……………………………………………………………..………......36
Список используемой литературы……………….…………………….…………39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ФИНАНСЫ !!!.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

     Правительство недавно предложило ряд новых  мер по стабилизации финансового  сектора, в их числе - повышение капитализации  банков, в частности, путем использования  гособлигаций.

     Глава Минфина напомнил, что накопленный кредитный портфель российских банков на начало 2009 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля в этом году на 10-12%. Банкам отводится около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки, отметил Кудрин.25

     По  мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических проблем  России – это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.

     Тем не менее, наша страна находится на пути серьезных экономических реформ, призванных сгладить сложившееся трудное положение в финансово-экономической сфере. Для преодоления последствий кризиса Правительством и МинФином уже задействованы средства из Резервного Фонда, который накапливался за счет существовавшего вплоть до 2008 года профицита. По оценкам экспертов, средств Фонда хватит России как минимум на два года в текущих условиях, для финансирования необходимых расходов государства.  
 
 
 
 

 
     3 Направление изменения финансовой системы страны

     В современной рыночной экономике  существуют два способа перераспределения  финансовых ресурсов и, соответственно, два типа организации финансовой структуры экономики:

     - Экономика финансовых рынков (система экзогенного предложения денег) - система американского типа с преобладанием финансирования через финансовые рынки;

     - Экономика задолженности (система эндогенного предложения денег) – система французского (японского) типа с преобладанием финансирования через банковский кредит.

     Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно  высокие требования к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а также к циркулирующей рыночной информации и способности отдельных рынков к ее усвоению. Для эффективного перераспределения через рынок необходимо, чтобы инвесторы располагали достаточно полной и достоверной информацией по долговым обязательствам, выставляемым на продажу на рынке, и могли должным образом сопоставлять между собой отдельные обязательства по ценам, по ликвидности, по качеству – долги, выставляемые на рынок, должны быть хорошо структурированы. Кроме того, чтобы указанные сопоставления были возможны, необходимы устойчивые ожидания основных параметров общеэкономического процесса, по крайней мере, на среднесрочную перспективу.

     В сегодняшней России, где рынки  только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому ожидать высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не приходится.

     Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования  в оперативном плане, менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней инстанции – Центрального банка). Поэтому в ближайшие годы эффективная организация финансирования в России предполагает доминирование банковских форм финансового перераспределения.

     Вместе  с тем, последние события в  финансовом секторе экономики резко  обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время  она не в состоянии нормально  выполнять свою перераспределительную функцию, а, следовательно, и не может организовать нормальное финансовое обеспечение экономического роста. В то же время и финансовые рынки (за исключением валютного рынка) практически не функционируют и также не способны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах.

     Вместе  с тем тотальное самофинансирование – далеко не самый эффективный  способ организации финансовой структуры  экономики. С одной стороны, при  этом предложение финансирования не может адекватно реагировать  на спрос финансово-недостаточных экономических агентов, т.е. экономика остается относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть свободных остатков средств финансово-избыточных агентов невозможно задействовать для финансирования экономического роста, и они объективно уходит в спекулятивные операции.

     В этой связи на первый план выходит  задача реструктуризации и укрепление банковской системы с тем, чтобы  она реально могла осуществлять перелив капитала.

     В практическом плане наиболее ответственная  и трудная часть реализации денежно-кредитной политики - обеспечение потока банковского кредита в реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности реального сектора экономики ему нужны нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. В то же время текущие ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к экономическим возможностям реального сектора, что существенно ограничивает масштабы кредитования производства. Ставки по банковским кредитам нельзя считать полностью рыночными, потому что в оценке кредитных рисков заложен слишком высокий вес системного риска кредитования российской экономики российской банковской системой. Задача государства в данной ситуации – элиминировать системные риски, обеспечивая бесперебойное функционирование всей финансовой сферы.

     Увеличение  потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно означает увеличение потока долга реального сектора  в банковский. В этой связи главной  задачей монетарных властей является организация оформления и структурирование соответствующих долговых обязательств, обеспечение поддержки их качества. Монетарные власти имеют достаточные возможности, чтобы через создание ряда новых институтов и инструментов повысить качество и структурировать обязательства реального сектора. Путем создания системы гарантий и поручительств вполне возможно ограничить кредитный риск, а рефинансирование центрального банка способно ограничить риск несбалансированной ликвидности.

     Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение информационного обеспечение финансового рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и средств.

     Важным  элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую  структуру. При этом речь идет об институте, а не об учреждении, то есть соответствующие функции могут быть распределены, например, между многочисленными банками путем лицензирования деятельности по финансовой экспертизе.

     В нашей стране с нормативной точки  зрения финансовой системы нет, она  складывается стихийно, исходя из определенных интересов исполнительной и других ветвей власти. Следовательно, нет и официальных расходов на ее функционирование, их структуры и т.д.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      

     Подводя итоги изложенному, можно сказать, что финансовая система – это  совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

       Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

     а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов;

     б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

     Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности  развития государства в условиях перехода к рынку.

     Роль  финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию.

     Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

     В кратко- и среднесрочном плане  массовое финансирование возможно, на наш взгляд, на основе банковского  кредита. Должная финансовая трансформация  силами финансового рынка в современных  российских условиях проблематична.

     Развитие доступного банковского кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для элиминирования которых (в условиях ограниченных возможностей ускоренной капитализации банковского сектора) необходима в первую очередь корректировка сложившегося режима денежного предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.

     Акцент  на развитие банковского кредита  не отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые высокотехнологичные производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок, действительно, - основа финансового перераспределения.

     Итак, мы можем сделать вывод: финансовая система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение  ее функционирования может повлечь  катастрофические последствия для  всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

     Финансовая  система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последними изм. от 26 апреля 2007 г.)

2) Ашмарина, Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право.-2004.-№6.С.95-98

3) Герасименко, В.В. Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории // Вестник Московского университета сер.6 Экономика -2004.- №3- С.107-118

4) Григорьев, А.С., Гурвич, Е.М., Савайтюгин, А.Г. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. -2003.

5) Готвань,  О.Дж. Перспективы развития российской финансовой системы // Проблемы прогнозирования – 2004.-№2- С.3-15.

6) Грязнова, А.Г. Проблемы усиления воздействия  государственных финансов на  экономику и социальную сферу  России // Финансы и кредит -2006.- №  25- С.2-4.

7) Дробозина, Л.А. Финансы- М.:Финансы, ЮНИТИ, 2000.-527с.

8) Запольский, С.В. О природе понятия «финансовая  система России» // Финансовое  право – 2006.-№8- С.2-8.

9) Криволапов, В.С. История финансовой системы  России. Часть1:Учебное пособие./ Под  ред. А.М. Балтиной. – Оренбург: ОГУ, 2001.-154с.

10) Лакшина, О.А., Чекмарёва, Е.И. Анализ финансовой стабильности: практика и методология // Деньги и кредит- 2005.-№10- С.24-29.

11) Лахтина, Т.А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства // Финансовое право. -2005. -№4- С.24-26.

Информация о работе Финансовая система РФ