Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:42, реферат

Краткое описание

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура финансовой системы РФ…………………………...4
2. Централизованные финансы…………………………….…………………6
2.1Бюджетная система……………………………………………….……..6
2.2Государственные внебюджетные фонды……………………………..15
2.3Государственный кредит………………………………………………20
3. Децентрализованные финансы……………………………………………26
3.1 Финансы домохозяйств………………………………………………..27
3.2 Финансы предприятий………………………………………………...30
3.2.1Коммерческие организации и предприятия…………………….30
3.2.2Некоммерческие организации…………………………………...36
Заключение…………………………………………………...…………………..43
Список использованных источников…………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система РФ.docx

— 62.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

     1. Понятие и структура финансовой системы РФ…………………………...4

     2. Централизованные  финансы…………………………….…………………6

         2.1Бюджетная система……………………………………………….……..6

         2.2Государственные внебюджетные фонды……………………………..15

         2.3Государственный кредит………………………………………………20

     3. Децентрализованные  финансы……………………………………………26

         3.1 Финансы домохозяйств………………………………………………..27

         3.2 Финансы предприятий………………………………………………...30

               3.2.1Коммерческие организации и предприятия…………………….30

               3.2.2Некоммерческие организации…………………………………...36

Заключение…………………………………………………...…………………..43

Список использованных источников…………………………………………...45

  

Введение

 

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так  как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует  ее механизм и как функционирует  финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, входят в одно из звеньев финансовой системы.

Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов.

 

 

 

 

 

1 Понятие и структура финансовой системы РФ

Финансы – инструмент рыночной экономики. Они являются ее неотъемлемой частью, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем  формирования различных фондов денежных средств. Субъектом государственных  финансовых ресурсов является само государство. Объектом государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения  в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы выступают  материальными носителями финансовых отношений. Они выступают объектом реального денежного оборота, являются источниками финансирования расширенного воспроизводства. Таким образом, финансовые ресурсы государства – это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

 Финансовая система представляет  собой совокупность различных  сфер (звеньев) финансовых отношений,  каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании  и использовании фондов денежных  средств, различной ролью в  общественном воспроизводстве.

  1. Централизованные (общегосударственные) финансы:

• государственная бюджетная система (федеральный, региональный и местные бюджеты)

• внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС)

• государственный кредит

2) Децентрализованные финансы:

•финансы предприятий ( коммерческие и некоммерческие организации)

• финансы домохозяйств

Финансовая система в ее широком  понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны), органы управления финансами.

Структура финансовой системы  – это совокупность её элементов  и связей между ними. Каждая сфера финансовых отношений характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Структура финансовой системы  РФ в основе которой лежит принцип разделения финансов на централизованные и децентрализованные представлена на рис. 1


 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 1 - Основные звенья финансовой системы РФ

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого звена,методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

2 Централизованные финансы

Под централизованными финансами  понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной  системе и правительственных  внебюджетных фондах. Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся:

- Бюджетная система;

- Внебюджетные централизованные фонды государства;

- Государственный кредит.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании  экономических процессов и распределительных отношений на макроуровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.

 

2.1 Бюджетная система

 

В Бюджетном  кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: «Это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.»

Бюджетная система  РФ - совокупность бюджетов всех уровней  и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

I уровень. Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.                                             

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и  доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих  подгрупп:

- налоги на прибыль  (доход), прирост капитала;

- налоги на товары и  услуги, лицензионные и регистрационные  сборы;

- налоги на совокупный  доход;

- налоги на имущество;

- платежи за пользование  природными ресурсами;

- налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции;

- прочие налоги, пошлины,  сборы. 

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

- доходы от имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности,  или от деятельности;

- доходы от продажи  земли и нематериальных активов;

- поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников;

- административные платежи  и сборы;

- штрафные санкции, возмещение  ущерба;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности;

- прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

- от нерезидентов;

- от бюджетов других  уровней;

- от государственных внебюджетных  фондов;

- от государственных организаций;

- от наднациональных организаций;

- средства, передаваемые  в целевые бюджетные фонды.  Банковский кредит под залог  Сельхоз имущества. 

Доходы целевых бюджетных  фондов включают в себя следующие  целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный  фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный  фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный  фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и  воспроизводства водных биологических  ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы  делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и  подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета:

1) Функциональная;

2) Ведомственная;

3) Экономическая.

1)Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

- государственное управление  и местное самоуправление;

- судебная власть;

- международная деятельность;

- национальная оборона; 

- правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- промышленность, энергетика  и строительство; 

- сельское хозяйство,  рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы.

2)Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

3)Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки  товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности  за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных  материалов; командировки и служебные  разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ  и др. Предметные статьи разделяются  на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов  бюджета.

Информация о работе Финансовая система РФ