Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить основные направления изменения финансовой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….3
1. Финансовая система……………………………………………………………...5
1.1. Понятие финансовой системы……………………………………………....5
1.2. Состав и структура финансовой системы……………………………….…6
2. Анализ финансовой системы России…………………………………………..15
2.1. Дореволюционная финансовая система России………...…...…………...15
2.2. Финансовая система советского периода………………………….……...19
2.3. Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время….……...26
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..…………..32
Заключение……………………………………………………………..………......36
Список используемой литературы……………….…………………….…………39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ФИНАНСЫ !!!.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

     Крестьянский  поземельный банк был открыт в 1882 году в Петербурге. По уставу банк имел право производить операции по выдаче крестьянам ссуд, во-первых, для покупки земли и, во-вторых, для погашения долгов по покупке земли под залог ее же. Банк выдавал кредиты под залог покупавшихся земель сроком от 13 до 55 лет в размере 80-90% от стоимости участка. Процент по ссудам составлял от 7,5% до 8,5% годовых. С 1905 года заемщики стали получать ипотечные облигации-свидетельства и именные обязательства банка. К началу первой мировой войны Крестьянский поземельный банк занимал первое место по числу и объему выданных ссуд среди учреждений ипотечного кредита.10

     Сберегательные  кассы были открыты в 1842 году с  целью привлечения денежных средств  населения. Сберегательные кассы были открыты при Государственном  банке, казначействах, таможнях, управлениях  и станциях железных дорог, казенных винных складах, почтово-телеграфных конторах, школах, военных кораблях и т. д. С 1880-х годов сберегательные кассы, задуманные первоначально как учреждения "самопомощи", стали использоваться в интересах государственного кредита. В конце 80-х - начале 90-х годов XIX века правительство широко привлекало их к операциям конверсии государственных займов.

     Городские общественные банки были самым распространенным видом общественных кредитных учреждений. Основной капитал таких банков образовывался  за счет средств города и пожертвований. Все поступавшие в уставный капитал банка суммы не могли быть взяты городским управлением обратно. В состав правления и совета банка не могли входить руководители города и их ближайшие родственники. К 1914 году действовало 319 таких банков.11

     Группа  частных кредитных учреждений была самой разнообразной и многочисленной. Основной капитал акционерного банка должен был составлять не менее 500 тысяч рублей. Половина уставного капитала должна была вноситься при подписке на акции, вторая половина - в течение шести месяцев после открытия подписки.

     Кредит, открывавшийся каждому из клиентов банка, не должен был превышать 1/10 доли основного капитала банка. Члены  правления акционерного банка, управляющий  и служащие банка (за исключением  членов совета) не имели права получать в этом банке кредит в каком бы то ни было виде. Лица, занимавшие административные должности в каком-либо банке, не могли занимать подобные должности в других государственных или частных кредитных учреждениях.

     В уставах акционерных банков содержались  некоторые ограничения, касавшиеся вкладывания денежных средств в ценные бумаги. В основном банк мог приобрести государственных и гарантированных правительством бумаг в пределах половины, а негарантированных - не более 20% основного капитала банка.

     Российское  законодательство не разрешало прямую деятельность иностранных банков в Российской Империи. Исключение было сделано для одного-единственного банка - одного из крупнейших французских банков Credit Lyonnais.12

     Общества  взаимного кредита осуществляли взаимное кредитование частных предпринимателей. Первые общества подобного типа возникли еще в 1860-х годах. Капитал общества создавался из вступительных взносов участников в размере 10% разрешенного им кредита. Обществам взаимного кредита разрешалось осуществление тех же операций, что и акционерным банкам. Исключение составляла покупка бумаг за собственный счет. Отличие от банков заключалось и в том, что ссуды выдавались только членам общества, которые отвечали по обязательствам общества в размере всего кредита. Из других операций следует отметить ссуды под различное обеспечение. К 1914 году насчитывалось 1108 обществ взаимного кредита.

     Десять  акционерных земельных банков в  начале XX века проводили свои операции в определенном районе, практически  не конкурируя с другими банками. Основным способом формирования кредитных ресурсов дворянских земельных банков являлась эмиссия шестипроцентных облигаций, которые назывались закладными листами. Земельные банки выдавали ипотечные ссуды в пределах 50-60% оценочной стоимости сельской или городской недвижимости. Ссуды предоставлялись на сроки от 10 до 38 или даже 66 лет.

     В период финансовых кризисов Министерство финансов в каждый банк назначало  специального уполномоченного для  наблюдения за деятельностью банка  в полном объеме, с правом отменять распоряжения руководства банка, если эти распоряжения противоречили уставу. Уполномоченный получал специальную инструкцию от министра.13

     Банкирские  дома и конторы не были обязаны  иметь утвержденных правительством уставов. Эти заведения отличались от акционерных банков прежде всего краткосрочным кредитованием и биржевыми спекуляциями. В 1889 году в России насчитывалось 24 банкирских дома (с общим годовым оборотом более 1 млрд рублей) и 228 банкирских контор (2,17 млрд).

     Операции  с городской недвижимостью в основном вели городские кредитные общества. Первые подобные общества были основаны в Петербурге (1861 год) и Москве (1862 год). Обычно общество выдавало кредит в размере 50-60% от стоимости залога. Ссуды заемщикам, выдававшиеся только закладными листами и облигациями общества, предоставлялись на срок от 15 до 36 лет с правом досрочного погашения.

     Устав общества предусматривал круговое ручательство всех заложенных имуществ и вступление заемщиков в члены общества. Каждый член общества отвечал по его обязательствам, то есть по выпущенным облигациям, в пределах стоимости заложенного имущества.14

     Стоит отметить, что структура финансовой системы Царской России была достаточно развитой и эффект от ее функционирования выражался в реальной экономической  силе страны периода середины-конца 19 века. Бюджет страны был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира. И только Первая Мировая война внесла свои коррективы в финансовую систему Империи, находившейся уже в политическом кризисе.

     2.2. Финансовая система советского периода

     Социалистические  финансы, будучи единой экономической  категорией, имели определённую внутреннюю структуру. В основе их структурного построения лежал принцип функционального  назначения той или иной группы финансовых отношений. В соответствии с этим принципом в общей совокупности финансовых отношений различали определённые сферы и звенья социалистических.

     Остановимся подробнее на звеньях финансовой системы СССР.

     а) Финансы социалистических предприятий. 

     Денежные  отношения складывались у государственных предприятий, колхозов и кооперации между собой (в связи с приобретением сырья, оборудования, реализацией произведённой продукцией и оказанием услуг), с органами финансово-кредитной системы и с населением. Государство использовало отраслевые финансы в качестве важнейшего экономического рычага для руководства процессом расширенного воспроизводства, процессом создания новой стоимости, новых источников накопления и их использования через образование соответствующих фондов денежных средств на внутрихозяйственные нужды и потребности государства.

     1) Финансы государственных предприятий  и организаций занимали основное  место в составе финансов социалистических  предприятий и отраслевого хозяйства.

     Государственные предприятия со всеми закреплёнными за ними средствами представляли собой государственную общенародную собственность, на долю которой приходилось более 90% производственных фондов, решающая часть национального дохода и основная часть денежных доходов и накоплений. К числу финансов государственного сектора относились также финансы министерств, совнархозов, главков, с помощью которых мобилизовались высвободившаяся из кругооборота часть фондов отдельных предприятий и включающаяся в общий кругооборот внутри отраслей и административно - экономических районов.

     Доля  прибыли, остававшаяся у предприятий  и в отраслях хозяйства для  финансирования плановых затрат по расширенному воспроизводству, составляла около 30% - 40%.15

     В процессе формирования и кругооборота оборотных средств у предприятия  возникали финансовые отношения с вышестоящим хозяйственным органом (совнархозом, министерством). Размер необходимого бюджетного финансирования определялся в процессе составления финансовых планов предприятий, главков, отраслевых управлений, совнархозов и министерств.

     Порядок финансирования предприятий был  таков, что покрытия внутрихозяйственных  расходов должно было быть обеспечено за счет собственных накоплений и  только в недостающей части - за счет средств бюджета. Невыполнение плана  по прибыли могло привести к срыву финансирования. Поэтому финансовые органы, анализируя результаты деятельности предприятий, осуществляли постоянный контроль рублем за эффективным использованием выделенных средств и выполнением финансовых планов, что способствовало дальнейшему укреплению хозяйственного расчета. Активный финансовый контроль осуществлялся в связи с платежами в бюджет.

     2) Финансы колхозов и кооперации  включались в систему финансов  социалистического государства.

     По  своей экономической природе  они были однотипны с финансами государственных предприятий: те и другие имели единую экономическую основу - социалистическую собственность на средства производства, в контрольной и распределительной функциях обслуживали процесс производства, распределения и использования денежных доходов и накоплений, их развитие осуществлялось в соответствии с единым народнохозяйственным планом. Однако наличие двух форм социалистической собственности обусловливали некоторые особенности в организации и использовании финансов в каждом секторе общественного производства.16

     Колхозы, хотя и являлись по своему содержанию организациями социалистическими, но были основаны на групповой собственности, собственности данного коллектива. Это и предопределяло уплату ими  в бюджет не отчислений от прибыли, а подоходного налога.

     Имелись особенности финансовых отношений, складывающихся и в процессе расширения колхозного производства. Государство  оказывало колхозам финансовую поддержку. Особенность состояла в том, что  оказание финансовой помощи государством производилось в форме предоставления краткосрочных и долгосрочных ссуд.

     3) Финансы потребительской кооперации - относятся к колхозно-кооперативному  звену советских финансов.

     Советы  и союзы потребителей кооперации занимались торгово-заготовительной  и производственной деятельностью.

     Финансовая  деятельность потребительской кооперации отражалась в финансовом плане, который  составлялся по упрощенной форме. В  плане находили отражение прибыль, объемы паевых и вступительных взносов, капитальные вложения, платежи по долгосрочным ссудам и прочее, а также взаимоотношения с бюджетом по платежам налога с оборота и подоходного налога, который взимался в размере 35% чистой прибыли.

     4) Районный промышленные объединения  (РАПО). Финансовые ресурсы РАПО  формировались за счет нормативных  отчислений чистого дохода предприятий районного комплекса. За счет этих отчислений РАПО образовывало централизованные фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Порядок использования этих фондов определялся советом РАПО (в соответствующих случаях по согласованию с районным комитетом профсоюзов).

     5) Финансы министерств слагались  из финансов промышленных объединений  и финансов управления министерств.

     Финансовые показатели министерств в основном те же, что и показатели, установленные для промышленных объединений (прибыль, рентабельность, капиталовложения, платежи в бюджет, ассигнования из бюджета). Финансовые ресурсы министерств слагались за счёт различного рода отчислений промышленных объединений. Финансовое управление министерства проводило работу по финансовому обеспечению отрасли, по перераспределению оборотных средств, прибыли, амортизации, кредитов банка, бюджетных ассигнований и прочему. Оно осуществляло контроль за финансово-хозяйственной деятельностью объединений и предприятий, организовало автоматизированную систему управления финансами.17

     б) Государственный бюджет СССР.

     Государственный бюджет СССР являлся центральным  и ведущим звеном финансовой системы СССР. Он обеспечивал сбалансированность всех других финансовых планов, составляемых в народном хозяйстве СССР, и играл важную роль в формировании (и сбалансированности) денежно-кредитных планов и балансов кредитной системы. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования.

Информация о работе Финансовая система РФ