Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить основные направления изменения финансовой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….3
1. Финансовая система……………………………………………………………...5
1.1. Понятие финансовой системы……………………………………………....5
1.2. Состав и структура финансовой системы……………………………….…6
2. Анализ финансовой системы России…………………………………………..15
2.1. Дореволюционная финансовая система России………...…...…………...15
2.2. Финансовая система советского периода………………………….……...19
2.3. Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время….……...26
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..…………..32
Заключение……………………………………………………………..………......36
Список используемой литературы……………….…………………….…………39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ФИНАНСЫ !!!.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

     Общегосударственные финансы органически связаны  с другими звеньями финансовой системы.5

     С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального  производства (далее через налогообложение  формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).

     С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

     Финансы предприятий связаны также с  кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.

     Для решения своих финансово-экономических  проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих  субъектов (предприятий, страховых  компаний, банков и т.д.).Это может осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.

     Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.

     Роль, которую государство выполняет  в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны.

     - Федеральный, региональные и местные бюджеты являются основной составляющей общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

     Бюджет  в условиях развития рыночной экономики  играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.

     - Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются государственные  внебюджетные фонды. Это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.

     - Государственный кредит отражает  кредитные отношения по поводу  мобилизации государством временно  свободных денежных средств предприятий,  организаций и населения на  началах возвратности, платности  и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.

     Мобилизация финансовых ресурсов создаёт большую  государственную задолженность. Различают  государственный внутренний долг и  внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство  Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.6

     Государственный внешний долг – полученные из различных  источников внешние заимствования.

     - Звеном финансовой системы являются  фонды страхования, которые обеспечивают  возмещение возможных убытков  при наступлении страховых случаев.

     Страхование, с одной стороны, является самостоятельной  сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:

     - бюджетами всех уровней бюджетной  системы;

     - финансами предприятий;

     - организациями кредитно-банковской системы.

     Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через  систему страховой защиты.

     Денежным  обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие  организационные формы страхового фонда:

     а) Централизованный страховой (резервный) фонд.

     б) Фонд самострахования.

     в) Страховой фонд страховщика (андеррайтеры).

     1) Централизованный страховой фонд образуется за счёт общегосударственных ресурсов. Назначение фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и ркупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы.

     Централизованный  страховой фонд имеет натуральную  форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые  постоянно обновляются.

     Источники формирования централизованного срахового  фонда – пополнение государственных  запасов и резервов.

     2) Фонд самострахования (резервный  фонд, или фонд риска) формируется  у хозяйствующих субъектов, размеры  его не регламентированы законодательством.

     Создаётся в целях обеспечения деятельности предприятия в случае возникновения  неблагоприятной ситуации.

     Используется  для покрытия убытков, погашения  облигаций и выпуска акций  при отсутствии других средств, для  приобретения основных средств производства.

     3) Страховой фонд страховщика создаётся  большим кругом участников (предприятия,  граждане). Формирование фонда осуществляется  в децентрализованном порядке.  Страховой фонд по своему использованию  имеет целевой характер.

     Страховой фонд позволяет раскладывать убытки при страховых случаях на всех его участников за счёт перераспределения средств страхового фонда.

     Отношения страхования возникают между  двумя сторонами: страховщиком и  страхователем.

     До 1990г. страхование в России было построено  на началах государственной монополии. Только государство совершало операции по страхованию и давало гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесённого организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. С развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.7

     - Финансы кредитно-банковской системы служат основным источником удовлетворения ограмного спроса субъектов хозяйствования на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для успешного ведения предпринимательской деятельности собственных средств недостаточно. Кредитные средства или финансы кредитно-банковской системы обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность. Финансы кредитно-банковской системы участвуют и в кредитовании государства через приобретение государственных акций, облигаций.

     - Финансы коммерческих предприятий  как звено финансовой системы  страны формирут преобладающую  часть финансовых ресурсов и  являются основой единой финансовой  системы страны, обслуживают воспроизводство и распределение ВВП.

     От  состояния финансов коммерческих предприятий  зависит обеспеченность общегосударственных  денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный кредит, банковский кредит, фонды страхования.

     В условиях рыночных отношений предприятия  осуществляют свою комерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия  обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенье финансовой системы.

     - Финансы некоммерческих организаций  принимают косвенное участие  в воспроизводственных процессах,  так как цель функционирования  этих организаций не связана  напрямую с получением прибыли.  Функционирование некоммерческих  организаций направлено на предоставление общественно значимых социальных услуг, потребление которых сопровождается высоким внешним эффектом для общества и каждого конкретного его члена. Например, образование является мощным источником знаний, обеспечивающих культурно-образовательное развитие.8

     Из  представленной структуры финансовой системы очевидно, что это понятие  весьма и весьма обширное и всеохватывающее  в экономической сфере и не только. В связи с тем, что понятие  финансовой системы дефинируется учеными-экономистами неоднозначно, это определяет наличие нескольких вариантов структуры финансовой системы в трудах разнвх экономистов, которые представлены в Приложениях А и Б.  
 
 
 

     2 Анализ финансовой системы России

     2.1 Дореволюционная финансовая система России

     Дореволюционная Россия имела развитую систему специализированных финансовых институтов. По дореволюционному российскому законодательству все кредитные учреждения страны подразделялись на государственные (Государственная комиссия погашения долгов, Государственный банк, государственные сберегательные кассы, Государственный Дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк, ссудные казны), общественные (городские и сельские общественные банки, городские ломбарды, дворянские и купеческие кредитные общества, сельские, волостные и станичные банки и казны) и частные (акционерные коммерческие банки, общества взаимного кредита, акционерные земельные банки, городские кредитные общества и др.).

     Главным государственным органом, осуществлявшим надзор за российским финансовым рынком на протяжении XIX - начала XX века, было Министерство финансов. Государственный банк подчинялся непосредственно министру финансов, который не только осуществлял общее руководство, но и контролировал операции с золотом и ценными бумагами, а также операции за счет государственного казначейства и других учреждений и ведомств. Фактически Государственный банк являлся подразделением Министерства финансов на уровне департамента.9

     Государственный банк Российской Империи был создан в 1860 году. В соответствии с уставом 1895 года целью деятельности Государственного банка было "облегчение денежных оборотов, содействие, с помощью краткосрочного кредита, отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству", а также укрепление денежной системы. Капиталы, которые помещались в Государственный банк частными лицами, учреждениями и обществами, а также депозиты казначейств не могли использоваться на общие государственные нужды. Чистая прибыль от операций банка поступала в доход казны. Государственный банк проводил самые разнообразные валютные операции.

     Государственный Дворянский земельный банк, выдававший долгосрочные ссуды дворянам-землевладельцам  под залог земельной собственности, был учрежден в Петербурге в 1885 году. В 1910 году банк проводил операции в 38 губерниях и трех областях. Дворянский земельный банк выдавал ссуды, обычно в пределах 60-75% от стоимости заложенной земли, на срок от 11 до 66,5 лет под 3,4% или 5% годовых. До 1889-го и затем с 1906 года ссуды выдавались закладными листами. При этом их реализация была возложена на Государственный банк, а заемщики освобождались от возможных курсовых потерь.

Информация о работе Финансовая система РФ