Финансовая политика государства и ее экономическое содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики государства и ее экономического содержания.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-определить особенности финансовой политики и ее состав;
-охарактеризовать цели и задачи проведения избранной политики;
-описать финансовую систему РФ;
-рассмотреть методы финансовой политики;
-выявить основные типы финансовой политики государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Роль  финансовой политики в экономическом  и социальном развитии Российской  Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России  потребовало  коренного пересмотра ряда важнейших  теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые  проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных  условиях.

Финансовая  политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение  необходимой величины ресурсов и  выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей  и задач. Для правильного осуществления  поставленных перед финансовой политикой  задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей  и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят  темпы развития промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Финансовая  политика практически  любого государства  строится отнюдь не только на базовых  экономических принципах, но и с  оглядкой  на текущее положение  в мировой экономике.  В условия  глобализации финансов в современном  мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства  не может строиться изолировано  и учитывать только внутреннее состояние  экономики, но и должна ориентироваться  на  соответствующие  требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Объектом  исследования является действующая финансовая система Российской Федерации.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики государства и ее экономического содержания.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

-определить  особенности финансовой политики и ее состав;

-охарактеризовать  цели и задачи проведения избранной  политики;

-описать финансовую систему РФ;

-рассмотреть методы финансовой политики;

-выявить  основные типы финансовой политики  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическое содержание и  цели финансовой политики государства

1.1.Понятие финансовой политики

Финансовая  политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Финансовая  политика позволяет соединить воедино  возможности управления (регулирование  со стороны государства), которые  присущи финансам, с конкретными  формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

- управление  финансами с учетом  специфики  звеньев системы финансов; 

 - общность функций всех финансовых учреждений;

- общее  руководство центром при активном  участии всех нижестоящих органов  управления.

Основными методологическими принципами  проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

- зависимость  от конечной цели;

- макроэкономическая  сбалансированность всех отраслей  хозяйства;

- соответствие  интересам всех членов общества;

- использование  экономических законов; 

- учет  внутренних и внешних экономических  условий на основе реальных возможностей.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного  поступательного развитие экономики  государства и хозяйствующих  субъектов на основе использования  финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.

Политика  предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает  определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления  правительства, инструкции, приказы  и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные  договоры.

Финансовая  политика – это самостоятельная  сфера деятельности государства  в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной  программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным  развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения  и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

 

 

1.2.Содержание и задачи финансовой политики

 Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1) разработку  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений,  целей, главных задач;

2) управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики.  Основу финансовой политики составляют  стратегические направления, которые  определяют долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов  и предусматривают решение главных  задач, вытекающих из особенностей  функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Задачи  финансовой политики:

1) обеспечение  условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2) установление  рационального с точки зрения  государства распределения и  использования финансовых ресурсов;

3) организация  регулирования и стимулирования  экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка  финансового механизма и его  развитие в соответствии с  изменяющимися целями и задачами  стратегии;

 

1.3.Составные части финансовой политики

Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные  бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

Бюджетная политика решает такие задачи, как  определение:

- источников  формирования доходов государственного  бюджета;

- структуры  расходной части бюджета;

- сумм  расходов, распределяемых между  бюджетами разных уровней;

- доли  федерального бюджета из совокупной  суммы консолидированного бюджета;

- задач  управления государственным долгом;

- дефицита  или профицита бюджета;

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:

- налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики  является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

- таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

- инвестиционная политика;

- политика управления государственным долгом;

- политика бюджетного федерализма.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:

- денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;

- кредитная политика – обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);

- финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);

- ценовая политика – регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

 Все  большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием   в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

 

 

 

 

 

2.Организация  финансовой политики государства

2.1.Понятие  финансового механизма

Финансовый  механизм является важной составной  частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма  относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных  норм и нормативов, которые используются при определении доходов и  расходов, государства, организации  бюджетной системы, финансов предприятий  и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизм – наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решениями  различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности  текущей обстановки в экономике  и социальной сфере страны.

Различают директивный и регулирующий финансовый механизм. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для  финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила  игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях.

Структура финансового механизма:

1.Финансовые  методы (инвестирование, страхование,  кредитование);

2.Финансовые  рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции  и др.);

3.Правовое  обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);

4.Нормативное  обеспечение (инструкции, методические  указания);

5.Информационное  обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация).

Информация о работе Финансовая политика государства и ее экономическое содержание