Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является рассмотрение финансовой политики государства.

Задачи:

- раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;

- рассмотреть виды, типы и элементы финансовой политики;

- описать современное состояние бюджетной системы и политики РФ;

- раскрыть проблемы и наметить перспективы развития российской финансовой политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики…………...5

1.1. Содержание и сущность финансовой политики…………………………..5

1.2. Типы финансовой политики………………………………………………..13

1.3. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………16
2 Проведение финансовой политики в России…………………………………...21

2.1. Элементы финансовой политики…………………………………………..21

2.2. Современное состояние бюджетной системы и политики

Российской Федерации…………………………………………………………….24

2.3 Проблемы и перспективы развития российской

финансовой политики……………………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

инистерство сельского хозяйства РФ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

     3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

 

     Прямое влияние финансовой политики  на экономику начинается только  на третьем этапе и определяется  содержанием двух предыдущих  этапов.

 

    Существуют два типа финансовой  политики:

 

    - дискреционная политика или  политика, проводимая правительством;

 

    - недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

 

    Под недискреционной финансовой  политикой понимают ряд способностей  налоговой системы к самостоятельной  стабилизации.              

 

     Кроме налогового существует ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить такие как:

 

    1. Социальные выплаты, включая пособия  по безработице.

 

    2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы для помощи фермерам.

 

     3. Эффект надежности компаний.

 

    4. Инертность склонности к потреблению.

 

    Под дискреционной политикой  понимается сознательное манипулирование  налогами и правительственными  расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.[18]

 

    Основными орудиями дискреционной  финансовой политики являются:

 

     - общественные работы и другие  программы, связанные с расходами;

 

     - социальные программы;

 

     - правительственные закупки;

 

     - государственные инвестиции;

 

     - изменение расходов трансфертного  или перераспределительного типа;

 

     - управление налоговым гнетом.

 

    Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

 

     1) политика в области государственных  расходов.

 

     2) фискальная политика.

 

    Сущность фискальной политики  заключается в искусном изменении  налогового бремени в течение  всего экономического цикла.

 

    Под налогом, сбором, пошлиной и  другими платежами понимается  обязательный взнос в бюджет  соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

 

    Налоги как инструмент фискальной  политики бывают двух видов:

 

    - налоги на доходы и имущество

 

    - налоги на товары и услуги

 

    Исходя из системы налогообложения выделяют главные принципы фискальной политики:

 

    а) уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей  налогоплательщика, то есть его  уровня доходов;

 

    б) налогообложение должно носить  однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентноспособным;

 

    в) обязательная уплата налогов;

 

    г) процедура выплаты налогов  должна быть простой, понятной  и удобной для налогоплательщиков  и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

 

    д) налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

 

    е) налоговая система должна обеспечивать  эффективное перераспределение  создаваемого ВНП.

 

    Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации.

 

    Анализируя налоги как средство  государственного управления деловой активностью, важно остановиться на регулирующих их функциях:

 

    - установление и изменение системы  налогообложения;

 

    - определение налоговых ставок, их дифференциация;

 

    -  предоставление налоговых льгот.

 

    Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Изменяя налоги на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.

 

    Избрав либеральную или протекционистскую  внешнеторговую политику, государство  изменяет таможенные пошлины, получая  от торговых партнеров либо  встречные уступки, либо ужесточение  условий национального экспорта. Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

 

    Подводя итог, хотелось бы особенно  отметить, что в любом случае  государство, имея возможность применять  все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно  бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

 

2 Проведение  финансовой политики в России

 

2.1. Элементы  финансовой политики

 

    Вся система управления финансами  базируется на финансовой политике  государства. В разработке финансовой  политики участвуют законодательная  и исполнительная ветви власти. В современной России приоритет  в разработке финансовой политики принадлежит Президенту Российской Федерации. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

 

    В качестве составляющих элементов финансовой политики можно отнести:

 

    - налоговую политику;

 

    - бюджетную политику;

 

    - денежно-кредитную политику;

 

    - ценовую политику;

 

    - таможенную политику;

 

    - социальную политику;

 

    - инвестиционную политику;

 

    - политику в области международных  финансов.

 

    В свою очередь финансовая  политика государства является  лишь средством осуществления  его экономической и социальной  политики, т.е. выполняет вспомогательную  роль. Есть еще и другие направления государственной политики, такие как национальное, геопологическое и военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.[19]

 

    Налоговая политика находит свое  воплощение в построении той  или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

 

    Под бюджетной политикой понимают  определение государством:

 

    - источников формирования доходов  государственного бюджета;

 

    - приоритетных направлений расходов  бюджета;

 

    - допустимых пределов разбалансированности  бюджета;

 

    - источников финансирования бюджетного  дефицита;

 

    - принципов взаимоотношений между  отдельными звеньями бюджетной  системы.

 

    Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.

 

    Под денежно-кредитной политикой  понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

 

    Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

 

    Таможенная политика представляет  собой симбиоз налоговой и  ценовой политики, ограничивая или  расширяя доступ на внутренний  рынок товаров и услуг и  поощряя либо сдерживая экспорт  и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

 

    Социальная политика проводит  мероприятия разработке механизмов  компенсации доходов наименее  обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др. Она связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

 

    Инвестиционная политика предполагает  повышение роли бюджета в развитии  РФ, создание условий для инвестирования  сбережений населения, развитие  ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций. Она связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

 

     Все большее значение приобретает  международная финансовая политика. В ее основе лежит управление  валютно-финансовыми и кредитными  отношениями в сфере международных  отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

 

     Международная финансовая политика  отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

 

2.2. Современное  состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации

 

    Основная часть государственных  доходов и расходов проходит  через государственный бюджет, включающий  в себя бюджеты центрального  правительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны бюджеты бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и т.д.

 

    К бюджету тесно примыкают  внебюджетные фонды — денежные  средства государства, имеющие целевое  назначение и невключенные в  федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

 

    Государственный бюджет — это  годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия. Проект бюджета ежегодно  обсуждается и принимается парламентом  Российской Федерации. По завершении  финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

 

 

    Российский бюджет на 2009 год представляет  собой следующее (тыс. руб) :

Здравоохранение и социальное развитие 

124 224 321,5

 

Образование 

410 443 669,0

 

Сельское хозяйство 

148 228 000,7

 

Культура, кинематография и средства массовой информации 

 

 

15 543 439.9

 

Жилищно-коммунальное хозяйство 

81 015 771,7

 

Транспорт 

3 725 945,4

 

 

 

 

    Анализируя данный бюджет, можно  сделать вывод, что большая часть  государственных расходов идет  на финансирования в сфере  образование, они составляют 410 443 669,0 тыс. руб, т.е. наше правительство  заинтересовано в получении и  уровне образования российского населения. Затем следуют расходы на сельское хозяйство, для повышения и поддержания его уровня нужен большой вклад финансовых средств. Далее идут расходы на здравоохранение и социальное развитие; жилищно-коммунальное хозяйство; культуру, кинематографию и средства массовой информации и наименьшую статью бюджета занимают затраты на транспорт, которые составляют 3 725 945,4 тыс. руб.

Информация о работе Финансовая политика государства