Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является рассмотрение финансовой политики государства.

Задачи:

- раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;

- рассмотреть виды, типы и элементы финансовой политики;

- описать современное состояние бюджетной системы и политики РФ;

- раскрыть проблемы и наметить перспективы развития российской финансовой политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Финансовая политика как инструмент регулирования экономики…………...5

1.1. Содержание и сущность финансовой политики…………………………..5

1.2. Типы финансовой политики………………………………………………..13

1.3. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………16
2 Проведение финансовой политики в России…………………………………...21

2.1. Элементы финансовой политики…………………………………………..21

2.2. Современное состояние бюджетной системы и политики

Российской Федерации…………………………………………………………….24

2.3 Проблемы и перспективы развития российской

финансовой политики……………………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………………….33

Список использованной литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

инистерство сельского хозяйства РФ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

    Исполнение бюджета 2009 финансового  года осуществлялось в сложных  кризисных условиях. Для смягчения  ситуации основной объем расходов в 2009 г. был сохранен, несмотря на существенное снижение доходов.

 

    Расходы федерального бюджета  на 2009 г. запланированы на уровне 9, 93 трлн. руб., в январе – октябре  исполнены на 73,5 % от плана. Дефицит  федерального бюджета – 2009 изначально прогнозировался на уровне 8,3 % ВВП, однако с учетом высоких цен на нефть и проводимой курсовой политики удалось сократить дефицит бюджета до 6,9 % ВВП.

 

    В этом году из Резервного  фонда в бюджет было направлено 2,8 трлн. руб.

 

   

 

    На протяжении последних десяти  лет федеральный бюджет исполнялся  с профицитом, превышение доходов  над расходами обеспечивали высокие  мировые цены на энергоносители.[20]

 

    Современное бюджетное планирование  основывается на методе «от  достигнутого». При этом отсутствует экономическая и социальная оценка эффективности бюджетных расходов. Это ведет к неэффективному использованию средств, их распылению и повышенной в них потребности, ослаблен контроль за использованием бюджетных ассигнований.         

 

    Таким образом, современное состояние  российской бюджетной системы  характеризуется:

 

    - стягиванием значительной доли  финансовых ресурсов в центральный  бюджет;

 

    - делением всех доходных источников  на закрепленные, передаваемые в  ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжается вышестоящий орган;

 

    - широкие масштабы перераспределения  финансовых ресурсов между звеньями  бюджетной системы;

 

    - субъективизм при решении вопроса  об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

 

    - ориентированная на расходы  методология формирования территориальных  бюджетов;

 

    - ежегодный пересмотр процентов  отчислений от регулирующих доходов, предоставляющий возможность держать  в зависимости нижестоящий орган власти.

2.3. Проблемы  и перспективы развития российской 

 

финансовой политики

    Роль финансовой политики в  экономическом и социальном развитии  Российской Федерации трудно  недооценить. От степени ее рациональности  зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. 

 

    Прежде всего, финансовая политика  предполагает разработку некоего  плана, наличие конкретных ресурсов  для его осуществления, а также  последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика.

 

    Несогласованность антимонопольной  и бюджетной политики ежегодно  влечет за собой принятие решений  о повышении цен и тарифов  на продукцию и услуги естественных  монополий, которое приводит к  тому, что в ходе реализации  уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов. 

 

    Ресурсами финансовой политики  являются величина развития производительных  сил, величина собственного финансового капитала, степень развития финансовой инфраструктуры. Взаимодействие в процессе производства этих  трех составляющих и образует все основные финансовые потоки. В настоящее время плановое регулирование всех  составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует.

 

    Российская Федерация, как и ее  большинство субъектов, обладает  одними из крупнейших в мире  производительными силами, включая  людской потенциал, находящий далеко  не полное полезное  применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно.  Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для  переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья. 

 

    Значительным дополнительным ресурсом  финансовой политики является более рациональное использование всех средств. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ,  а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе. 

 

    Также необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик.   

 

    Существует организационная проблема  на пути проведения единой  финансовой политики - проблема наличия  межведомственных барьеров ее  реализации, если бы даже она  была выработана. Так, в настоящее  время, наряду с Министерством  финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

 

    Создание рыночных отношений  невозможно без проведения новой  финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведение реформ для оперативного внесения соответствующих координат.

 

    Главной задачей в бюджетной  политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.[21]

 

     Мировой практикой доказано, что:

 

    - налоговая система должна быть  открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

 

    -основой налоговой базы должны  выступать прямые налоги (на доходы  имущества);

 

    -превалирование косвенной системы  налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

 

     -косвенные налоги целесообразно  вводить для ограничения потребления  товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;

 

    - высокие налоги приводят к  утечке капитала;

 

    - в кризисные для экономики  периоды необходимо уменьшать  бремя налоговой нагрузки, что  способствует мобилизации внутреннего  инвестиционного потенциала.

 

    Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

 

    1. проведенный анализ существующей  практики показывает наличие  резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в  реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить  роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.

 

    3. для формирования предложений  по усилению единой финансовой  политики целесообразно было  бы создать соответствующий временный  рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве РФ с целью подготовки пакета проектов конкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

 

    4. существование рациональной финансовой  политики субъектов РФ является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финорганов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к. в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

 

    5. одновременно в рамках субъектов  РФ целесообразно создать единый  механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

 

    - догматический характер финансовой  политики, ее неспособность быстро  реагировать на изменяющиеся  условия развития нашего государства;

 

    - отсутствие стратегических разработок;

 

    - проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

 

    - отрыв финансовой политики от  фактического состояния дел в  экономике;

 

    - нарушение сбалансированности  государственного бюджета Российской  Федерации;

 

    - остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

 

    Все это прямо сказывается  на неразвитости  бюджетной системы  и финансовой политики страны. В результате бюджет недополучает  значительное количество доходов. Снижение оптовых цен промышленности является одной из главных причин сокращения поступления доходов в федеральный бюджет.   

 

    Особую проблему составляет недопоступление  налоговых платежей, главными причинами  этого стали ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете, рост неплатежей в народном хозяйстве, прямое уклонение от уплаты налогов (укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов).

 

    Это говорит о необходимости  пересмотрения фискальной политики:

 

    - ужесточение налоговой дисциплины;

 

    - упрощение налоговой системы;

 

    - налоговое стимулирование торговли  и производства конкурентоспособных  отечественных товаров.

 

    Таким образом, настоящая ситуация  с бюджетной (финансовой) политикой характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающий 6 различных форм. Ему присущи два коренных недостатка:

 

    - действующий механизм оказания  финансовой помощи сформировался в условиях жесткого централизма единой бюджетной системы бывшего Советского Союза, в основу его положена цель жесткого регулирования из центра;

 

    - основанный на стремлении обеспечить  баланс между доходами и расходами  по каждому бюджету, он подавлял инициативу нижестоящих органов власти к изысканию дополнительных финансовых ресурсов.

 

    Сегодня средства бюджета не  попадают на счета министерств  и ведомств, а доводятся на  основании их распоряжений до  конкретных получателей на местах. При этом объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла. Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейства в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы.

 

   Существует  проблема, состоящая в том, что  местные бюджеты не обладают  достаточными финансовыми ресурсами  и это вызывает нарушение налогового  законодательства и недоплаты  в федеральный бюджет. Это объясняется  рядом следующих причин:

 

    - высокая степень концентрации  финансовых ресурсов в федеральном  бюджете страны, что снижает значение  региональных и местных бюджетов;

 

    - действующая практика формирования  территориальных бюджетов, при которой  сохранен в своей основе механизм  централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

 

    - тенденция переведения расходов  вниз без подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее  сбалансированных местных бюджетов;

 

    - принятие федеральными органами  власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

 

    - доминирующая роль регулирующих  доходов в структуре поступлений  средств в региональные и местные  бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

 

    В заключение надо сказать, что, несмотря на некоторые негативные  тенденции в российской финансовой  политике, проводящиеся реформы  открывают широкие перспективы  развития, как государственного, так  и частного сектора экономики.

Информация о работе Финансовая политика государства