Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовая политика 5
1.1 Содержание финансовой политики 5
1.2 Цели и задачи финансовой политики 6
1.3. Элементы финансовой политики 10
Глава 2. Эволюция финансовой политики России 12
2.1 Дореволюционная финансовая политика 12
2.2 Финансовая политика советского периода 14
2.3 Современная финансовая политика 17
Глава 3. Проблемы и пути их решения 20
Глава 4. Практическая часть 26
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик финансы1.docx

— 65.38 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию  Министерства образования и науки  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Дзержинский филиал

 

Кафедра

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы и кредит»

«Финансовая политика»

 

Специальность:080105.65

Финансы и кредит

 Выполнила  студентка

ОО гр.09-ФОД-1


Таранкова Ю.М.

Оценка за реферат:____                                                                                       Научный руководитель:

____________________

(подпись руководителя, дата)

                                                       

        

 

 

г. Дзержинск

2011  г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение            3

Глава 1. Финансовая политика        5

1.1 Содержание финансовой  политики       5

1.2 Цели и задачи финансовой  политики      6

1.3. Элементы финансовой политики       10

Глава 2. Эволюция финансовой политики России     12

2.1 Дореволюционная финансовая  политика      12

2.2 Финансовая политика  советского периода     14

2.3 Современная финансовая  политика       17

Глава 3. Проблемы и пути их решения       20

Глава 4. Практическая часть         26

Заключение           29

Список используемой литературы        30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия переживает сегодня  большие трудности не только в  области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедший год показал  всю сложность развития экономических  событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного  осуществления поставленных перед  финансовой политикой задач требуется  четкий и глубокий подход к пониманию  сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.

Несомненно, только научный  подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией  тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Финансовая политика

 

1.1. Содержание финансовой политики

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений, а так же государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика государства  проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства. Финансовая политика государства может преследовать политические, экономические и социальные цели. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Содержание финансовой политики:

1.  Разработка общей  концепции финансовой политики, определение ее основных направлений,  целей, главных задач.

2.  Создание адекватного  финансового механизма.

3.  Управление финансовой  деятельностью государства и  других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые  определяют долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Главной и неотъемлемой частью финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

 

 

1.2. Цели и задачи финансовой политики

Отечественные экономисты внесли огромный вклад в понимании сущности финансовой политики.

1.  Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть, отмечал её связь  с учётом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.

Такие вопросы являлись базовыми для определения очередных задач  финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась раньше как одна из основных в области государственного регулирования экономики.

2.  Экономист И.В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой  политики в повышении производства, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

3.  Интересна трактовка  финансовой политики, данная В.С.  Павловым, где он исходит из  неразрывности финансов и кредита  в деле государственного управления  и связывает финансово-кредитную  политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.

4.  Весьма полное исследование  настоящего вопроса дает М.К.  Шереметьев в своей работе "Финансы СССР". Он дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.

Действительно, такие определения  финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение объема и  эффективности использования финансовых  ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости  рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Но другие экономисты выделяют также и другие цели, например, снижение темпов инфляции (чему особенно много внимания уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако не трудно заметить то, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики - обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Следовательно, мы можем  определить финансовую политику как  государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня граждан.

Задачами финансовой политики является:

1.  обеспечение условий  для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2.  установление рационального  с точки зрения государства  распределения и использования финансовых ресурсов;

3.  организация регулирования  и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4.  выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5.  создание эффективной  и максимально деловой системы  управления финансами.

 

 

1.3. Элементы финансовой политики

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит  свое воплощение в построении той  или иной налоговой системы. Налоговые  системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

Горизонтальное равенство  означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой практикой  доказано, что:

- налоговая система должна  быть открытой; увеличение числа  налогов, объектов обложения приводит  к повышению расходов по сбору  налогов, к росту недоимок и штрафов;

- основой налоговой базы  должны выступать прямые налоги (на доходы имущества);

- превалирование косвенной  системы налогообложения приводит  к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

- косвенные налоги целесообразно  вводить для ограничения потребления  товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши  и т.п.;

Информация о работе Финансовая политика