Бюджетный процесс как форма управления бюджетной сиситемой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат. Всем известно постановление Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», на основе которого разработана «Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.», которое ориентировано на новые методы в бюджетном планировании.

Содержание

Введение
1. Понятие бюджетного процесса
2. Участники бюджетного процесса
3. Этапы бюджетного процесса
4.1. Бюджетные полномочия законодательных органов государственной власти
4.2. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти
5. Исполнение бюджетов
5.1. Казначейская система кассового исполнения бюджета
5.2. Банковская система кассового исполнения бюджета
6. Бюджетный процесс в субъекте РФ и его принципы
(На примере Ярославской области)
6.1. Доходы и расходы бюджета по Ярославской области на 2008 год
7. Проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержаниежд.docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие бюджетного  процесса

2. Участники бюджетного  процесса

3. Этапы бюджетного процесса

4.1. Бюджетные полномочия  законодательных органов государственной  власти

4.2. Бюджетные полномочия  исполнительных органов государственной  власти

5. Исполнение бюджетов

5.1. Казначейская система  кассового исполнения бюджета

5.2. Банковская система  кассового исполнения бюджета

6. Бюджетный процесс в  субъекте РФ и его принципы

(На примере Ярославской  области)

6.1. Доходы и расходы  бюджета по Ярославской области  на 2008 год

7. Проблемы эффективности  бюджетного процесса в РФ

Введение

Одним из направлений бюджетной  реформы в России является совершенствование  бюджетного процесса на основе внедрения  среднесрочного планирования и использования  бюджетирования, ориентированного на результат. Всем известно постановление  Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных  расходов», на основе которого разработана  «Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.», которое  ориентировано на новые методы в  бюджетном планировании. Безусловно, постановка вопроса об использовании  среднесрочного планирования в бюджетном  процессе является для России новой  и заслуживающей внимания, а те решения, которые предприняты Правительством РФ в этом направлении, являются необходимыми и своевременными.

На сегодняшний день существуют некоторые проблемы, связанные с  понятием бюджетного процесса и его  стадиями. Идет смешение стадий бюджетного процесса и функций управления бюджетом. В результате в учебной и научной  литературе появляются разные определения  бюджетного процесса, нет единообразия в определении его стадий. Все  это влияет на практическую сторону  организации бюджетного процесса, особенно в условиях его реформирования.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ (ст. 6)

бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс представляет собой сложный комплекс последовательных действий участников бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ), направленных на достижение основной цели – получение оптимального бюджета для конкретной территории и корректного его исполнения.

1. Основные задачи  бюджетного процесса заключаются  в следующем:

 
• выявление материальных и финансовых резервов государства;  
• максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;  
• максимально точный расчет расходов бюджетов;  
• обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;  
• согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;  
• осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др. 
•  максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях устойчивого экономического роста;

•  определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

•  установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

•  сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

•  осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними;

•  контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

2. Участниками  бюджетного процесса являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. органы законодательной (представительной) власти;
  3. органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  4. органы денежно-кредитного регулирования;
  5. органы государственного и муниципального финансового контроля;
  6. государственные внебюджетные фонды;
  7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  8. иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные  и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

3. Этапы бюджетного  процесса.

Бюджетные этапы складываются из последовательных, взаимозависимых  действий органов власти по разработке и использованию росписи доходов  и расходов государства. Различают  крупные и мелкие этапы. Крупных, как правило, выделяют четыре: составление, утверждение, исполнение и контроль за исполнением. Некоторые указывают  иную четверку, "забывая" заключение и выделяя рассмотрение. Хотя рассмотрение проекта бюджета в законодательном  органе занимает больше времени и  сил у депутатов, чем сам акт  утверждения, все же принято считать, что его направляют туда именно для  утверждения. Поэтому прохождение  проекта бюджета через парламент  в большинстве стран принято  именовать этапом утверждения. Контроль происходит на всех указанных нами этапах. При составлении служащие бюджетного ведомства проверяют  правильность представленных расчетов. На этапе утверждения бюджетные  комиссии парламента высылают своих представителей в отраслевые ведомства для проверки обоснованности заявок. При исполнении утвержденного бюджета проводят как предварительный, так и текущий контроль. На последнем этапе особенно важен парламентский контроль.

Точно так же нет отдельного этапа бюджетного анализа; анализы  делаются постоянно и по мере надобности используются в управлении бюджетом. И само собой разумеется, что они  широко проводятся на этапе составления  бюджета.

Бюджетный процесс принято  делить на следующие этапы:

1. составление проекта  бюджета

2. рассмотрение и утверждение  проекта бюджета

3. исполнение бюджета  (и текущая корректировка)

4. контроль за исполнением  бюджета.

Указанные четыре этапа бюджетного процесса своим содержанием и  действиями взаимно обусловлены  и связаны. Поэтому можно говорить о беспрерывной разработке бюджета, так как на этапе исполнения утвержденного  бюджета правительство и его  бюджетное ведомство беспрерывно  управляют его доходами и расходами  и все новое, ценное, подсказанное практикой используют, а старое, отжившее отбрасывают.

На практике бюджетный  процесс протекает в несколько  этапов, и его можно представить  следующим образом.

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов  развития территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения о постатейном  санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты  по определению доходов бюджетов.

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета  принимает Президент РФ за 18 месяцев  до начала соответствующего финансового  года и планового периода.

Составление проекта  бюджета основывается на:

    • Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
    • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
    • основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

На основании этого  решения Правительство организует поэтапную работу по составлению  проекта бюджета. В течение первых трех месяцев составляются прогноз  социально-экономического развития страны, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной  политики, рассчитываются контрольные  цифры проекта бюджета на соответствующий  период.

В течение последующих  четырех месяцев территориальными органами исполнительной власти ведется  детальная проработка и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр проекта  бюджета.

В течение следующих двух месяцев Правительство готовит  проект бюджетного послания и представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное  Собрание и направляет его для  опубликования в печати.

Бюджетное послание Президента включает:

  • основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;
  • сводный финансовый баланс по территории РФ;
  • основные направления бюджетной политики РФ;
  • сведения о государственных доходах на территории РФ;
  • проект бюджета РФ;
  • проект консолидированного бюджета РФ;
  • оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.

Президент выступает с  бюджетным посланием на совместном заседании палат в начале апреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Итак, на первой стадии министерством финансов готовится проект бюджета т.е. исполнительными органами власти составляется финансовый план на очередной финансовый год и плановый период, вместе с различными планами и прогнозами, обосновывающими проект бюджета. Проект бюджета должен основываться: на предварительных итогах социально-экономического развития на текущий год, прогноз на планируемый год, составляется отдельный документ “Основные направления бюджетной и налоговой политики”; прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированных бюджетов, федеральные и региональные целевые программы, расчеты по отдельным разделам и статьям доходов и расходов бюджетов, и.т.д.

На второй стадии проект бюджета передается в Правительство, и после одобрения на его заседании должен быть вынесен до 26 августа 24.00 часов текущего года на рассмотрение Гос. думы, т.е. законодательной власти. Одновременно вносятся в Гос. думу на рассмотрение проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Если требуется внести изменения в законы о взимании налогов - то предоставляются проекты изменений в налоговом законодательстве.

Правительство Российской Федерации  вносит на рассмотрение и утверждение  в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период не позднее 26 августа  текущего года. Одновременно указанный  законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

После положительного заключения профильного комитета, совет Гос. думы утверждает комитеты, ответственные  за рассмотрение отдельных разделов бюджета (комитет по обороне, социальной политике, и др.).

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

В первом чтении (не позднее 30 дней после предоставления проекта  Правительством) обсуждается его  концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том  числе указываемые в федеральном  законе о федеральном бюджете  прогнозируемый объем валового внутреннего  продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик  федерального бюджета, и основные направления  бюджетной и налоговой политики.

Рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета:

  • прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом;
  • общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
  • объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
  • нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • дефицит (профицит) федерального бюджета.

Одновременно рассматривается  проект бюджета в комитетах Госдумы  и все их заключения передаются в  Комитет по бюджету, который затем  передает материалы непосредственно  в Госдуму.

Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетной сиситемой