Бюджетный процесс как форма управления бюджетной сиситемой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат. Всем известно постановление Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», на основе которого разработана «Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.», которое ориентировано на новые методы в бюджетном планировании.

Содержание

Введение
1. Понятие бюджетного процесса
2. Участники бюджетного процесса
3. Этапы бюджетного процесса
4.1. Бюджетные полномочия законодательных органов государственной власти
4.2. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти
5. Исполнение бюджетов
5.1. Казначейская система кассового исполнения бюджета
5.2. Банковская система кассового исполнения бюджета
6. Бюджетный процесс в субъекте РФ и его принципы
(На примере Ярославской области)
6.1. Доходы и расходы бюджета по Ярославской области на 2008 год
7. Проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержаниежд.docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

В ходе анализа планируемых  показателей доходов контрольно-счетная  палата отмечает следующее.

Прогнозируемая сумма  по налогу на прибыль организаций  составляет 7631,0 млн. руб., с увеличением  на 16,5% к ожидаемому исполнению за 2007 год (6550,0 млн. руб.) и на 6,5% от плана  текущего года.

Учитывая показатели прогноза социально-экономического развития, представленные к проекту закона, ожидаемое поступление  налога может быть увеличено. Сумма  налога может быть увеличена на 100 млн. руб.

Налог на имущество организаций  планируется в сумме 2670,0 млн. руб. с увеличением на 18,3% к назначениям  текущего года.

Учитывая, что в прогнозе социально-экономического развития Ярославской  области на 2008 год такой показатель как «основные фонды, из введенных  в действие, облагаемые налогом на имущество организаций» планируется  с ростом в размере 133,5% к предыдущему  году, считаем возможным корректировку  прогноза поступления налога на 30 млн. руб.

Поступления транспортного  налога запланированы в сумме 310,0 млн. руб. с увеличением на 43,5% к  уровню бюджетных назначений текущего года (216,0 млн. руб.).

Рост поступлений связан с уплатой в 2008 году налога физическими  лицами за 2007 год, которые согласно пояснительной записке к законопроекту  составят около 120,0 млн. руб.

Указанная сумма поступлений  соответствует уровню 2006 года (123,2 млн. руб.). С 01.01.2007 года ставки транспортного  налога были увеличены в среднем  на 25%, кроме того, в прогнозе социально-экономического развития области оценка 2007 года предусматривает  рост легковых автомобилей у индивидуальных владельцев на 6,7% к предыдущему году.

Следует увеличить сумму  прогноза поступлений по транспортному  налогу на 2008 год с учетом изложенных факторов как минимум на 20 млн. руб.

Сумма доходов от перечисления части прибыли, остающейся после  уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных  предприятий субъектов РФ, в законопроекте  определена в размере 3,5 млн. руб.

Следует отметить, что прогнозные показатели по этому доходному источнику  ежегодно занижались. Так, в 2006 году при  плане 2,7 млн. руб. поступило 9,7 млн. руб. При внесении изменений в закон  об областном бюджете на 2007 год (ред. от 04.10.2007 № 58-з) увеличен план с 2,5 млн. руб. до 4,2 млн. руб.

Представленный к проекту  закона об областном бюджете план финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий  Ярославской области на 2008 год  свидетельствует о возможности  увеличения доходов областного бюджета  от перечислений ГУП на 2,5 млн. руб.

Как и в предыдущие годы, представленные к законопроекту  материалы не содержат расчетов доходов  областного бюджета. Отсутствие расчетов проектируемых доходов затрудняет анализ прогнозируемых сумм, оценку их обоснованности и влияния на формирование налоговой базы изменений налогового законодательства.

Расходы областного бюджета.

Объем расходов в проекте  закона «Об областном бюджете  на 2008 год» запланирован в сумме 26297,0 млн. рублей, что выше объема, утвержденного  на 2007 год (в последней утвержденной редакции Закона о бюджете на 2007 год), на 641,5 млн. рублей или на 2,5 %.

Наибольший рост расходов в проекте областного бюджета  на 2008 год по сравнению с 2007 годом  наблюдается по следующим разделам:

«Обеспечение проведения выборов и референдумов» - в 3,9 раза, «Функционирование законодательных  органов государственной власти» - в 2,7 раза, «Коммунальное хозяйство» - в 2,4 раза.

Запланирован рост бюджетных  ассигнований по отраслям, отвечающим за качество жизни населения - «Образование»  «Здравоохранение, физическая культура и спорт» и «Социальная политика»», как в абсолютном, так и в  относительном выражении от 9 % до 23 % к действующей редакции областного бюджета. Вместе с тем, в 2008 году предусмотрено  уменьшение финансирования раздела  «Культура, кинематография и средства массовой информации» на 28 %. При  этом за счет средств указанного раздела  запланированы субсидии общественным организациям в сфере культуры и  искусства на поддержку их уставной деятельности. В соответствии с концепцией реформирования бюджетного процесса бюджетные  средства общественным организациям должны выделяться на конкурсной основе в  зависимости от формализованной  оценки обоснованности и результативности их программ, а также соответствия приоритетам государственной политики. Кроме того, по данному разделу  выделяются средства муниципальным  театрам г. Рыбинска и театру им. Ф.Г. Волкова, который финансируется  из федерального бюджета. Всего на указанные  цели планируется выделить 12,5 млн. руб.

Финансирование общественных организаций предусмотрено также  и через Департамент труда  и социальной поддержки населения  на общую сумму 3,5 млн. руб.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2008 году составят 636,4 млн. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру и средства массовой информации.

Расходы областного бюджета  в соответствии с ведомственной  структурой расходов на 2008 год будут  осуществлять 40 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные  из них – Департамент финансов (37 % средств областного бюджета), Департамент  здравоохранения и фармации (14 %) и Департамент дорожного хозяйства  области (9 %).

В соответствии с Бюджетным  кодексом организация исполнения бюджета  возлагается на соответствующий  финансовый орган. Поскольку с 1 января 2008 года главным распорядителем средств  областного бюджета по отдельным  видам финансовой помощи будет Департамент  жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры, Департаменту финансов области следует прописать механизм исполнения расходов в части субсидий местным бюджетам на поддержку жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно статье 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета области  должен основываться на Бюджетном послании Президента РФ и Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2008 год и на период до 2010 года.

В этой связи контрольно-счетной  палатой проведен анализ представленного  законопроекта на соответствие его  основным приоритетам бюджетной  стратегии Администрации на 2008 год, утвержденным постановлением Губернатора  области от 27.06.2007 №591.

В целях решения задачи «комплексного проведения мероприятий  бюджетной реформы по повышению  эффективности и результативности бюджетных расходов» Губернатор области в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2008 год  и на период до 2010 года наметил основные направления совершенствования  бюджетного процесса, а именно:

  • необходимость «упорядочения бюджетного процесса на базе единых принципов и закрепления единых требований к бюджетному планированию». В соответствии со статьей 174Бюджетного кодекса «планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом». Указанная методика должна быть утверждена нормативным правовым актом и содержать общие для всех распорядителей средств областного бюджета подходы к формированию бюджета на 2008 год. Одним из условий вступления нормативного правового акта в силу является его опубликование. До настоящего времени указанная методика не опубликована.
  • «безусловное исполнение действующих расходных обязательств бюджета перед населением и работниками бюджетной сферы», «формирование областного бюджета на 2008 год в условиях нового бюджетного законодательства: уже в 2007 году должен быть составлен реестр расходных обязательств». Норма об обязательном ведении реестров расходных обязательств на всех уровнях бюджетной системы предусмотрена в Бюджетном кодексе РФ. В целях оценки общего объема расходов областного бюджета на 2008 годы необходим анализ предварительного реестра расходных обязательств области». Непредставление в настоящее время реестра расходных обязательств не позволяет сопоставить их с общим объемом бюджетных ассигнований, запланированных главным распорядителям средств областного бюджета.
  • в сфере межбюджетных отношений «ввести дисквалификационные критерии (несоблюдение параметров предельного объема дефицита, муниципального долга, расходов на его обслуживание, предельная величина расходов местного бюджета), которые необходимо учитывать при формировании и распределении дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований». Однако, в представленной методике распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов отсутствуют показатели, взаимоувязанные с данными критериями.

Областной фонд софинансирования расходов на 2008 год состоит из 33 субсидий на общую сумму 2839,5 млн. руб. и уменьшился относительно текущего года на 61,2 млн. руб.

В соответствии с требованиями статьи 139 Бюджетного кодекса РФ целевое  назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливается законами области. Однако в настоящее время отсутствуют  нормативные правовые акты, утверждающие порядок (методику) и условия распределения  субсидии на содержание жилищного фонда  по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

В нарушение статьи 138 Бюджетного кодекса РФ в рассматриваемом  законопроекте не представлено распределение  субсидии на содержание жилищного фонда  по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг  в сумме 822,0 млн. руб. Следует отметить, что в соответствии со статьей 8 Закона Ярославской области от 21.12.2004 №69-з  размеры региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг могут пересматриваться не чаще одного раза в год, до принятия закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год путем внесения изменений в настоящий Закон по представлению Губернатора Ярославской области.

По 3-м субсидиям объём  расходов меньше запланированного на 2007 год: на финансирование природоохранных  мероприятий, на поддержку массового  спорта и на реализацию губернаторской целевой программы «Поддержка учреждений культурно-досуговой сферы Ярославской  области».

Совокупность 43-х субвенций  местным бюджетам из областного бюджета  образует региональный фонд компенсаций  в сумме 7450,8 млн. руб. На 2008 год предусматривается  увеличение общего объема субвенций  относительно текущего года на 15,3 %, или  на 989,7 млн. рублей. Наибольший удельный вес в фонде компенсации занимает субвенция на обеспечение образовательного стандарта и реализацию образовательных  программ дошкольного образования  в общеобразовательных учреждениях  – 35,2 %. В расчет указанной субвенции  заложена следующая структура регионального  норматива бюджетного финансирования образовательного стандарта:

-90% фонд оплаты труда,

-10 % фонд материального  обеспечения.

Однако законодательно утверждена структура образовательного стандарта 83 % - фонд оплаты труда, 17 % - фонд материального  обеспечения.

В 2008 году с вступлением  в силу новой редакции БК РФ изменяется бюджетная классификация расходов бюджетов РФ, в результате раздел 1100 «Межбюджетные трансферты» дополнен подразделом 1105 «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». На 2008 год по данному подразделу в областном бюджете следовало  предусмотреть страховые взносы территориальному фонду обязательного  медицинского страхования на ОМС  неработающего населения в сумме 1825,8 млн. руб.

В 2008 году доля расходов на областные  целевые программы в общих  расходах проекта областного бюджета  составит 14,0 % против 9,6 % в 2007 году.

В разрезе разделов функциональной классификации расходов наибольший объем инвестиций на Адресную инвестиционную программу области предусмотрен в законопроекте по разделам «Межбюджетные  трансферты» (58,4 % от общего объема АИП  – объекты муниципальной собственности), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (21,4 %- строительство онкологической и психиатрической больницы и  перинатального центра) и «Национальная  экономика» (12,7 % – строительство  обхода г. Ярославля с мостом через  реку Волга).

Следует отметить, что расходы  проекта областного бюджета, предусмотренные  на финансирование мероприятий нацпроектов, характеризуются недостаточным  уровнем прозрачности, в законопроекте  не определены общие объемы расходов областного бюджета по нацпроектам  «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье –  гражданам России», «Образование»  и «Здоровье».

Бюджет Ярославской области  и итоги исполнения бюджета на 01.03.08 смотри в Приложении.

7. Проблемы эффективности  бюджетного процесса в РФ

7. 1. Проблемы развития бюджетного процесса в России

Среди основных реформ, которые  были начаты в прошлом году, - реформа  бюджетного процесса. В 2004 г. были одобрены концепция и новая бюджетная  классификация, элементы нового формата  федерального бюджета на три года, начался эксперимент по бюджетированию.

Первые результаты - это  утверждение Положения о порядке  разработки финансового плана, порядок  разработки и утверждения ведомственных  целевых программ, внесенный Минэкономразвития, порядок ведения реестра расходных  обязательств, порядок введения стандартов учета и отчетности в государственном секторе. Все эти решения или уже утверждены или находятся в стадии утверждения.

За последние годы были большие проблемы с исполнением  намеченных реформ, многие из них не финансируются в должном объеме. Сегодня ключевая проблема – в  надлежащем планировании и детальном  достижении реализации реформ. Недофинансирование реформирования сферы здравоохранения  в настоящий момент составляет 2 раза в процентах к ВВП, а системы  образования 2,5 раза ниже по сравнению  со странами с похожим уровнем  развития. В полном объеме в последние  годы финансируется лишь реформирование обороноспособности и безопасности страны.

Согласно проводимым реформам все муниципальные бюджеты и  бюджеты субъектов должны перейти  на кассовое обслуживание в Федеральное  казначейство. Минфин РФ и подведомственная ему служба - Федеральное казначейство - провели ряд подготовительных мероприятий  к переходу на кассовое обслуживание исполнения территориальных бюджетов. В частности, готовится порядок  обслуживания бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований  через органы Федерального казначейства, который вступил в силу с I января 2006 г.

Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетной сиситемой