Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:15, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение управления бюджетным процессом. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Содержание

1. Введение 3
2. Принципы бюджетного процесса и его основные этапы 5
3. Участники бюджетного процесса и их полномочия 11
4. Ход бюджетного процесса в 2010 году 21
5. Заключение 26
6. Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный процесс в Российской Федерации.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию  
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
Омский государственный технический университет 
Кафедра математические методы и информационные технологии в экономике
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат на тему:

    «Бюджетный процесс в Российской Федерации» 
 
 

    по  дисциплине  «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Омск  – 2011

 

     Содержание 

 

    1. Введение

     Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном  процессе, является инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

     В современных условиях наибольшим приоритетом  пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

     Целью работы является рассмотрение управления бюджетным процессом. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

     Государственный бюджет влияет на размеры частных  накоплений, определение структуры  доходов предприятий и реальные доходы населения.

     Воздействие бюджетной политики на экономику  страны в целом и ее отдельные  ее сегменты очень велико, оно затрагивает интересы самых разных категорий населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов. Поэтому планирование и утверждение бюджета является сферой конкуренции различных групп интересов. Обсуждение законов о бюджете вызывает широкий общественный резонанс и привлекает внимание не только специалистов, но и средств массовой информации, простых граждан. Помимо текущих приоритетов бюджетной политики, дискуссии разворачиваются вокруг фундаментального вопроса экономической теории и практики - о роли и масштабах государственного регулирования. Рост доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, отражает усиление регулирующего воздействия на экономику. Наоборот, ее снижение является индикатором более либеральной экономической политики. Выбор между данными вариантами в долгосрочном плане зависит от общественных предпочтений, которые выявляются в процессе избирательной кампании, референдума и других форм волеизъявления граждан. Например, при росте имущественного расслоения населения или неравенства экономического потенциала регионов в обществе усиливается поддержка перераспределительных программ. Политические партии, выступающие за расширение таких программ, получают дополнительные голоса избирателей. Итогом избирательной кампании является рост численности их фракций в парламенте и, как следствие, - усиление влияния на процесс законотворчества. Программы перераспределения включаются в закон о бюджете, в результате чего роль бюджетного регулирования в экономике возрастает. 
 
 
 

 

     2. Принципы бюджетного процесса и его основные этапы

 

       Для бюджетного процесса характерны  признаки, присущие юридическому  процессу, а именно: стадийность  юридического процесса, обязательное  наличие государственно-властного  субъекта, динамичный характер процесса, юридическая, правовая природа процесса, последовательность, правовая регламентированность, целенаправленность юридического процесса и ряд других. К специальным признакам стадии бюджетного процесса относятся: единая задача каждой стадии, определенный круг субъектов, ограниченные сроки стадии, результативность. На основании этого можно предложить следующее определение стадии бюджетного процесса в Российской Федерации: стадия бюджетного процесса — это регулируемый нормами бюджетного права самостоятельный и завершенный этап деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти, иных участников бюджетного процесса, связанный с образованием, распределением и использованием бюджета, как финансово-правового акта и финансово-планового акта.

     Выделяются  следующие стадии бюджетного процесса в Российской Федерации, которые  включают в себя ряд последовательных процедур.

     1. Начальная стадия бюджетного процесса — составление проекта бюджета, которая включает следующие процедуры:

     а) подготовительная процедура по составлению проекта бюджета или процедура бюджетного планирования и прогнозирования (Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, разработка прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной и налоговой политики);

     б) непосредственное составление проекта бюджета Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

     Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

     Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

     2. Вторая стадия бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение проекта бюджета, которая включает следующие процедуры:

     а) внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа;

     б) принятие к рассмотрению закона (решения) о бюджете;

     в) экспертиза проекта федерального закона о федеральном бюджете Счетной палатой РФ и дача заключения;

     г) рассмотрение и утверждение проекта закона в нескольких чтениях;

     д) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (для федерального бюджета);

     е) рассмотрение секретных статей федерального бюджета;

     ж) рассмотрение, подписание и обнародование Президентом РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ и муниципального образования.

     Бюджет  должен быть «прозрачным», подконтрольным не только на стадии составления плана  расходования бюджетных средств, но и особенно на стадии рассмотрения и утверждения бюджета с тем, чтобы обеспечить реальную аккумуляцию  и расходование бюджетных ассигнований.

     3. Третья стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета и осуществление бюджетного учета, которая включает следующие процедуры:

     а) составление и ведение сводной бюджетной росписи;

     б) составление и ведение кассового плана, кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

     в) исполнение бюджета по доходам;

     г) исполнение бюджета по расходам;

     д) внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

     Исполнение  федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

     Обеспечение эффективного и экономного использования бюджетных средств дает возможность реализации публичной властью приоритетных направлений государственной политики в рамках финансирования расходов федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Исполнение бюджета предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных расходов.

     Процедура кассового исполнения бюджета, состоящая  в списании бюджетных средств  непосредственно со счета органа Федерального казначейства в пределах установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя, лишает возможности бюджетополучателя изменить направление финансирования, определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований. И тем самым обеспечивается контроль за адресным и целевым использованием бюджетных средств.

     4. Четвертая стадия бюджетного процесса — составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности, которая включает следующие процедуры:

     а) составление бюджетной отчетности;

     б) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета;

     г) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

     Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета. Законодатель в БК РФ не устанавливает правовые последствия в случае отклонения отчета об исполнении федерального бюджета. В такой ситуации согласно БК РФ необходимо руководствоваться нормой, закрепленной в п.3 ст. 264.5. БК РФ, которая гласит, что «в случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц». Дальнейшая процедура рассмотрения и утверждения закона об исполнении бюджета не прописана, да и четких правовых последствий отклонения закона об исполнении бюджета в БК РФ не предусмотрено.

     Бюджетный контроль является необходимой процедурой, сопровождающей стадии составления  проекта бюджета, рассмотрения и  утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета и осуществления бюджетного учета, а также составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Цель бюджетного контроля — соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций и задач.

     При реализации контрольных полномочий законодательных (представительных органов) важную роль играют специально созданные  собственные контрольные органы, а именно Счетная палата Российской Федерации и контрольные палаты субъектов Российской Федерации.

     Система контроля Счетной палаты РФ интегрирована  в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный  трехлетний цикл контроля за исполнением  бюджета каждого финансового  года, реализуемого на трех последовательных стадиях — стадии предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.

     Данные  стадии бюджетного процесса носят цикличный, повторяющийся характер и последовательно  сменяют друг друга. Завершение и  выполнение одной стадии является условием и началом другой стадии бюджетного процесса.

     Представляется возможным выделить специальные принципы бюджетного процесса, которые в большей степени отражают его сущность и нуждаются в законодательном закреплении.

     К ним относятся принципы:

    1. законности;
    2. облечения бюджета в форму нормативного правового акта;
    3. разграничения компетенции между представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе;
    4. специализации бюджетных показателей;
    5. непрерывности (цикличности) бюджетного процесса;
    6. гласности и публичности;
    7. плановости бюджетного процесса;
    8. организации бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса.

     Каждая  из существующих стадий бюджетного процесса отличается следующими признаками: во-первых, задачей, лежащей в основе каждой из стадий бюджетного процесса. Так, например, задачей стадии составления проекта бюджета является своевременное составление проекта бюджета основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств; во-вторых, для каждой стадии бюджетного процесса характерен определенный состав субъектов, причем разграничиваются их полномочия в зависимости от стадии бюджетного процесса; в-третьих, каждая из стадий бюджетного процесса ограничивается определенными сроками; в-четвертых, каждая из стадий бюджетного процесса завершается определенным действием или принятием соответствующего правового акта. Так, например, стадия составления и рассмотрения проекта бюджета завершается принятием закона о бюджете на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ, на муниципальном уровне — муниципальным правовым актом муниципального образования.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации