Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:15, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение управления бюджетным процессом. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Содержание

1. Введение 3
2. Принципы бюджетного процесса и его основные этапы 5
3. Участники бюджетного процесса и их полномочия 11
4. Ход бюджетного процесса в 2010 году 21
5. Заключение 26
6. Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный процесс в Российской Федерации.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

     На  органы Федерального казначейства возложены  функции по исполнению бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов. Органы исполнительной власти РФ вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

     Оно как участник бюджетного процесса несет  ответственность за:

    1. правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
    2. финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного БК РФ;
    3. полноту перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств;
    4. своевременность перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств;
    5. своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
    6. своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
    7. своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
    8. финансирование расходов, не включаемых в бюджетную роспись;
    9. финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
    10. осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитным организациям;
    11. исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенными финансовыми органами получателям бюджетных средств.
 
 

         

 

 

     4. Ход бюджетного процесса в 2010 году

 

     Планирование  и исполнение бюджета происходило  следующим образом.

     Президент Российской Федерации Д. Медведев выступил в московском кремле перед  Федеральным собранием 23 июня 2008 года с бюджетным посланием, подготовленным в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержащем основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2009–2011 годах. Были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу – содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Увеличение расходов на реализацию действующих и принятие новых федеральных целевых программ предлагается сосредоточить на следующих приоритетных направлениях. Прежде всего, это развитие транспортной инфраструктуры. Второе направление –  поддержка современных технологий и инноваций. Важнейшими приоритетами должны стать формирование здорового образа жизни и расширение возможностей духовного развития. Цитата из бюджетного послания: «…необходимо принять новую подпрограмму «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы» и увеличить ассигнования на федеральную целевую программу «Культура России (2006–2010 годы)». В рамках защиты населения от чрезвычайных ситуаций необходимо реализовать федеральные целевые программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2013 годы», «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» и «Национальная система химической и биологической безопасности Российской  Федерации (2009–2013 годы)». На развитие ресурсного потенциала будет направлена федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 годах». В сфере обеспечения обороноспособности страны с 2009 года должна начаться реализация федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведёнными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, а также плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в 2009–2015 годах», а также увеличены расходы на федеральную целевую программу «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

     Параллельно с пересмотром положений федерального бюджета на 2009 год правительство  России решило начать формирование нового бюджета-2010. Причиной этого стал финансовый и экономический кризис, сделавший невозможным выполнение некоторых параметров принятого в 2008 году бюджета-2010. В мае внесение бюджета-2010 в Госдуму было перенесено с августа на октябрь 2009 года. Бюджет-2010 - дефицитный, как и бюджет 2009 года. Дефицит будет покрываться за счет средств национальных фондов, а также за счет заимствований на внешнем рынке.

     30 июля 2009 г. прошло заседание Правительства  Российской Федерации  по вопросу  о проекте основных направлений бюджетной политики и основных характеристиках федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Правительство на своем заседании одобрило в основном проект основных направлений бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов и, с учетом состоявшегося обсуждения, приняло за основу для подготовки проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

     Правительство Российской Федерации дало поручение Минфину России совместно с Минэкономразвития России обеспечить учтенный в общем объеме доходов проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов объем доходов от экспорта газа с учетом ранее принятых решений.

     На  заседании также были одобрены представленные Минфином России предельные объемы бюджетных ассигнований для субъектов бюджетного планирования на 2010 год.

     30 сентября 2009 года проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и сопровождающие его документы представлены в Государственную Думу.

     Законопроект  зарегистрирован в Управлении документационного  и информационного обеспечения  под номером 258591-5 и направлен Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову.

     1 октября 2009 года проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» направлен в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

     Заключение  Коллегии Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона утверждено 9 октября 2009 г (протокол от 9 октября 2009 г. № 49К (686).

     По  мнению Счетной палаты, при рассмотрении законопроекта в Государственной  Думе целесообразно привести указанные  в настоящем Заключении статьи законопроекта  в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, рассмотреть целесообразность включения в него статей, не относящихся к сфере ведения законопроекта.

     В целях реализации отдельных норм 9 статей законопроекта Правительству  Российской Федерации необходимо принять  или уточнить не менее 73 нормативных правовых актов.

     Учитывая  практику позднего принятия нормативных  правовых актов по реализации федерального закона о федеральном бюджете, Счетная  палата отмечает наличие определенных рисков своевременной подготовки нормативных правовых актов в целях реализации федеральных законов о федеральном бюджете в рамках трехлетнего бюджетного планирования.

     21 октября Государственной Думой  в первом чтении были принят  проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». С докладами по рассматриваемому вопросу перед депутатами выступили Заместитель Председатель  Правительства РФ – Министр финансов РФ А.Л. Кудрин и Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин.

     Согласно  предложенному правительством проекту, доходы федерального бюджета в 2010 году составят 6,95 трлн руб., расходы - 9,89 трлн руб. В общей структуре расходов на общегосударственные вопросы предусмотрено 1,25 трлн руб., столько же на национальную оборону, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1,06 трлн руб. В 2011 году доходы казны будут на уровне 7,45 трлн руб., расходы - 9,39 трлн руб. В 2012 году доходы должны вырасти до 8,07 трлн руб., расходы превысить 9,98 трлн руб. Покрывать дефицит бюджета планируется за счет Резервного фонда, который будет полностью потрачен в 2010 году, Фонда национального благосостояния, внешних и внутренних займов. При этом правительство рассчитывает на дальнейший рост цен на нефть. Объем госдолга РФ к 2012 году вырастет на 4,4 трлн руб. и достигнет 15,4% ВВП, что далеко от опасного уровня (60% ВВП), ответил депутатам Кудрин.

     20 ноября Государственной Думой  в третьем, окончательном чтении  был принят проект федерального  закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (принят во втором чтении 18.11.09).

     Против  бюджета высказались все оппозиционные  фракции – КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР. 
 

Голосования по проекту бюджета в Государственной  думе
  Первое  чтение Второе  чтение Третье  чтение
Проголосовало за 315 70,0% 315 70,0% 313 69,6%
Проголосовало против 131 29,1% 131 29,1% 132 29,3%
Воздержалось 0 0,0% 0 0,0% 0 0,0%
Голосовало 446   446   445  
Не  голосовало 4 0,9% 4 0,9% 5 1,1%
Результат: принято принято принято

 

     В Совете Федерации бюджет был утвержден 25 ноября 2009 года.

     Голосование по проекту бюджета в Совете Федерации:

     За  — 126 чел. — 75,0%

     Против  — 0 чел. — 0,0%

     Воздержалось  — 0 чел. — 0,0%

     Голосовало  — 126 чел.

     Не  голосовало — 42 чел.

     Решение: принято

     Президент России Дмитрий Медведев 2 декабря 2010 года подписал бюджет России на 2010 год и плановый период с 2011-го по 2012 годы.

     Закон «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» был принят Государственной думой на заседании 21 сентября 2011 года и одобрен советом федерации 28 сентября 2011 года.

     Президент России Д.А. Медведев 10 октября 2011 года подписал данный закон. Согласно отчету об исполнении федерального бюджета, доходы в 2010 году составили 8,3 триллиона рублей. Расходы составили 10,1 триллиона рублей. Таким образом, дефицит федерального бюджета составил 1,8 триллиона рублей. Объем ВВП составил 44,939 триллиона рублей. Уровень инфляции составил 8,8%. На реализацию 53 федеральных целевых программ направлено 764,7 миллиарда рублей (99,5% к утвержденному объему), в том числе на государственные капитальные вложения - 456,5 миллиарда рублей, на НИОКР - 104,1 миллиарда рублей.

 

     5. Заключение

 

     Успех экономической стабилизации в России во многом зависит от реформы бюджетной  системы, от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, четко работающего механизма выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов бюджетов всех уровней, снятия социальной напряженности в стране. Согласно Конституции РФ, федеральный центр должен создать основу для реализации социальной политики. Важнейшей обязанностью государства при этом является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. Главными задачами государственной социальной политики на современном этапе развития являются: реализация комплекса стабилизационных и восстановительных мер, включающих поддержку систем жизнеобеспечение страны; осуществление неотложных мер социальной поддержки населения; недопущение обострения социальных конфликтов и др. Задачи социальной политики реализуются в первую очередь через бюджетное финансирование социальной сферы.

     Необходимо  сохранить действующие инструменты  и механизмы, усилив их регулирующую и стимулирующую роль, улучшать законодательство в плане усовершенствования Бюджетного кодекса, использовать новации, связанные с антикризисными мерами, которые будут применяться в управлении бюджетным процессом.

 

     6. Список литературы

    1. Болтинова О. В. К вопросу о понятии бюджетного процесса// LEX RUSSICA Научные труды МГЮА. 2007. № 3.
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
    3. Гринкевич Л. С., Сагайдачная Н. К. и др. «Государственные и муниципальные финансы России», М.: 2008г.
    4. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: – М.: «Дашков и Ко», 2007.
    5. Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
    6. Шевелева Н. А. Бюджетная система России. Санкт-Петербург. 2006.

 

    7. Приложения

     Приложение 1. Сводная таблица исполнения бюджетов субъектов РФ на 01.07.2010

       
Продолжение приложения 1
Сводная таблица исполнения бюджетов субъектов РФ на 01.07.2010

     Приложение 2. Сводная таблица исполнения бюджетов субъектов РФ на 01.07.2011

       
Продолжение приложения 2
 

       
Приложение 3. Структура и динамика доходов федерального бюджета
 

 

 

 

Приложение 4. Структура и динамика доходов пенсионного бюджета

 


Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации