Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:15, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение управления бюджетным процессом. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Содержание

1. Введение 3
2. Принципы бюджетного процесса и его основные этапы 5
3. Участники бюджетного процесса и их полномочия 11
4. Ход бюджетного процесса в 2010 году 21
5. Заключение 26
6. Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный процесс в Российской Федерации.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

     Одним из принципов бюджетной системы  Российской Федерации и бюджетного процесса является принцип результативности и эффективности использования  бюджетных средств. Данный принцип  предусматривает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. В этой связи большое значение имеет применение аудита эффективности и результативности бюджетных средств.

     Систематизированный и закрепленный на законодательном  уровне государственный финансовый контроль является одним их условий успеха экономических преобразований в Российской Федерации. 

 

     3. Участники бюджетного процесса и их полномочия

 

     БК  РФ (гл. 18) определил полномочия законодательных, исполнительных органов власти, Банка  России и других участников бюджетного процесса.

     Участниками бюджетного процесса являются:

    1. Президент Российской Федерации;
    2. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
    3. законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
    4. исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
    5. Центральный банк Российской Федерации;
    6. органы государственного (муниципального) финансового контроля;
    7. органы управления государственными внебюджетными фондами;
    8. главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
    9. главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
    10. главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
    11. получатели бюджетных средств.

     Законодательные (представительные) органы, органы местного самоуправления рассматривают и  утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль над исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль над исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ и другие полномочия.

     Органы  исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. А также исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль над исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления и осуществляют другие полномочия.

     Аналогичные полномочия органы законодательной  и исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным  внебюджетным фондам.

     Банк  России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

     Кредитные организации могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, т.е. привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и выполнять функции Банка России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

     Органы  государственного, муниципального финансового  контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными  органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят их экспертизу. Также они проводят экспертизы федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, актов органов местного самоуправления.

     Органы  государственного, муниципального финансового  контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль над исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Главный распорядитель бюджетных средств  определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. Также он утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Он имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет.

     Организации, наделенные государственным или  муниципальным имуществом на праве  оперативного управления, не имеющие  статуса федерального казенного предприятия, также признаются бюджетными учреждениями.

     В смете доходов и расходов бюджетного учреждения должны быть отражены все  его доходы, получаемые как из бюджета  и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления  предпринимательской и иной деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг и другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

     На  основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

     Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ, либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главным распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

     Получатель  бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

     Получатели  бюджетных средств имеют право  на:

    1. своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером, с учетом сокращения и индексации;
    2. своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
    3. компенсацию в размере недофинансирования.
 
 

Получатели  бюджетных средств обязаны:

  1. своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
  2. эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
  3. своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
  4. своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
  5. своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

     Полномочия  и ответственность участников бюджетного процесса федерального уровня  регламентируются гл.19 БК РФ.

     К участникам бюджетного процесса, обладающими  бюджетными полномочиями на федеральном  уровне, относятся:

    1. Президент РФ;
    2. Государственная Дума Федерального Собрания РФ (ГД);
    3. Совет Федерации Федерального Собрания РФ (СФ);
    4. Правительство РФ;
    5. орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета (Министерство финансов РФ);
    6. орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство);
    7. органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
    8. Банк России;
    9. Счетная палата РФ;
    10. государственные внебюджетные фонды;
    11. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
    12. иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

     Министерство  финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ, осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

     Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

    1. составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    2. по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;
    3. осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
    4. составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
    5. разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;
    6. разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
    7. осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
    8. разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьим сторонам и определяет порядок предоставления таких гарантий;
    9. осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
    10. принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;
    11. получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ;
    12. обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, и в порядке, установленном Правительством РФ;
    13. предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованьям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    14. проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий.

     Министерство  финансов РФ несет ответственность  за:

    1. соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
    2. своевременность составления бюджетной росписи;
    3. соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

     В случае нецелевого использования бюджетных  средств министр финансов РФ имеет  право назначить в федеральные  органы исполнительной власти и бюджетные  учреждения уполномоченных по федеральному бюджету. К уполномоченному по федеральному бюджету переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

     Министр финансов имеет право запретить  главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению осуществление отдельных расходов за исключением расходов, осуществляемых руководителем бюджетного учреждения за счет средств, полученных от внебюджетных источников.

     Основаниями применения указанного запрета являются должностное представление Счетной палаты РФ и акты проверок органов Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, свидетельствующие о нарушении бюджетного законодательства РФ.

     Министр финансов РФ персонально несет ответственность  за:

    1. соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
    2. своевременность составления бюджетной росписи;
    3. введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

     Федеральное казначейство - это единая централизованная система Минфина РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств. В его обязанности входят: прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, отчета о состоянии бюджетной системы РФ; управление и обслуживание совместно с Банком России государственного долга; разработка методологических и инструктивных материалов, ведение операций по учету государственной казны.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации