Бюджетный процесс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Сущность бюджетного процесса РФ……………………………………….5
Понятие и участники бюджетного процесса РФ…………………………..5
Этапы бюджетного процесса РФ…………………………………………...8
Реформирование бюджетного процесса в РФ……………………………12
Бюджетный процесс Новосибирской области……………………………14
Бюджетный процесс в НСО………………………………………………..14
Бюджет Новосибирска в 2012 году………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………….………..25
Список использованных источников…………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

(Финансы)Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 70.24 Кб (Скачать файл)

Собственно бюджетный процесс  в области описывается в третьем  разделе закона. Не позднее, чем за 6 месяцев до начала очередного финансового  года, глава администрации области  издает постановление о разработке бюджета.

Бюджетный процесс включает следующие этапы (статья 14):

  • разработка прогноза социально-экономического развития области;
  • рабочая документация к проекту бюджета, представляемая в областной Совет депутатов;
  • рассмотрение проекта бюджета в первом чтении;
  • рассмотрение проекта бюджета во втором чтении;
  • утверждение областного бюджета;
  • исполнение и внесение изменений в областной бюджет;
  • организация контроля бюджетного процесса;
  • отчет об исполнении областного бюджета.

На администрацию (фактически на ее главу) Закон возлагает ответственность  за подготовку проекта бюджета, включая  разработку прогноза социально-экономического развития области, сводного баланса  финансовых ресурсов, направлений бюджетной  политики, перечня областных программ и др.  

Администрация области направляет в территориальные органы власти и органы местного самоуправления указания по разработке проектов бюджетов, в  том числе социальные и финансовые нормы и нормативы не позднее, чем за 3,5 месяца до начала финансового  года.

Исполнительные органы местного самоуправления обосновывают размеры отчислений по регулирующим доходам, дотаций, субвенций  из областного бюджета, перечень доходов  и расходов, подлежащих передаче из областного бюджета, изменения перечня  объектов, подлежащих финансированию из местного бюджета.

Территориальные администрации обобщают эти данные и направляют их в областную  администрацию: прогноз собственных  доходов, размеры финансовой помощи из областного бюджета.

Областная администрация на основании  полученных данных доводит до территориальных  администраций и органов местного самоуправления:

  • проектируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов;
  • суммы безвозмездных перечислений из областного бюджета для выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности;
  • виды и суммы финансовой помощи из областного бюджета бюджетам городов и районов.

Областной Совет депутатов утверждает:

  • основные характеристики областного бюджета: общий объем доходов, расходов и дефицита бюджета;
  • прогнозируемые доходы областного бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации;
  • нормативы отчислений от собственных доходных источников в местные бюджеты, установленные для районов области;
  • расходы областного бюджета по показателям функциональной классификации расходов бюджетов;
  • расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
  • распределение бюджетных ассигнований по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета;
  • источники финансирования дефицита бюджета за счет внутренних заимствований области;
  • верхний предел внутреннего долга области на начало очередного финансового года;
  • предельный размер заимствований относительно расходной части бюджета;
  • объемы и перечень внутренних заимствований по источникам финансирования дефицита бюджета;
  • лимит гарантий третьим лицам на привлечение внутренних заимствований;
  • бюджет текущих расходов и бюджет развития;
  • лимит по инвестиционным налоговым кредитам на срок, превышающий размеры финансового года (в составе расходов на инвестиции);
  • перечень защищенных статей расходов бюджета;
  • размер оборотной кассовой наличности;
  • лимит предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах финансового года с разбивкой по кварталам;
  • иные показатели, установленные областным законодательством.

Не позднее чем за два месяца до начала финансового года, т.е. 1 ноября, глава администрации области вносит в областной Совет депутатов проект закона об областном бюджете на предстоящий финансовый год и целый ряд документов, определяемый статьей 17 Закона, а также проекты законов о бюджетах внебюджетных фондов, программу приватизации и управления собственностью области и, в случае необходимости, проекты поправок к законам об областных налогах.

В соответствии со статьей 18 Закона эти  документы в течение 15 дней рассматриваются комитетами областного Совета и на основании их заключений Комитет по бюджету в течение 20 дней готовит сводное заключение и рекомендует сессии областного Совета принять или возвратить на доработку проект бюджета. Таким образом, не позднее 5 декабря областной Совет рассматривает закон о бюджете и другие законы в первом чтении.

По итогам первого чтения проекта  закона (законов) утверждаются основные параметры бюджета, либо, в случае несогласия областного Совета, проект бюджета передается на доработку  в согласительную комиссию, которая  в течение 15 дней разрабатывает свой вариант основных параметров бюджета  и вносит коррективы в сопроводи-тельные  документы, или просто возвращается в областную админи-страцию на доработку, которой отводится 20 дней на разработку нового проекта бюджета.

До принятия закона в первом чтении администрация области может  вносить (и вносит) в проект бюджета  изменения и коррективы, что существенно  затрудняет работу комитетов областного Совета. В течение 20 дней, после внесения проекта Закона на второе чтение  проекта закона «Об областном  бюджете» областной Совет утверждает:

  • расходы областного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации;
  • расходы на финансирование целевых программ и инвестиционной программы;
  • перечень защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме;
  • нормативы предоставления средств из бюджета на возвратной основе.

В третьем чтении закон принимается  в целом. В случае непринятия бюджета  до начала финансового года (1 января) администрация области имеет  право расходовать средства по соответствующим  разделам функциональной классификации  ежемесячно в размере 1/12 фактического исполнения бюджета в предшествующем финансовом году, либо областной Совет принимает специальный закон «О финансировании расходов в I квартале».

После принятия закона о бюджете  областным Советом он поступает  на подпись к главе администрации  и после его подписания и публикации в СМИ (статья 27) вступает в силу.

    1. Бюджет Новосибирска на 2012 год

31,5 млрд рублей - запланированные доходы города Новосибирска в 2012 году, расходы – 32,2 млрд рублей. Параметры городского бюджета на 2012 год превзошли показатели трехлетней давности, докризисного 2008 года, но меньше реальных показателей нынешнего года. Проекты бюджета и плана социально-экономического развития Новосибирска на 2012 были одобрены вчера, 19 сентября.

Власти города стремятся к бездефицитному бюджету, надеясь в следующем  году «уйти в минус» не более чем  на 700 млн рублей. Ведь в 2011 году дефицит составил 2,7 млрд.

Примечательно, что доходы муниципалитета в 2012 году пока запланированы на 2 млрд рублей меньше планируемых доходов текущего года - 33,7 млрд рублей (при 36 млрд расходов). Однако, стоит напомнить, что и цифры бюджета-2011 при первоначальном планировании осенью прошлого года были гораздо скромнее, на уровне 28,5 млрд. А уже в течении года несколько раз корректировались в сторону увеличения. Вот и сейчас бюджет-2012 меньше бюджета-2011, но хотя бы превосходит  цифры предкризисного 2008 г.

Осторожность городских финансистов, устанавливающих планку доходов  на скромном уровне, продиктована изменениями  в межбюджетных отношениях. В 2012 году город будет вынужден отдать несколько  доходных статей федеральному центру. Например, из доходов муниципального бюджета выведены госпошлины и штрафы за административные правонарушения на дороге, ежегодно прибавлявшие бюджету  около 600 млн рублей. Прибыль от платных услуг отныне будет поступать в бюджет города только от казенных учреждений, и вместо 1,4 млрд в 2012 году городу останется 200 млн рублей.

«Структура доходной части бюджета  будет построена таким образом, что эффект от поступательного движения мы заметим лишь в одном источнике - НДФЛ. В то же время за счет диверсификации экономики города и отсутствия прямой зависимости от цен на природные  ресурсы от каких-либо социальных катаклизмов  мы защищены», -  уверен начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии города Борис Буреев.

В качестве компенсации федералы решили оставлять муниципалитетам не 30 % от налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), а все 40%. Это позволит увеличить  доходы только с этого вида налогов  до 1,7 млрд рублей.

«Федеральные власти имели возможность  отказаться от вносимых изменений, и  даже сократить свои аппетиты, но в  стране есть несколько крупных проектов, которые должны быть реализованы  в кратчайшие сроки. Возникает вопрос: почему за счет нас? Придется экономить. В первую очередь на капитальном строительстве, социальной сфере и развитии города. Словом, на хорошие дороги и стабильные зарплаты средства будут, а на их улучшение и повышение – не факт», - пояснил корреспонденту «НН» член комиссии по бюджету и налоговой политике Совета депутатов Новосибирска Антон Тыртышный.

Расходы бюджета запланированы  на уровне  32,2 млрд рублей. Львиная доля средств будет направлена в сферы образования (46%), ЖКХ (25%) и здравоохранения (10%). 

Например, исключительно за счет городского бюджета будут финансироваться  программы дошкольного образования. Власти Новосибирска планируют ускорить темпы введения в эксплуатацию новых  детских садов (до восьми вместо трех в этом году).

Таблица 1 – Доходы Новосибирской области

Год

Доход

Расход

2008

30,8

34,5

2009

28,6

31,4

2010

29,2

30,8

2011

33,7

36,4

2012

31,5

32,2


 

Рисунок 1 – Структура  доходов и расходов Новосибирской  области

 

 

 

Основные показатели экономического и социального развития

Новосибирской области

Таблица 2 – Прогнозирование  денежных потоков

Наименование  показателя

Единица

измерения

2012

Прогноз

2013

2014

Объем инвестиций в основной капитал

млрд. рублей

150,0

178,2

211,7

Объем инвестиций в основной капитал на

душу населения

тыс. рублей

56,0

66,3

78,5

Фонд заработной платы работников

млрд. рублей

241,1

270,9

304,6

Величина прожиточного минимума    

рублей

7261

8234

8934


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 6 дано определение  бюджетного процесса. Где указано, что  бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

Соответственно курсовая работа по выданной теме должна раскрыть все  моменты, указанные в определении  бюджетного процесса. В первую очередь  я обозначила задачи бюджетного процесса, то есть, указала для чего необходима деятельность участников данного процесса. Затем определила самих участников бюджетного процесса, а также их полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

Книги

      1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. — 486 с.
      2. Баранова И.В. Финансы: Сборник структурно – логических схем, планов семинарских занятий и тестовых заданий: Учебное пособие. – Изд. 2 – е, дополненное и исправленное. – Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2008. – 151 с.
      3. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2006. 504 с.
      4. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Пол ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— 703 с. — (Серия Золотой фонд российских учебников»)

Информация о работе Бюджетный процесс Российской Федерации